Света приехала домой в Мордовию

Любовь Аверьянова
Света приехала на родину в Мордовию из Ленинграда. Она приехала с маленькой дочкой, которой исполнилось четыре годика. Света не была дома пять лет и очень соскучилась по родным. Родни у неё здесь, в Мордовии было много.
 По случаю Светиного приезда, домашние быстро накрыли стол. Хотя это были девяностые, голодные годы, но на столе было много разной пищи. И потом, Света сама из Ленинграда привезла кое-что из продуктов. Ведь, в девяностые годы, в Мордовии из продуктов, почти, ничего не было. Здесь, в Саранске,  в магазинах было пусто "хоть шаром покати". Но, а в Ленинграде и в Москве было почти всё. Правда за всеми продуктами надо  было постоять в очереди. И Света стояла, где час, где два. Она заранее готовилась к отъезду. Купила всем домашним маленькие подарочки и привезла много продуктов. Сумки её были тяжёлыми.  Там, в Ленинграде до Московского вокзала её провожал муж, а в Саранске встретили брат и зять.
 Но зато, сейчас на столе лежала тарелка с нарзанной колбасой и тарелка с нарзанным сыром, которых здесь давно уже не было. Но они, эти тарелки, скоро опустели.
Здесь, недалеко от города, в посёлке, почти у каждой семьи был свой огород. И у Светиных родителей около дома был большой сад с разными фруктовыми деревьями. Был большой огород, где родители и другие домашние, выращивали картошку, капусту, помидоры, огурцы и другие овощи. 
 А теперь дети сестёр и братьев "паслись" около Светы. Светины племянники и племянницы давно не ели конфеты. А жвачки для них были большим лакомством и великой радостью.
 Перемерив все подарочки, которых привезла Света, и почти всё съев со стола, взрослые сказали детям,
- Идите, играйте на улице!
  Когда дети ушли, взрослые предались воспоминаниям. То и дело слышалось: "а помнишь?" То  и дело раздавались взрывы смеха. Они шутили и называли друг друга прозвищами детства.
- Ой, как хорошо дома! - сказала Света.  Потом она спросила, - У вас все живы здоровы?
- Почти все, - сказала мама, - вот только тётя Варя умерла.
- Как?!  Ведь она была ещё молодая, - удивилась Света и добавила, - наверное ей не было ещё и пятидесяти.
- Бывает и моложе умирают, - сказала сестра Нина, - вот её Васе не было  ещё и двадцати пяти и он тоже умер.
- Как?! - опять удивилась Света.
- А вот как, - рассказывала мама, - Тётя Варя поехала убирать картошку, подняла  ведро с картошкой на машину и рухнулась на землю. Да у неё давно сердце болело, не надо было ехать, а она всё для Васьки старалась, денежки собирала на машину.
- Ах, Вася, Вася ты погубил маму и машину не успел купить! - вздохнула сестра Нина и добавила, - да он при жизни мамы был беспутный и всяко издевался над ней, вот поэтому, почти сразу, через неделю, после смерти матери повесился.
- Жалко, конечно, неразумные, безбожные, не знающе Слово Божье. Так вот люди и кончают свою жизнь, даренный Богом, - серьёзно сказала Света.
  Она недавно стала ходить в Ленинграде церковь и запоем читала Библию. Когда она поверила в Бога, на душе у неё стало спокойно и радостно. Она изменилась, стала более молчаливая, милосердная и терпеливая.  Этот её характер, пришлось по душе мужу и друзьям. Теперь она не суетилась и не раздражалась,как раньше. Она почти, никого не осуждала и принимала людей такими как есть, желая помочь каждому, чем может.
 После того, как она сама пришла к Богу она хотела, чтобы все так же пришли к Богу и приняли бы Его милость и мудрость. Она думала, если Бог зажжёт Свой свет в душах всех людей, то не было бы зла на земле и не было бы войн. Любовь - вот основа веры в Бога. Если любишь других - не захочешь любимым сделать зла, а наоборот, хочешь сделать им добро, и чтобы все радовались твоему добру. Тогда все стали бы лучше, и все бы стали счастливые и спокойные.
