Страсти по архиепископу Феофану

Священник Сергий Чечаничев
Несколько дней назад мне в почту прилетели ссылки на два видеоролика, касающиеся прибытия из Франции в Санкт-Петербург останков известного русского архиерея ХХ-го века Феофана (Быстрова), архиепископа Полтавского.

В первом ролике под названием «Возвращение духовника Царской семьи в Санкт-Петербург!» один из моих старых добрых друзей рассказал об этом, по его словам, «знаковом для православных, для монархистов событии в Петербурге и в России» - о том, что «после восьмилетних трудов группы людей на родину в Петербург вернулись честные мощи Владыки Феофана (Быстрова) – духовника Царской Семьи».

Во втором ролике под названием «Кто мешает погребению Архиепископа Феофана?» известный многим православный подвижник с Никольского кладбища Александро-Невской Лавры сообщил «неприятную новость», касающуюся захоронения останков Владыки Феофана, которую также продублировал на своей странице «ВКонтакте». Он рассказал, что «некоторые представители РПЦ Московского Патриархата, совсем не рады этому событию и более того, препятствуют захоронению Святителя Феофана на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры» и о том, что у него самого «складывается ощущение, будто среди церкви есть иноагенты - противники царской семьи, и будущего помазанника Божиего Царя Православного и они всполошились, от такой неожиданной вести, о грядущих благих переменах в России».

На сайте Санкт-Петербургской Митрополии, касательно всей этой истории сообщается , что  «Останки архиепископа Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова) доставлены 23 июля из Франции для перезахоронения в Санкт-Петербург.
Далее в сообщении приводится свидетельство иерея Анатолия Першина о том, как  к нему в студию на телеканале «Союз» - «пришла семья из Латвии - Андрей Курасин и Ирина Извекова, руководители молодежной организации "Лествица", и рассказали про владыку Феофана, "нового затворника", духовника Царской семьи. Они стали инициаторами перевоза останков на Русскую землю. Мы рассказали об этом событии. Есть предание, что, когда владыка вернется, в России произойдут важные изменения…».

На эти события  отозвалась статьей под названием «Где в Петербурге похоронят духовника царской семьи архиепископа Феофана?» даже самое читаемое в Петербурге интернет- издание «Фонтанка.ру»,  в котором со свойственной сему печатному органу долей язвительности, сообщалось: «Современные служители церкви относятся к Феофану Быстрову неоднозначно. В духовной академии, где он учился и занимал пост ректора, нет на привычном месте его портрета — в учебном заведении говорят, что унесли на реставрацию. Не ответили в академии и на просьбу «Фонтанки» рассказать о значимости фигуры владыки в истории и важности возвращения его праха на Родину».

С «Фонтанкой» - всё понятно. Эта интернет-газета всегда там, где пахнет скандалом. Таков «репортерский хлеб». И особенно востребованный владельцами и редакторами этого издания «хлеб» антицерковный.

Но давайте попробуем сами также разобраться с нашими внтурицерковными вопросами.
На страницах различных интернет-изданий можно найти немало добрых слов о Владыке Феофане Полтавском, а в его литературных трудах, особенно поздних, автор видится, как настоящий ревнитель и защитник Православной веры.

В своих воспоминаниях «Годы странничества» известная подвижница Русской Зарубежной Православной Церкви схиигумения Мария (Дохторова) с особой теплотой и любовью  отзывается о Владыке Феофане: «В Петров пост мы приехали в Сербию, здесь Господь сподобил, к моему великому благу, встретиться с Высокопреосвященным владыкой Феофаном, который стал моим возлюбленным о Господе старцем. С тех пор (это было в июне 1924 года) жизнь моя протекала под его духовным руководством».

Авторы книги о Владыке Феофане Ричард (Фома) Бэттс и Вячеслав Марченко (см. Духовник царской семьи. Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник. — М.: Даниловский благовестник, 2010. — 368 с., ил.) пишут: «Одним из великих светильников Православной Церкви и одним из величайших ученых-богословов своего времени стал Архиепископ Феофан (Быстров).
Он был духовником Помазанника Божьего Государя Императора Николая II Александровича и всей его Семьи. Святитель Феофан был «совестью Царя», гласом и хранителем православных заповедей и традиций.
Ректор Санкт-Петербургской Духовной академии, он стал защитником Креста Господня, то есть православного учения о догмате Искупления, от крестоборческой ереси, благословленной Зарубежным Синодом, он послужил Святому Православию и критикой софианства.
Прозорливец и пророк, целитель душ и телес – смиреннейший из людей, гонимый миром при жизни, он окончил ее затворником в пещерах во Франции. Почитатель и наследник святителя Феофана (Затворника), святитель Феофан Новый Затворник сам стяжал Дух Святой.
Житие его, его подвиги и труды да послужат поддержкой верным в наши лютые времена, да будут они во славу Божью и во славу верных в Боге».

