Ум - тьматаракань

Жорж Ёжиков
Ум-тьматаракань.

   Живёт себе человек. И вдруг в его уме возникает мысль: кто я? Бля, ну кто я? И такая это мысль, что нет человеку покоя, так она точит ему мозг. И в сердце тоска щемит и давит. «К чёрту, «что делать?» и «кто виноват?», тут вопрос поважнее – «я-то кто?» - размышляет человек, и одновременно пытается узнать у других, как у них с этим дело обстоит, один он такой мучается, или всем хреново от невежества? И куда бы он не пошёл и кого бы ни спрашивал, его встречают вопросом: а ты кто? А он не знает. Он может сказать чьих он будет, с какого района, чем по жизни промышляет, с кем водится, а про «я» сказать ему нечего. Описать себя он тоже может, его этому научили, но если вдуматься, то это ответы на вопрос «какой», а не «кто». Действительно, горе от ума, книжки не врут. Одно дело нож под ребро, другое – вопрос ребром. В первом случае боль физическая, во втором – ментальная.
   Человек, желающий "познать себя", ищет знаний о себе или себя? В том, что он быть, сомнений нет, но вот кем он быть, для него загадка. Эх, и ладно бы, отмахнуться от неё, так нет, бегает загадка за ним хвостиком. Уж не тот ли это хвост, что виляет собакой?

   Люди помочь не смогли, не сведущие они в таких вопросах интимного характера. Тут, наверное, речь о душе, не меньше. Душа, наверное, и есть это Я во мне. А о душе и духовности рассуждают специально обученные люди – священники, жрецы, философы. Психологи в этом вопросе не помогут, а к психиатрам ещё рано обращаться. И подсказывают ему, что есть люди одарённые и озарённые, в религии их величают святыми, такие они чистые в своих помыслах и чувствах, а в индийских ареалах духовности кличут их «гуру» - если короче, то знающие люди, проникшие в тайны Бытия-Сознания.
   Идёт он к какому-нибудь такому мастеру, вызвавшему в нём доверие, со своими вопросами и слышит: "Ты не это. Иди и размышляй". Человек ошарашен, он уточнить хочет, а его уже отталкивают следующие вопрошающие. Там очередь, и у всех вопросы острые, насущные, животрепещущие. Но раз «гуру» сказал, то делать нечего, нужно размышлять самому. Направил к себе. «Ты не это».
   Всё понятно? Ничего не понятно.

   Потом он идёт к другому мастеру за разъяснениями, уже к авторитетному. И, дождавшись аудиенции, получает следующий ответ: "Ты - То".
   Ну да. Всё логично. Если ты ничего из того, чем ты считал себя, ничего из этого, как указал предыдущий «гуру», то ты - То. Вот ты и на два шага ближе к истине о себе.
   А что То? Кто спрашивает? Спрашивает "это". Ведь не «То» будет задавать вопросы! Значит, Я - это То, что неопределимо, бескачественно, невещественно. Блин, только «это» нужно убрать. Я – То.
   Ответы краткие и исчерпывающие, но настолько неопределённые, многосмысленные (или бессмысленные?), что вопросов становится только больше. А что если убрать и «это», и «То»? Тогда только Я.

   Потом человек, ставший духовным искателем (вот же угораздило вляпаться!), идёт ещё куда-то, может, даже едет за тридевять земель, в поисках чужеземных пророков, которые познали себя и Истину. Уж там точно можно услышать о тайных знаниях, передающихся из уст в уста на протяжение тысячелетий, и оформившиеся в традиции. И там слышит, возможно, следующее: "Ты и это, и То. Но… Ты не только то, чем ты быть и кем кажешься, но ты лучше, больше, глубже. Но сравнивать ни с чем не нужно. Просто, ты - уникальный". Очередной мастер скажет: "Ты – эманация Божества. Божество, забывшее Себя, потерявшее Себя, которое хочет пройти путём становления и познания, чтобы заново открыть Себя". Звучит обнадёжывающе и согревающе.
   Следующий мастер объявит: "Забудь всё, что ты слышал. Услышанные истины, написанные – ложны. Забудь даже то, что скажу я, как только услышишь это от меня. Ты - То, означает, что тебя нет, никого и ничего нет. То - это Великая Пустота". Понял? Забудь!"