  За столом замолчали. Ведь им семьдесят лет долбили, что Бога нет и, что "вера - опиум для народа", а тут, воочию, их дочь и родная сестра, открыто говорит о Боге.
  Тишину прервала Света. Она понял, что здесь ещё рано так явно, говорить о Боге. И теперь она вспоминала, о том, как тётя Варя с маленьким Васей, которому тогда было тогда ещё четыре годика, или лет пять, приехала в деревню к бабушке из Дальнего Востока. В то время Света тоже была у бабушки в деревне и помнит, как тётя Варя любила и дрожала над Васькой.  И теперь Света сказала,
-  Любовью тоже можно испортить человека. Вот вам пример - тётя Варя. Она всё делала для Васи и испортила его, потому что Вася не привык жить без тёти Вари, - и Света ещё добавила, - детей надо любить, когда они спят и воспитывать их тогда, когда они ещё лежат поперёк кровати.
 Мама засмеялась, потому что, это были её слова и сказала Свете,
- Хорошо ты урок освоила. Я думаю, и ты дочку так же воспитываешь.
- Да я стараюсь воспитывать так же,  как ты нас воспитывала, но муж уж очень любит и балует её...
  Но её рассказ прервала сестра Рая, она тоже хотела участвовать в разговоре и сказала,
- Точно!  Детей надо приучать к труду и самостоятельности с детства.
- Мама, вот ты нас приучила и хорошо, - сказал брат, смеясь, - мы уже с пяти-шести лет знали свои объязанности и работали каждый под силу, и теперь я не сижу без дела.
- Да уж, вы у меня росли не избалованные и трудолюбивые, - снова сказала мама.
  Дети вошли домой и маленькая Надюшка, Светина дочка, с восторгом рассказывала,
- Мамочка, ты знаешь, здесь по улице все дети ходят без мам. Мы видели корову и козлят и играли с ними. Мы ещё играли с собачкой. Мам, ты не бойся она была маленькая и не укусила меня!
- А я и не боюсь, - сказала Света, - доченька, здесь всё можно. Это в Ленинграде я тебе говорю: "это нельзя, то нельзя", а здесь гуляй, где хочешь и играй, как хочешь. Здесь простор и свобода.
- Да! И никаких плохих дядек нет, - добавила, смеясь, тётя Нина, - ты, Надюшка, ничего не бойся. Здесь с тобой братишки и сестрёнки.
- Ну, мы теперь пойдём в сад, - сказали дети, - и будем там играть.
- Алёнушка, возьми-ка ведёрко и собери огурцы, - сказала бабушка восьмилетней Алёнке, а вы прополите морковку, А Алёнка покажет вам как, чтобы вы не выдёргивали вместе с травой морковку, - сказала мама и она же бабушка своим внукам и внучкам. Здесь их было всего только восемь. Всех же внуков и внучек у бабушки с дедушкой было двадцать, но другие не смогли приехать.
  Дети ушли. Потом Света достала из сумки набор открыток с видами Ленинграда и все стали разглядывать.
- Неужели ты это всё видела своими глазами?! - удивилась сестра Таня.
- Да! И много об этих достопримечательностях могу рассказать.
  Света рассказывала много по каждой открытке. За столом слушали внимательно и с восторгом. Для домашних это было не только удивительно, но и не досягаемо. Их сестра и дочь будто приехала из другой планеты.
Да,она через год, после того, как уехала по-вербовке в Ленинград тогда приезжала, но теперь она была совсем другая. Она была строгая, но тихая. Она была сдержанная и многословная, но не пустословила, а говорила всё со знанием дела.
А вот теперь она рассказывала обо всех достопримечательностях Ленинграда и знала, кажется, всё, во всяком случае, где что находится, о скульпторах и об архитекторах...о жизни  в Ленинграде, о блокаде и о многом другом
  Они убрали со стола и вышли в сад. Когда Нина со Светой были одни, то Нина негромко спросила,
- Светка, а почему ты поверила в Бога, ведь здесь, в посёлке не верят, - и добавил, - ты не говори другим о Боге, а то люди скажут, что ты ненормальная.