На сайте «Православие.ру» недавно также были опубликованы некоторые весьма поучительные «Наставления духовным чадам» Владыки Феофана.

Сразу скажу, что сам отношусь и к владыке Феофану и к возможному захоронению его останков на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры достаточно ровно и, как говорится «ничего не имею против».
Но это, как говорится «одна сторона вопроса».

Лично меня во всей этой истории особо смущает тот факт, что основным «трендом», объявленным организаторами этого перезахоронения, является утверждение, характеризующее Владыку Феофана, как «духовника Царской семьи», поскольку в этом утверждении заключаются две правды.
 
Первая это та, что Владыка, в течение нескольких лет, действительно был духовником Царской семьи.
Но вторая правда и, на мой взгляд, наиболее полная и честная, заключается в том, что именно на этом поприще будущий Владыка претерпел такую духовную катастрофу, которая сильно «аукнулась» и ему самому, и стала первопричиной последующего свержения Государя, крушения Российской Империи и убийства Царской семьи.
Ибо после того, как он перестал быть «духовником Царской семьи» - он стал активно враждовать против Государя и Государыни, и против их друга Григория Распутина.

Напомню, что самые первые сведения о т.н. «безнравственном поведении» Григория Распутина были озвучены именно тогда еще архимандритом Феофаном.
Игумен Серафим (Кузнецов), который лично знал Царскую семью в своей книге «Православный Царь-мученик» пишет: «Впоследствии у Григория Распутина с епископом Феофаном вышли неприятности, последний ставил в вину Григорию Распутину то, что якобы ему одна какая-то женщина открыла на исповеди - неблагопристойное поведение старца Григория. Епископ Феофан и здесь показал свою неопытность духовную, на слово поверил этой женщине, которая впоследствии оказалось все придумала; но это еще ничего, он доложил Царице, что ему на исповеди такая-то открывала нехорошее по отношению поведения Григория. Каково же было глубоко верующей Императрице слышать от своего духовника то, что ему было открыто на исповеди?... Подобному доносу своего духовника Императрица не только не поверила, а сочла его поступок самым недостойным и преступным против церковных канонов».
Подруга Государыни Анна Вырубова в воспоминаниях «Страницы моей жизни» более детально рассказала об этой печальной истории. В те время она бывала у архим. Феофана и часто встречала там молодую девушку по имени Елена, которая «всегда с жаром слушала беседы» и «причащалась на ранних обеднях». Потом Елена увлеклась каким-то студентом и «перестала бывать». Григорий Ефимович укорял ее и как-то раз пристыдил при других. Елена выбежала и сразу отправилась к архим. Феофану. Упав перед ним на колени, она стала доказывать, что Распутин ее обесчестил. Архим. Феофан «ухватился за клевету и дело пошло»! Анна потом как-то встретила эту девушку на улице и пыталась ее ласково урезонить. Но это уже была не тихая «бледная, смиренная Лена», а «наглая и грубая дама», которая закричала: «Отомщу Григорию!».

Подозреваю, что, кроме указанной выше Елены в этой спецоперации будущих февральских революционеров по ошельмованию Григория Распутина и Царской Семьи были задействованы также и другие женские персонажи.

Архим. Феофан по своей духовной неопытности и наивности, поверил рассказам этих женщин о якобы непристойном поведении Г.Е. Распутина и раскрыл тайну исповеди Государыне, а также и Епископу Гермогену (Долгоневу).

Вполне допускаю, что эту женщину (или женщин) специально наняли, подготовили и подослали к архим. Феофану, как к «духовнику Царской Семьи», с целью дискредитации Григория Ефимовича. Таким образом, архим. Феофан одним из первых попался в сети лжи мифотворцев-революционеров. Ибо шум был, но фактов не было. А весь этот шум явился поводом для бесчестных газетных публикаций и салонных сплетен, а также частью борьбы т.н. «прогрессивных сил» против Государя и государственного строя.
Владыка Феофан поверил клевете и оказался не прав, а Государыня не поверила и была права.