   Это поиск подсказок и знаний извне. И так далее, и тому подобное. Но откуда сами мастера узнали об этом, пусть даже их знания несколько различаются? Откуда узнал тот, кто был первым мастером на земле и от кого пошла традиция? Ведь к нему пришло изнутри. Кстати, а что там, внутри?
Тебе объяснили – Великая Пустота. И как, уже всё прояснилось для тебя, ты успокоился? Или затих, переваривая полученные знания?
   Так что это было - познать себя или узнать о себе?
   Кажется, что стало понятнее. Знаний-то стало больше. Но ни хрена не понятно! К обычным мирским знаниям добавились знания религиозно-философско-духовного порядка.
   После любого сатсанга, где было "кажется всё понятно", человек возвращается к себе, в своё «не понятно». А что нужно-то? Нужно выбросить знания и получить непосредственное переживание. Сделать это можно где угодно, потому что переживание возникнет внутри тебя, с тобой.
   Возвратиться к себе - это как к объекту, к телу, откуда и начинался поиск. А если после пройденного пути возвращаешься к себе с другой стороны, то к себе - это попасть внутрь себя. Это как к субъекту, к личности внутри тела, к некоему "я".

   Послушал умные речи, подпитался светом, сгармонизировал тело, ум и душу, и вернулся домой. А там - четыре неразлучных таракана и сверчок. Это образно. Если же их считать, то со счёта собьёшься. Там и жучки, и паучки, и червячки, и прочая живность в твоём густонаселённом внутреннем мире, и мир этот в уме. Куда бы ты ни ходил во внешнем мире, а возвращаешься к тараканам в своей голове.
   Так тараканы, что ли, должны просветлеть?
   Личность - это тот ты, который гоняет тараканов метлой, а потом ловит, когда они разбегутся, выстраивает их так и этак, и пытается приручать, дрессировать, контролировать, чтобы они не своевольничали, а жили по уставу.
   Человек получает от мастера совет, ЦУ, знания, иногда даже подробную пошаговую инструкцию "духовной жизни", если уж совсем беспомощный, неуверенный, не самостоятельный. Ему предписывается определённый режим, образ жизни, список дел, приводящих к заслугам и добродетелям, и перечень действий, вовлекающий в грех, а также комплексы упражнений, являющихся духовной практикой. Делай это - не делай этого, это можно, а это нельзя, это правильно - это неправильно. Правила дорожного движения в духовном мире по духовным дорогам.

   Но вернёмся к своим тараканам. Потому что ловить их и договариваться с ними приходиться самому. С Богом люди общаются через посредников, а с тараканами? В принципе, психологи и психотерапевты, и выступают в роли таких посредников - разруливать отношения между тараканами в голове и между личностью и тараканами.
   Другими словами вопрос духовного искателя звучит следующим образом: "Мастер, меня замучили мои тараканы! Что с ними делать? Как найти на них управу? Как освободиться от них?"
   Просветлённые мужи, растождествившиеся со своими тараканами, будут изрекать нечто неопределённое, что сошло бы за парадоксальность и мудрость: - "ты - не тараканы в твоей голове; ты - пустой дом, а тараканы приходят и уходят; и ты, и тараканы - это иллюзия, а реально - ничто; медитируй на свет внутри тараканов, всё имеет в себе природу света; полюби тараканов, как самого себя; поймай их, четвертуй и убей, они - демоны; измени своё отношение к тараканам, и они изменят своё поведение".
   Нет, убивать не буду. Заповедь "Не убий!" для меня не пустой звук. Придётся вылавливать, потом выпроваживать. Решено - депортация!
А что потом? А дальше жизнь без тараканов. Покой, тишина, чистота.
   Но это же значит, что твой дом опустеет, и не будет в нём шума, беготни, суеты, мелочной возни, весёлых игр, борьбы за власть, пищу, сексуального партнёра. Чем займёшься?
   Будешь продолжать рубить дрова, носить воду, мыть чашку, думая о чашке...
   А поговорить?! А внутренний диалог?! А подурачиться? А поиграть в жмурки и квача? Отказаться от всего, что тебе дорого, мило, привычно только из-за того, что есть что-то неприятное, стыдное, грязное, отвратительное. Готов?
   Не знаю, не знаю. Надо подумать, хорошенько взвесить всё, перепроверить. Может, и не стоит спешить прощаться со своими тараканами, с родненькими? Может, всё-таки, полюбить их?

