Залив Клеопатры 2. картина автора

Владимир Ендурайский
  Самолет легко и  плавно приземлился   на Турецкой земле. Пассажиры , выдохнув задержанное дыхание при посадке, зааплодировали  мастеру –пилоту. Как обычно проходим все необходимые процедуры  перед  вступлением  на   Турецкую землю,  без всяких ковидных  ограничений,  рассаживаемся  в комфортабельные  автобусы и едем дальше до Алании . Через  2 часа мы прибываем в пункт  назначения, где  радужные служащие гостиницы  размещают  в самых лучших номерах с видом на море (это по их определению) за  дополнительные 10 долларов.
Прекрасное, солнечное утро начинается с завтрака в огромном ресторане, где несколько сот  взрослых  и детей  разных  национальностей и цвета  кожи  спешат  насладиться турецкой  утренней  кухней.  Так и хочется  воскликнуть, вот она вожделенная мечта  обывателя о земном рае:  - ешь  и пей  все, что душе угодно в неограниченном  количестве!

Наполнив  желудки до меры  невозможного , привычно  ползем  на пляж,  чтобы  почувствовать  прелести  средиземного  моря . Ах море, море!!!  Сколько  в этом  слове   восторга, желаний , фантазий , ожиданий  чудодейственного возврата  молодости  и красоты !  Женщины  готовы раздеться  до последней  бечевки  на теле , думая, что  весь мир  только и делает, что  смотрит  на ее прелести!  Мужчины грозно  фыркают  в воде,  делая порывы  переплыть  море  или хотя бы  доплыть  до Кипра .
 
Все  это  в первый  день .  На второй  день   уже не обращаешь  внимания на то что , у  рядом лежащей дамы  ничего нет  на теле …хотя, что –то  вроде  бы есть , но уж  очень еле  заметно.  А  потому  привычно  тянешься  за  запасенной    книгой  прихваченной   для таких случаев…
 
И  вот  я  продолжаю  читать  дневники М. Волошина.  Как  парадоксально  и странно  устроен человек.  Ну почему бы не жить смиренно  и  бесконфликтно  в  мире  со всеми ?  Для  чего  ему нужны  драмы,  споры, поиски  истины  на ровном месте, желания  кого-то  переубедить  и объявить  себя   владельцем  абсолютной  истины? …….  Неугомонный Волошин, то  посещает лекции Сорбонны,  то  участвует  в спектаклях  мистерии  в  Германии,  то  проходит  пешком через  горы  из Франции в Испанию,  то  пишет  сотни  акварельных листов  с пейзажами Коктебеля  и разных  горных  вершин …  То собирает вокруг  себя  в  Коктебеле  сотни  странных  и  неординарных,  с точки  зрения  обывателя,   в поведении  людей.  Но  и этого мало!
 
Вот  еще  одна  из самых  скандальных  историй  из жизни М. Волошина.   Февраль 1913г.   На собрании кружка «Бубновый валет»  Волошин  читает  обвинительную  речь  в адрес  мэтра  русской  реалистической  живописи И. Е. Репина  по поводу  нападения  вандала ,  психбольного ,  на картину «Иван Грозный  убивает своего  сына»    В  зале  неожиданно  появляется  сам  автор картины.   Волошин  учтиво,    перед началом  лекции,  извиняется  перед  Репиным,  что  он,  возможно,  причинит  ему   несколько  неприятных  моментов   своими  резкими  суждениями  по поводу  его  картины  и самим  фактом  случившегося.
 