- Нина, меня меньше всего волнует, что скажут другие люди, а ты и все домашние знают, что я нормальная. Да, я счастливая и радостная, с тех пор, как поверила в   в Бога. И Света, улыбаясь сказала ей, - я хотела бы , чтобы и ты была такая же  счастливая и радостная, спокойная и мудрая. И ты была бы под защитой у Бога, как и я.
- Но это очень трудно понять, ведь Бога нет.
- Да Бог -Дух и Он невидим, - сказала Света сестре. Она твёрдо добавила, - но Бог есть и всех нас любит. Вот ты, Нина, дышишь воздухом, но ведь, тоже, не видишь его. Ну вот так и без Бога никто не может жить.Она ещё сказала Нине,
-  Мы носим в себе Его Святое дыхание, которое Он вдунул в Адама - первого человека, которого Бог создал из праха земного. Адам был, как скульптура и ожил только тогда, когда Бог вдунул в него Своё Святое дыхание.
- Это же в Адаму, а не нам.
- Мы все потомки Адама и Евы. Они нашей пра-пра-пра отцы и матери.
Света говорила Нине, - ты сама поймёшь многое, когда будешь читать Библию - Слово Божье. И Света продолжала говорить,
- Вот, Нина, скажи,что будет, если посадят  тебя в резиновый мешок и крепко его завяжут, долго ли там проживёшь?
- Думаю, что совсем нет. Без воздуха долго жить нельзя!
- А без Бога ты тоже не одного дня бы не прожила. 
- Но я же живу.
- Ты живёшь потому, что не знаешь, что Бог любит тебя. Он охраняет и бережёт тебя. Он долготерпит, тебя, зная, что ты придёшь к Нему и покаешься в своих грехах.
- Но у меня нет грехов, я безгрешная!
- Ой ли? Безгрешный только Бог - Иисус Христос и Он умер за тебя на позорном кресте, Он страдал за тебя. Он мучился за тебя и принял смерть за тебя на кресте. И, тот, кто верит в Него он Его ранами, исцелён от всех болезней. Своей Святой кровью Он омыл все наши грехи и теперь, кто верит в Него, снимает свои грехи, через покаяния.  Он - Христос умер за нас безгрешный, а люди все греховны. Мы грех можем сделать в каждую минуту своими делами и даже мыслями. мы чами без Него не можем управлять мыслями и дух живёт, где хочет...
   Её проповедь прервала Нина. Она спросила,
- А кто такой Бог и кто такой Иисус Христос,это разве два Бога? Объясни, я никак не могу понять.
- Да Бог Дух, и никто Его не видел, но Христос Его явил нам. Бог пришёл на землю в образе Христа, но фарисеи и законники Его распяли из-за зависти.
 Света процитировала: "Бог так возлюбил мир, что отдал Своего Единородного Сына, чтобы Христос - Его Единородны Сын, взял грехи всего мира и, чтобы никто не погиб, но все бы имели Жизнь вечную". Они немного помолчали, потом Света сказала Нине, - вот в воскресенье мы поедем в Саранск, в церковь, где проповедуют по-мордовски и по - русски и ты сама многое поймёшь.
 Воскресенье они поехали в церковь в Саранск. Свету здесь некоторые знали, кто был в Ленинграде, в церкви. Знал и пастор, и после богослужения Света попросила пастора две Библии для Нины. Нина здесь долго осматривала Библии на русском и мордовском языках. Она дома часто читала и сравнивала стихи из Библий. Она часто спрашивала Свету о том, что она ещё не понимала. О духовным интересовались и другие члены семьи. Света про себя каждый день молилась, чтобы Господь достучался до сердец родных и открыл бы им разум...
  Прошёл месяц и Свете надо было возвращаться в Ленинград. Почти каждый день она получала от мужа письма. Он писал, что соскучился о них и не может жить без них.
И когда Света  ехала в поезде, улыбалась, вспоминая как хорошо было там в Мордовии. Она ласкала дочку и только заметила, как та загорела и выросла. Света  до Москвы думала о домашних и всё вспоминала родных, и, что происходило там дома в Мордовии.  А после Москвы представляла себя В Ленинграде дома  и в церкви, где её ждали духовные сёстры и братья...