   Я сидел в задумчивости. Посмотрел внутрь и увидел там тараканов, смирно и тихо сидящих в углу моего ума, собравшихся вместе на коллективную медитацию. Они сложили молитвенно верхние лапки и жужжали «АУУМММ…»
   Ну, вот же! Могут ведь! Можно и мирно сосуществовать, идя путём самосовершенствования.
   Они сидели не шевелясь, закрыв глазки. Но если внимательно присмотреться, то можно было заметить, что у них слегка подрагивали усики-антенки. Они чувствовали все внутренние движения во мне и наблюдали за мной телепатически.
   Оттуда же, из угла, доносилось вибрирующее "ооомммм... ооомммм... ооомммм..." Этот звук издавали крылышки, быстро трущиеся об их брюшка.
- Забавно! - подумал я. И краешком "третьего глаза" уловил ухмылку, мелькнувшую на одной из медитирующих тараканьих рожиц. Мелькнула догадка (это было интуитивное озарение), что возникшая во мне мысль принадлежала ему, а не мне. Это он подумал, а я уловил. Он и был этой мыслью.
- Вот же, зараза! - мелькнуло в уме. И снова увидел движение – это уже соседний таракан показал первому кулак.
- Что за куйня? Ваши безобразия несовместимы с нашей святостью! - прозвучало в голове. Трое тараканов встали и быстро удались из молитвенного угла.
- Тсссс! Ом намах Шивая! – донеслось из-за алтаря. Остальные тараканы снова замерли. Таракан суфлёр, сидящий в ухе перевёл мне: «Весь этот мир, живой и неживой, принадлежит не мне, существует не для меня, а для Шивы».
   Опа! Если тараканы в моей голове это утверждают, то получается, что Я – Шива?!
   Я спокоен, и тараканы успокоились? Или тараканы успокоились, и потому я спокоен?
   Кто я, так и не определился, и привычно принялся размышлять, не глядя в их сторону.
   И что мне делать с тараканами? Это будет зависеть от меня или от самих тараканов? Окраска тараканьего гуру от моих слов изменилась. «- Его рук дело» - подумал я. И его ассистенты, сидящие по бокам, поддакивающе закивали.
- Вашу тараканью мать! А я, блятт, ходил в поисках ответов по разным священным местам и расспрашивал мастеров!
   (Тараканы зашевелились, повскакивали с мест, задвигались, затараторили на своём тараканье-санскритском языке).
- Мда... Попадалово! Сцука! Что же делать?! Это же их проделки!
   (Тараканы уже разбегались по разным углам во все восемь сторон, кто переругиваясь, а кто перешучиваясь между собой).
   В сумеречном углу подозрительно кучковалась группа тёмных тараканьих сущностей, перекрашиваясь то и дело, переодеваясь, переобуваясь, изменяя внешность и форму, демонстрируя странные жесты.
- Кто это, и что они затевают? – спросил сидящий в сторонке зевающий таракан семенящего мимо дружка, направляющегося в тот угол.
- Это ночной дозор. Разучивают предстоящее вскоре сновидение.
- Ааа. Ну, ладно. Пусть снятся. А то что-то спать захотелось.

   И я уснул. Ну, как я, тело уснуло, сознание переключилось. И я забыл о себе.
- А тот, кто искал, что с ним произошло?
- С ним всё хорошо. Он нашёл.
- Расскажешь?
- Да, как-нибудь при случае.

Изменено и дополнено 13.08.22