 И  вот  он лепит  автору  картины  в лицо   все  свои  нелепые (на мой  взгляд  и многих других)  размышления  по поводу  темы  натурализма  с изображением   жестоких  сцен  в искусстве. Путанно  и туманно приводит  примеры  из творчества  Рембрандта,   Грюневальда,  Достоевского,  Шекспира…  В итоге  начинает    противоречить  самому  себе. … 
Картина   выполнена  выдающимся  мастером    со  всеми атрибутами  академического   и   сценического   искусства ,   заявляет Волошин .   Но  ее нельзя  показывать  детям , людям  с  неуравнавешанной  психикой , а только  для  отдельной  публики … И.Е. Репин под  бурные  аплодисменты  покинул зал,  получив еще одну  порцию  восхищения  к своей   всемирной славе.  Выпад  Волошина  одобрили  далеко  не все .   Но многие  узнали  и  о неком    Волошине,  который  набрался  смелости  и замахнулся  на  гиганта.    А почему бы  и нет?
   Излюбленный  прием для  заявки  на  собственное  мнение  об  утверждении  как  владельце  неоспоримой  истины…     Но  тут  возникают  масса  вопросов   разного  характера .    А как  же  с правом художника  на отражение  действительности   через  призму  своей  фантазии  и  заостренной  гиперболы   сюжетной  линии  ради  наивысшего  эффекта  эмоционального  воздействия  на зрителя?   Репин как  раз подошел  не  как  натуралист –художник ( в реальности даже этой сцены  не было , и крови не   было,  и сын  то  умер  совсем  от  других  причин , как   показывают  некоторые  источники   из истории)  .
 Вымысел  ради  основной  идеи , ради  сильнейшего  потрясения,   которое  может   вызвать  только   энергия  заложенная  в  саму  драматургию  картины.    Художник  (настоящий) пишет  не  иллюстрацию  к  тому или   иному  событию,  а   собственное  суждение   и  выводы  на  событие ,   которое   максимально  соответствует   общественному  мнению   на  случившееся  событие,  т.е.  на  мнение,  которое  укоренилось  в  обществе .   Если следовать  логике  Волошина , то  и  «Моцарт и Сальери»  произведение  А.С. Пушкина , и  множество  картин,  особенно серию «Капричос»   Ф. Гойи, и произведения Босха,  Брейгеля,  страшный суд  Микеланджело  с фигурами  с  содранной  кожей  и  тысячи  других  признанных  шедевров  оградить  от массы  зрителей  только  потому ,   что  в  одно  из  столетий  вдруг  найдется  маньяк  который  набросится  на  картину   с ножом  или  с  банкой  кислоты,  как было  в случае  с  Данаей  Рембрандта .   Тут -то  наоборот,  земная  красота  женского тела !   
 А  картина   Ботичелли  «Весна»  в чем  провинилась  перед  очередным  маньяком ?     И ,  более  чем  странно  из его  суждений  о натурализме  и  привлекательности  таких  сцен  в  искусстве,  что  же  он  тогда    сам  посетил  мистерию  о  жизни  Иисуса  в  Обер-Аммергау,   театральное  представление  которое   просто  изобиловало  натуралистичными  сценами ,  вплоть  до  прибивания  гвоздями  героя- артиста  к   кресту   с изобилием   крови,   при   виде    от   такого  зрелища   зрители  падали  в обморок?   Однако  слаб  человек , острые  эмоциональные  зрелища  и  события  сильнее  рассудочных   ограждений   от  всего  неординарного   и   необычного.    Иначе  чем объяснить  посещение  Волошиным  корриды  в  Испании,  а  затем  так  подробно, со  всем  натурализмом  убийства  лошади  и  быка,   об этом  написать ?
Все таки   хорошо ,  что еще  есть  книги  кроме  айфонов.   И как  хорошо ,  что  именно  Волошинские  дневниковые записи  попали мне  в  руки  в  эту  поездку.   Наполненный  сведениями  из  его  неординарной  жизни,   (порой  парадоксальной  с точки  зрения логики)   и  его   неуемной   жаждой  творчества  в самых  разных   видах   искусства,   начинаю   стыдить  себя  за  слишком   праздное   времяпровождение  …
 