Митрополит Вениамин (Федченков) в своих мемуарах «На рубеже двух эпох»  пишет: «Потом постепенно начали вскрываться некоторые стороны против Распутина. Епископ Феофан (он тогда уже был ректором академии) и я увещевали его изменить образ жизни, но это было уже поздно, он шел по своему пути. Епископ Феофан был у царя и царицы, убеждал уже их быть осторожными в отношении Г. Е., но ответом было раздражение царицы, очень чувствительно отразившееся на здоровье ее. Потом выявились совершенно точные, документальные факты, епископ Феофан порвал с Распутиным. По его поручению я дал сведения для двора через князя О., ездил к другим, но нас мало слушали, он был сильнее. Тогда царь затребовал документы; часть их была передана епископом Феофаном мне на хранение. И я, сняв с них копии, отвез в Петербург, митрополиту Антонию для передачи царю. Ничто не изменило дела».

К сожалению, митрополит Вениамин также, как и Владыка Феофан, «попался на удочку» революционеров, которые подсунули наивным священноначальникам искусно состряпанные «липовые» документы.

В книге доктора исторических наук Александра Боханова (+2019) «Правда о Григории Распутине» можно узнать подробности, как  о технологиях изготовления этих документов, так и о персонажах способствовавших их появлению на свет и массовому распространению.

Еще более подробно и пристально эту позорную и печальную историю рассматривает современный исследователь ложных сведений и клеветы о Григории Распутине - православный писатель Юрий Рассулин.
В книге «Месть врага рода человеческого»  в главе «Заблуждение архиепископа Феофана» он пишет:
«В феврале 1909 г. архимандрит Феофан (Быстров) был возведен в сан епископа. К сожалению, владыка Феофан под влиянием слухов о поведении Григория Распутина, пришел к мысли, что он в прелести. Своими соображениями епископ Феофан, исполнявший обязанности духовника Царской Семьи, решился поделиться с Государыней Императрицей Александрой Феодоровной. Однако, вопреки ожиданиям епископа, Государыня отнеслась к его словам критически, считая, что он глубоко заблуждается».

Далее Рассулин приводит показания Владыки Феофана членам Чрезвычайной комиссии Временного Правительства, которая была создана после февральского переворота для расследования т.н. «преступлений Царского режима».

«- Когда затем Распутин пришел к нам, - продолжает владыка Феофан свой рассказ следователям Ч.С.К., - мы неожиданно для него обличили его в самонадеянной гордости, в том, что он во¬зомнил о себе больше, чем следует, что он находится в состо¬янии духовной прелести. Мы объявили ему, что в последний раз требуем от него пе¬ременить образ жизни, и что если он сам не сделает этого, то отношения с ним прервем и открыто все объявим и доведем до сведения императора. Он растерялся, расплакался, не стал оправдываться, признал, что делал ошибки и согласился по нашему требованию удалиться от мира и подчиняться моим указаниям.
Через некоторое время до меня дошли слухи, что Распутин ведет прежний образ жизни и что-то против нас предпринимает. Тогда я решил применить после¬днюю меру - открыто обличить и поведать все бывшему им¬ператору. Однако принял меня не император, а его супруга в присутствии фрейлины Вырубовой.
Я гово¬рил около часа и доказывал, что Распутин находится в состоя¬нии духовной прелести. Бывшая императрица возражала мне, волновалась, говорила из книг богословских. Я разбил все ее доводы, но она твердила: «Все это неправда и клевета». Разговор я закончил словами, что не могу иметь общение с Распутиным. Я думаю, что Распутин, как человек хитрый, мое против него выступление объяснил царской семье тем, что я позавидовал его близости к семье, хочу его отстранить. После беседы с императрицей ко мне, как ни в чем не бы¬вало, пришел Распутин, видимо, думавший, что недовольство императрицы меня устрашило, однако я решительно заявил ему: «Уйди, ты - обманщик». Распутин упал мне в ноги, просил про¬стить. Но я снова заявил ему: «Уйди, ты нарушил обещание, данное перед Господом». Распутин ушел, и больше я с ним не виделся».

Комментируя эти «сведения» Юрий Рассулин заключает: «К сожалению, не имея никаких прямых доказательств, а пользуясь только слухами и собственными размышлениями, владыка Феофан склонился туда, куда его увел помысел недобрый».

Ссылаясь на книгу о Распутине Эдварда Радзинского Рассулин «приводит слова, сказанные епископом Феофаном товарищу обер-прокурора Св. Синода Даманскому по поводу Распутина и в связи с новым переводом в Астрахань: «Распутин - сосуд дьявола, настанет время, Господь покарает его и его защитников» (Царя и Царицу?! - Ю. Р.).

По прочтении данного обвинения и такого однозначно недоброго «пророчества» в адрес Царской Семьи и ее Друга со стороны Владыки Феофана, неизбежно возникает вопрос о степени духовного состояния и духовного повреждения самого Владыки.

