Я жила в СССР

Нина Джос
    - Если бы не развалился Советский Союз, у нас бы сейчас не было мобильных телефонов, - заявил мне пятнадцатилетний подросток, как говорится, "на голубом глазу". Я долго объясняла ему, что в то время их вообще нигде не было, в том числе и в США. Говорила о техническом прогрессе в области электроники, а он смотрел на меня рассеянным взглядом, и явно не верил! 
 
    После развала Советского Союза прошло более тридцати лет. За это время выросло новое поколение, не имеющее представления о социализме и стране, где родились и жили его предки. Вспоминаю рассказы родных бабушки и деда о царской России, о Гражданской и Отечественной войнах - в детстве они мне казались чуть ли не сказками или былинами. А ведь мои предки жили в то время, и были очевидцами этих исторических событий. 
   
    Учебники истории в очередной раз перепишут в угоду правящим господам, а люди, жившие в эту эпоху отойдут в лучший мир, как ушли нынче ветераны Второй мировой. Останутся фильмы и книги, хранящие в себе дух того времени. Для того и нужна художественная литература, чтобы отражать, как зеркало, судьбы и думы, мечты и опыт разных людей. Чтобы новые поколения учились на ошибках прошлого и не повторяли их.

    Этот подросток с мобильным телефоном вдохновил меня рассказать о жизни в СССР глазами очевидца, не очерняя и не восхваляя то время. Там, как и везде, были свои плюсы и минусы. К моменту развала страны мне было тридцать лет. Я была зрелым сложившимся человеком - в моё время взрослели рано. Это сейчас молодёжь сидит за партами по двенадцать лет, так и не получив реальной профессии. И только после этого задумываются, кем быть и чем зарабатывать на жизнь.

    В Советском Союзе было обязательное восьмилетнее образование. После этого, часть школьников поступали в ПТУ или училища, чтобы получить рабочую профессию или устраивались на работу. Остальные заканчивали десятилетку и шли в институты или университеты. Кто не поступал - работали год и поступали снова или служили в армии. Были ещё техникумы, которые давали среднее специальное образование. Туда можно было поступить на базе восьми или десяти классов.
 
    "Чтобы мало зарабатывать, нужно очень много учиться" - так шутили в СССР. Дело в том, что рабочим на заводе или фабрике платили гораздо больше, чем инженерам или другим специалистам с высшим образованием. Кроме того, отработав на заводе несколько лет, можно было получить от государства квартиру совершенно бесплатно. Всё зависело от места жительства. Трудно было получить квартиру в столице или областном городе. А вот в провинции это случалось довольно быстро. Преимуществом пользовались семьи с детьми. Мой отец получил однокомнатную квартиру в течении 2-х лет. Место в общежитии давали сразу, как человек устраивался на работу. Бомжей в СССР практически не было, да и на съёмных квартирах редко кто жил.
 
    Вспоминая то время осознаю, что мы жили в совершенно другой реальности и системе ценностей. Положение человека в обществе определялось не количеством денег, а тем, какую работу он выполняет и какую должность занимает. Поэтому люди стремились получить образование, чтобы стать уважаемым человеком, даже если за их работу платили меньше. 
 
       продолжение будет...