И вот составляю  программу  действий .  Изучить  как  можно  больше  территорию  называемую  Аланией.  Написать  несколько  этюдов  увиденных  своими  глазами  и,  с  реальным  морским и, горным воздухом ,   насколько  возможно…
На  третий  день  пребывания   едем  в  длительную, почти  на целый день , поездку   по самым  достопримечательным  местам  в Алании.   Комфортабельный  автобус  везет  любопытных туристов  сначала  вдоль  сверкающего  в бликах  моря
 .  Восхитительное  Средиземное  море  в ореоле   голубеющих  вдали  горных  вершин  создают  впечатление  присутствия  всех  времен  пролетевших  над  этими  легендарными  местами .   А  рассказ  экскурсовода  об  этом  удивительном  крае  и вовсе   создает  впечатление  что  мы  легко  переносимся  из  одного  века  в  другой , узнаем  кто такие  были  аланы , их связь   с гуннами,   потом  на небосклоне  истории  появляются  сельджуки, т.е. предки  современных  турков,  а  в 1230 году  в этих  краях  появились  татаро-монголы….  И так  далее . ..
Но  вот  автобус  буквально  ползет  по крутому  серпантину  в горный  массив  все выше  и выше.  Вы  не переживайте, господа  туристы , водитель  в первый  раз  по этому  маршруту,  но  вы,  согласитесь,  он  очень  опытный  водитель  и вы  не  бойтесь , когда  видите, что  мы едем  почти  на краю  пропасти,  согласитесь,  что  вы   испытываете  очень  интересное  ощущение!  -  вещает  улыбчивая  турчанка .    Мы  и не переживаем , уже  поздно  что-то  возразить!!!.

 Часто  повторяемое  экскурсоводом слово  «согласитесь»  дает  понять , что  надо  соглашаться  со всем, что  тебя ожидает .
Соглашаемся  и  созерцаем с большой  высоты  морское  побережье,  долины  и   каньоны  заполненные  чистейшей  горной водой,  поднимаемся  на фуникулере  еще  выше   и  попадаем  на площадку  с  которой  идем   дальше  осматривать  величественную  крепость  ….  Затем  с   замиранием  сердца   спускаемся  в  знаменитую  пещеру   Дамлаташ.   Какая   благость,   первое  впечатление от  прохлады ,   которое   скоро  сменяется  тревожным  ощущением  будто  ты   спускаешься  по  спиралям  Дантовского  ада.   Невероятная   влажность,   сталагмиты  и  сталактиты  самых   причудливых  форм  создают   фантастическую  картину  произошедших  движений  раскаленной   лавы  во  время  вулканических  извержений  в  ходе  которых  вся   эта   жуткая   красота  и   естество   образовалось.   

 Удивленью  нет  предела!  Но  кроме  удивленья, как  вещает  экскурсовод , пещеры  способствуют   выздоровлению  от многих  хворей  и болезней  в список  которых  входит  практически  все  земные  недуги . . Спустился  стариком  и старухой  с клюкой,  а   вышел   красно девицей  и  Иваном- добрым  молодцем !  Все  спешили  посмотреть  на себя  после  выхода  из  пещеры!

 
Ну  и   как  же  без  легенд  в этих краях , где  обитали  греческие  и римские  боги .   Самая   заметная  и  древняя   историческая   часть Алании   это  полуостров ( почти остров)   напоминающий  лежачего  медведя ,  с отвесными ,  скалистыми  берегами .  На  самой  макушке  полуострова   высится  крепостная  башня . По  дошедшим  преданиям  на  месте  этой  башни  когда-то  была  резиденция  Клеопатры,  которую  ей, со всей  прилегающей  морской  территорией , подарил   римский  военачальник Марк Антоний .   Ходят  легенды , якобы  Клеопатра  выкидывала  из окна  своей  кельи  очередного  незадачливого  любовника …Хотя  она  жила , вроде бы ,  в 1веке  нашей  эры,  а  крепость  отстроили  лишь в  13 веке .

