Старый пень

Юрий Горн
Дорога,ведущая в деревню Покров,лежит через ржаное поле,краем своим упирающееся в обширный лес.В солнечные дни его опушки окрашены в голубой цвет,раздражая ревнивое небо.
Но в сумерки лес мрачнеет и обещает приключения в непроходимой чаще.
Летом разогретая земля приветлива к случайным путникам и радостно пылит им вслед.
Внимательна она и к шагам местного жителя:она узнает его походку издали и долго провожает взглядом,пока не потеряет из вида.А когда дождь смоет его следы,природа о нем забывает.
Доведя до калитки маленькую Настю,бабушка разрешила ей погулять недалеко от дома.Чтобы внучка случайно не ушла далеко,она рассказала девочке о сером волке,который прячется в ближайшем лесу.
Настя считала себя уже большой и не поверила бабушке;лес же был слишком далеко,чтобы его бояться.Теперь же её манило ржаное поле,вдоль которого можно идти беспечно и весело.От предстоящего счастья сердце девочки сильно билось, и как только бабушка скрылась в доме,Настя,не оглядываясь,побежала по песчаной тропинке,радуясь своей смелости и желанию быть никем не найденной.
Скоро ее обступили колосья спелого урожая;они оказались выше ее роста.Она хотела уделить им внимание,но передумала.
- Колосьев слишком много и все они тянутся к высокому небу.Лучше я поищу одинокого друга,с которым можно поговорить, - решила девочка.
Идя по узкой тропинке,она повстречала старую жабу. Та притаилась в пыльной траве,устав от жары и бесполезных усилий.
- А ты,дружок,как попала сюда?- спросила Настя,склонившись над ней.
Жаба приоткрыла веки,не веря,что кто-то,кроме неба,смеет о чем-то ее спрашивать.
- Я перенесу тебя в тень, - объявила девочка,догадавшись,что бедняжка в плену у безжалостного солнца.Она знала из сказок,что ночь мудрее дня и была уверена,что лунный свет поможет ей найти дорогу к дому.
- Пусть тебе поможет прохлада, - сказала она на прощание, - а мне надо спешить.
Наконец, дорога привела ее к старому обгоревшему пню.Девочка внимательно осмотрела высохшее дерево.
- Кто велел тебе гнить у дороги? - спросила она трухлявое существо.
- Деревья растут долго,а твоей короткой жизни я сочувствую.Когда я вернусь домой,то расскажу бабушке какой ты грустный и одинокий.
После этих слов Настя оглянулась на шум ветра,споривший с высокой рожью.
Золото колосьев прятало от девочки далекий горизонт и это огорчало маленькую путешественницу.Зато около пня Настя разглядела ящерицу, прятавшуюся от постороннего взгляда.
- Это хорошо,что у моего нового знакомого есть друзья, - подумала она.
- У меня есть камушек,- обратилась она к пню,- он гладкий и добрый.Я оставлю его здесь,а когда мне снова разрешат погулять,вернусь за ним и новой дружбой. Теперь же
мне надо идти домой,а то бабушка будет волноваться.
Ей казалось,что она ушла от дома слишком далеко и,вспомнив о лесном волке, поспешила обратно.
Бабушка встречала внучку у самого края поля.Укоризненно покачав головой,она взяла девочку за руку и привела домой.Внутри его стен Настя не увидела ничего нового и заскучала.Чуть позже перед ней поставили кружку топленого молока,разрешив сдуть с него пенку.Девочка превратила это занятие в забаву и весело смеялась,когда молоко разбрызгивалось через край.До самого вечера она без устали бегала по дому,но тихо уснула у окна к радости утомленной бабушки.Во сне она снова встретилась со старым пнем,их разговор был недолгим:

- Здравствуй, пенек.Я повстречала тебя летом,а чем ты занят зимой?
- Воспоминаниями, - ответил вчерашний друг.
- Тогда расскажи что-нибудь.
- Каждый новый день расскажет тебе больше, чем все мои истории.
- А мой камушек? Кто-нибудь о нем помнит?
- Все, кому он отдал свое тепло.
- Значит и камушком быть совсем не плохо, подумала Настя во сне,но уже золотой рассвет будил маленькую девочку: впереди был день, полный впечатлений и необыкновенных приключений.