Даниил Хармс

Евгений Зернов
(Даниил Иванович Ювачёв)

Годы жизни: (1905-1942), прожил 36 лет.

Отец Даниила в молодости был революционером-народовольцем, участвовал в подготовке покушения на царя (Александра III). Был арестован и приговорен к смертной казни, приговор заменен каторгой. Отсидел 2 года в одиночных камерах Петербургской/Шлиссельбургской крепостей и отбыл 8 лет тяжелых работ на Сахалине, пережил духовное перерождение и стал духовным писателем.

Даниил в 19 лет поступил в Ленинградский электротехникум. Обучение было в тягость, через полтора года его отчислили (за неактивность в общественных работах).

В 22 года Хармс женился. Брак продлился 4 года. Еще спустя 4 года его первую жену арестовали вместе с семьей по обвинению в «троцкистских симпатиях» и осудили на 5 лет каторги на Колыму, где она вскоре погибла.

Когда Даниилу было 24 года – его мать умирает от туберкулёза, и у него совсем не остается денег для жизни, он вынужден сосредоточиться на написании детских книг, за которые хотя бы платили.

В 25 лет арестован вместе с группой писателей, поводом для ареста стал «антисоветский характер» работы в детской литературе. Приговорен к трем годам исправительных лагерей (в тексте приговора употреблён термин «концлагерь»). Спустя полгода нахождения в тюрьме НКВД, приговор заменен (за заслуги отца в борьбе с царским режимом) полугодовой высылкой. В Курске у Даниила развивается подавленное состояние. Доктор констатирует плеврит и тяжелое нервное расстройство.

Хармс много занимается творчеством, преодолевая тотальное безденежье и нищету. Его «взрослые» произведения нигде не публикуют. И сам Хармс отчетливо знает, что его произведения никогда не опубликуют при его жизни, что и происходит в реальности.

После 30-32 лет (особенно с 1937 года) Хармс впадает в абсолютное уныние: его совершенно не печатают, одолевает беспросветная бедность и творческий кризис. Под надуманными предлогами Хармсу перестали выплачивать авторские отчисления за уже напечатанные ранее вещи. В стране царит тоталитарный террор.

32-33 года: дневниковые записи Хармса наполнены отчаянием и ужасом перед лицом голодной смерти.

В 33 года с началом 2-й мировой войны Даниил симулирует психическое заболевание, чтобы избежать призыва в армию. В нервно-психиатрическом диспансере ему ставят (спасительный) диагноз «шизофрения». Справка из диспансера позволила также получить небольшие выплаты по инвалидности.

Когда Даниилу исполнилось 34 года – от заражения крови умирает его отец, которого он очень уважал и ценил.

Хармс ненавидит советскую власть, абсолютно чужд войне в любых её проявлениях. Категорически не может представить себя, стреляющим из оружия в других людей. Многие друзья Даниила уничтожены НКВД или сидят в заключении.

С началом войны и окружением немцами Ленинграда, к больной жене Хармса приходит повестка – в принудительном порядке рыть окопы.

В 35 лет Хармс арестован по доносу осведомителя НКВД за "антивоенные настроения" – в рамках «чистки» населения города. Подобные обвинения во время войны грозили расстрелом, от которого спасла справка о психическом заболевании.

В 36 лет Хармс умер от голода в блокадном Ленинграде в отделении психиатрии больницы тюрьмы «Кресты». Пищи не хватало и, вероятно, пациентам тюремного психиатрического диспансера просто перестали давать еду.

Спустя 18 лет после смерти Хармс признан невиновным за отсутствием состава преступления, реабилитирован.


Писатель, поэт, драматург в стиле гротеска, абсурда, чёрного юмора, бессмыслицы, мастер эпатажа. Осмысление творчества Хармса началось спустя 30-40 лет после его смерти. Оказал огромное влияние на современные литературу и искусство. Его произведения многократно экранизировались, использовались в музыке, театре.