 Ну  и что тут такого, любим  мы легенды, если  их и не  было , то  они  все  равно  появятся.   Верит  же  народ в  Татарстане , что  царица  Сюимбике    выбросилась  с  кремлевской  башни,  которую  построили   через  200 лет  после  ее  благополучной  кончины  в   Касимове.    Пляж,  который  примыкает  длинной,   узкой   косой  к полуострову,    засыпан   сверкающей  белизной  песком .   Легенда   по этому поводу  гласит,  что  этот  песок  доставлялся  из Египта,  родины Клеопатры.   А использовали   ее  для того,  чтобы  при  перевозке  на кораблях  во  время   качки  и шторма  винные , глиняные огромные  кувшины  не  стукались  друг  о  друга  и для  этого  их  закапывали  в трюмах  в песок.  После  благополучного   прибытия  египетский песок  выгружался  прямо  на берег  и со временем  тысячи  прибывших  кораблей   навезли   вот  такое  количество  очень  лечебного  песка.   Песок  лечит  от   всех  мужского   и  женского   бесплодия ,  от  ревматизма,  падагры ,  психических  расстройств  и  чревоугодия,      человек,  хоть  раз  полежавший  на  этом  чудодейственном  пляже  приобретает   вторую  молодость  и все органы   у него  начинают  функционировать  как   у  18 летнего ,  продолжает  вещает  наш  любезный  гид.



 
На четвертый  день пребывания  в  вечно  солнечной  Анталии  захотелось  побывать  в более  экстремальной  поездке  по  горным  серпантинам  на  скоростных  джипах.   Я  думаю,  что господин  Волошин  непременно  воспользовался  бы  таким  видом  транспорта  для  пополнения  острых  ощущений,  которые  он  так  любил  сто лет  назад.  То  что я испытал  в  этой  сумасшедшей  поездке трудно  описать  в   двух –трех  предложениях !  Да, экстрим,  но  это что –то  похожее  на рулетку,  игра  с  этим  самым «авось» .  Авось  техника  не подведет,  а   водитель  справится  с  ревущим  мустангом   и   вовремя  впишется  в поворот  на  краю  обрыва   или   не   столкнется   в   лоб  со  встречкой  на  узкой  полоске  дороги  на  крутом  подъеме  или  спуске.  Ветер  в ушах, грохочущая , на  самых  последних  дэцибэллах  музыка,  отчаянные  попытки  водителей  обогнать  впереди  идущую машину  за которой   столб  пыли   и  песка,   рискуя  улететь  с  обрыва  в пропасть  и   визжащие,   ревущие   от  адреналина  пассажиры , обливающие  соседнюю  авто  из  бутылок  водой -  все  это  создает  ощущение  временного   оглупления  и потери  всякого  страха  или даже  предположения , что  все  это  в одно  мгновение  может  закончиться  жуткой  катастрофой. 
Но все,  слава    Богу, заканчивается  благополучно  на  одной  из  площадок  у  горной  речки  и  все дружно  сбрасывают накопившийся  стресс  в холодной  горной  речке.   Англичане - направо,  немцы и французы- по  середине,  все  русскоязычные – налево , кричит  заводила  всей  кавалькады  из 8 машин.   А нам,  полякам,  можно  с русскими ! – тянет  руки  и кричит женщина.  С русскими  всем  можно,   восклицает   с  улыбкой  командор!   
Разгоряченная   молодежь  с визгом и  шумом  бросаются  с  трамплина  в  запруду   из    холодной  горной  речки .
  На  следующей   площадке  отдыха  рядом  с кафе  мальчишки  обнаружили  большой  пролом  в заборе  за которой  скрывался   большой   апельсиновый   сад .   Мгновенно  проскочив  в  обнаруженный  проем  они  через 5 минут  принесли  полную  кепку  сочных  апельсинов.  И  вот  уже вижу , как  девушка  в коротеньких  шортах  полезла  через  забор , а за  ней (о матка боска!)  задрав  выше колен  черное  платье, в хиджабе,  турчанка  ловко  юркнула в эту дыру  и через 5-6минут  принесла  полный  подол  жарких  и сочных  апельсинов  своему  мужчине !  Вот  она, живая Клеопатра, почему то  пронеслось  в голове.  Ради  любви  куда  угодно!    Тут  уж  мальчишка, лет 13-14  сидевший напротив  меня , удивленно и обиженно  произнес – а что мы,  не  русские  что ли? …и  через секунду  исчез  за забором, а через  пару  минут  он уже раздавал  нагретые   палящим   солнцем  самые  сладкие  в мире апельсины   всем  пассажирам  нашего джипа . 