Юрий Рассулин пишет: «Бедный епископ Феофан, если и изрек эти страшные слова, то, конечно, будучи ослеплен, если не чувством мести, то крайней досады и обиды.
Доброе расположение Государя и Государыни к Григорию только усилило месть врага рода человеческого, ненавистника всякого проявления бескорыстного евангельского чувства. Вражьи сети все более опутывали бедного владыку Феофана, превратившегося из близкого Царской Семье человека в того, кто вольно или невольно причинял им боль. Что касается старца Григория, то в лице епископа Феофана он приобрел грозного врага. В своем осуждении Григория Ефимовича владыка Феофан уже не мог остановиться. Более того, и сам он явился источником наговоров на Григория, одну клевету за другой нанизывая на ниточку жизни сибирского крестьянина».

Сегодня каждый «алчущий и жаждущий правды» православный христианин может свободно ознакомиться с «корпусом» книг и статей, разоблачающих лживые сведения о Царской семье и о Григории Распутине.

Одним из распространителей этих «лживых сведений» в своё время, стал Владыка Феофан. Поэтому позиционирование его личности, как «духовника Царской семьи» на мой взгляд, совершенно некорректно.

Кроме того, известно, что Владыка Феофан в 1917 году был участником Поместного Собора Русской Православной Церкви, участвовал в 1-й сессии, был членом I, II, XI, XII Отделов.
Напомню, что Царская Семья в это время уже находилась в заточении в Тобольске. И ни одного документа или хотя бы даже просто доброго слова в защиту будущих Царственных Мучеников в период Соборных заседаний от Владыки Феофана для истории не запечатлелось.
Добрые слова о Царской Семье Владыка высказывал уже значительно позже, видимо осознав свою неправоту.

Также Владыка Феофан был активным участником Белого движения. С 1919 года он состоял членом Временного высшего церковного управления (ВВЦУ) Белой армии на Юго-Востоке России, со всеми вытекающими отсюда нюансами.
 
Белая армия, как известно, создавалась прямыми врагами Царской Семьи и организаторами февральского свержения Государя. Затем содержалась на финансовые средства «западных партнеров», стремившихся расчленить Россию.
И этот факт сотрудничества Владыки Феофана с государственными преступниками и врагами Царской Семьи также не украшает его биографию.

Как говорил один киногерой «меня терзают смутные сомнения». Зачем в этой истории надо было представлять Владыку Феофана чуть ли не самым близким к Царской Семье священнослужителем? Зачем выдавать желаемое за действительное?

Учитывая весь этот «шум и гам», связанный с перезахоронением останков Владыки, а также с некими пророчествами о том, «что, когда владыка вернется, в России произойдут важные изменения» и об ожидаемом некоторыми православными деятелями пришествия «будущего помазанника Божиего Царя Православного», хочется поставить вопрос: Кому это понадобилось?
Уж не нынешним ли адептам «Белого дела», готовым по указке своих западных кураторов посадить на русский Царский Трон какого-нибудь очередного самозванца?
Очень на то похоже.
И в этом смысле хочется пожелать духовной трезвости всем, кто с добрыми намерениями участвует в этом деле.
И воззвать ко Господу с прошением «разрушить совет Ахитофела» (см. 2 Царств.15:31), если кто-то, за внешней стороной этого дела, замышляет лукавое.

Владыка Феофан в течение  последних пятнадцати лет своего земного пути  вел действительно подвижнический и аскетический образ жизни. Его духовные советы и наставления, его духовное руководство способствовало преображению и укреплению православной веры в душах многих людей. Но это уже совсем другая история.

В заключение своего исследования о заблуждениях Владыки Феофана Юрий Рассулин написал слова, с которыми просто хочется согласиться: «… простим все владыке Феофану (Быстрову), хотя бы потому, что сам Григорий Ефимович простил его и потому, что владыка, как следует из посвященных ему книг, искренне любил святую Царскую Семью. Будем верить, что владыка пусть и на склоне лет во всем разобрался и примирился со своим добрым старым другом и братом во Христе».

12 августа 2022 года

Источники:

1. Месть врага рода человеческого (ruskline.ru)
2. 3. Архиепископ Феофан (Быстров) и Григорий Распутин. | РУССКИЙ МОНАРХИСТ (ruskmir.ru)
4. https://www.youtube.com/watch?v=IIVgw5GOvPU
5. https://www.youtube.com/watch?v=BcAB2Zy29Sk&t=3s..
6. Где в Петербурге похоронят духовника царской семьи архиепископа Феофана - Общество - Новости Санкт-Петербурга - Фонтанка.Ру (fontanka.ru)
7. Годы странничества. Воспоминания - схиигум. Мария (Дохторова) (azbyka.ru)
8. https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov/
9.