Наш  джип помчался  дальше  по горным  серпантинам. Мальчишка  гордо  восседал  рядом  с водителем и  кормил  его дольками  медовых  апельсин .  Турок не знал  ни слово  по русски, а  у мальчишки  родители  говорили  на  каком-то  прибалтийском  языке.  Полный  винегрет…
После  ужина  на территории отеля    до глубокой  ночи  грохочет  музыка  и песни  на языках  разных  народов.   Но турки  любят  свою культуру    и  это  заметно  по частоте  исполнения  своих  песен   и  танцев.
 
 А  я снова   углубляюсь  и  дочитываю  автобиографическую  кницу  воспоминаний   М. Волошина.   Как  много  вопросов  без  ответов, и как  сложны  пути человечьи  особенно  во  времена  потрясений, революций  и войн.  Можем ли  мы,  через 100 лет   судить  о том жутком времени,  применительно  к  нашему,   сегодняшнему  времени   не менее  драматичному  и  не препдсказжуемому….

Ну  какое море  без пиратов  и  без  легенд  о  таких  героях  всех   времен   и   морей!   Как  можно  побыть  в Турции и  не  проплавать на  пиратском  судне, которое  так  рекламируют   все  туроператоры .  Огромное  пиратское  судно  провез  счастливых  пассажиров  сначала  в открытое   море ,  потом  приблизилось  к полуострову со  знаменитой   башней  и резиденцией Клеопатры,  потом  один  из смельчаков  с корабля  бросился  в море,  доплыл до  берега,  взобрался   на  высокую  скалу   и  исчез  в пещере.. Ну  а дальше  все  по  плану  заготовленного  шоу  для  туристов – простачков  вроде  нас.  Но  скалы  и море  все  реальные , внушительный  обрыв   огромной   высоты  и легенды  о  несчастных  узниках ,  которые  прыгали   с  вершины  скалы,  думая, что  точно  по траектории   попадут   в  воды  спасительного  моря.   Но  тщетно,  это была  иллюзия  и несчастные  все   разбивались  о  сакалы..   И  вновь  легендарный  залив  Клеопатры   встречает   подуставших  туристов  на  сверкающем  белизной  эпляже .   

Клеопатра.   Как  много  в  этом   имени  тайн  и  надежд  на  яркую,  незабываемую  любовь  и молодость.   Бренд,  ставший магией  для  туристов  и  странным  символом  гордой  и  самодостаточной  женщины . 
И  вот  все  это  как  будто  было  как  во сне  и не со  мной.  Несколько   дней  уже  нахожусь  в российской  глубинке,  в  селе, где  гулкая  тишина,  огромные  пространства  полей  прямо  за  околицей,  часовенка   над  родником  в  ближайшем  овраге  к которому  нет -нет  да   подъезжают  на  авто,  молча  покрестятся ,  наберут  воды,   робко  поинтересуются,   откуда такой  неожиданный  гость  с этюдником,  разговорятся ,  расскажут  о себе,  о своем родном  крае ..

И  вот  уже  забыты  все турецкие  забавы,  село  Девлезеркино в  Самарской  губернии  напрочь  выбила  из  головы  все  мифы  и легенды  средиземноморья  свой  голой  и  открытой правдой  жизни.  Брожу  по улицам,  желая  найти    какой ни будь  приятый  для глаза   и души  сюжет .  И  вот  она,  до  боли знакомая  картина!  Улица,  с   убегающей  вдаль  искривленной  змейкой-дорогой ,  не постриженными  кустарниками , с покосившимися   плетнями  и изгородями , с огромной   высоты  плакучей  березой  и  как  монумент  во  всей  красе  -  колодец  с бадьей!   Какое  все  родное  и живое…   Быстро  расставил  этюдник   и начинаю  писать,  с  некоторой  опаской ,  лишь  бы  прохожие  не  стали  мешать  работе .
Пишу небо, огромное, бескрайнее, дома, улицу..Стоп! Изгиб сверкающей белизной улицы напоминает мне, почему-то, ожерелье пляжа Клеопатры. Такие же цвета и така же безмятежность...   Но  проходит час,  другой….Тишина.    Лишь  пропылил  джип  за стеклом  которой  было  видное  пухлое  и равнодушное  лицо.  Только  тогда  я заметил,  что  улица  пустая,  не жилая. Нет  ни собак,  ни  кошек    ни  животных.. Хотя  дома,  вроде  бы все  исправные  и  добротные  . Только  сейчас   заметил   дом  с разбитыми  стеклами  и покосившимися  ставнями..
Этюд  почти  заканчивал  и  вдруг  подъезжает  старенькое «жигули»,  останавливается   и  выходят  из  машины….  Антоний  и Клеопатра! 
 Почему –то  полетела  такая  вот  аналогия.  Они  старенькие , но  еще  крепенькие  с виду,  хотя морщинистые  лица  и искривленные  постоянным  трудом руки  говорят  об  их  преклонном  возрасте.    А зачем  вы  это рисуете , разве  это  кому –то  понравится?.   На  этой улице  никто уже  не живет,  кроме нас, говорит «Антоний» .  Вот два месяца  назад  Авдотья  померла,  вон  в том  дому жила -  добавляет «Клеопатра» .  Мы тут  с  рожденья  живем,  такая  была  шумная улица,  столько  было  народу!  Но вот  как  распался  колхоз   молодежь  уехала  в города,  а старики потихоньку  вымирают.  Нам  уж  некуда  переезжать,  мы тут  родились,  жили  тут  и помрем- буднично улыбаясь  ртом  с  тремя верхними и одним  нижним   зубами  говорит «Антоний» .  А колодец   еще  живой , там очень чистая  и холодная  водица, вы  попробуйте ,  очень чистая  водица,  и  колодец  остался  такой  единственный  в селе  - добавляет «Клеопатра».   А  на картине  наша  улица  как живая ,  добавляет  со вздохом «Клепатра» .
Как   закончите  заходите  к нам  на чай , мы  вон  в том  дому  с  красной   крышей  живем , мы  вам  всю  историю села  расскажем , может  для  истории  и   сгодится ,  как   дополнение   к вашей  картине  -  приглашает   с    улыбкой  мой  новы  знакомый  « Антоний»….

Послесловие.  Москва. 21 июля. INTERFAX.RU - Двое российских туристов пострадали в ДТП на горной дороге в турецкой провинции Аланья, путешественники госпитализированы, еще один иностранный турист погиб, сообщили в среду порталу "Интерфакс-Туризм" в Генконсульстве России в Анталье.

Инцидент с участием джипа, который вез на экскурсию группу местных и иностранных туристов, произошел около 14:00 по московскому времени на горной дороге в местечке Акчаты (уезд Аланья), рассказали в диппредставительстве.


  Совершенно логичная ситуация, подумалось мне, вспоминая эту сумасшедшую гонку без всяких мер безопасности  в надежде только  на мастерство водителя . Но увы, даже супер ассы однажды ошибаются.