Люта зима, да сладок Рай

Нина Богдан
 

            Много, много  лет  назад, на Москве, жил богатый купец. И  решил он  сшить себе новые сапоги. Да такие, чтобы годы носить! А сапожник говорит: " Сошью, но носить ты их не будешь!" Ну что с сапожника безграмотного взять? Усмехнулся купец  да и вышел. Начальник мастерской спрашивает сапожника: " Чего это ты так сказал  барину?" А сапожник отвечает – " Да помрёт скоро купец этот и двух дней не пройдёт."  Так и случилось. Скончался купец, не надев новые сапоги…
            А юноша этот, молодой сапожник был никто иной, как будущий московский юродивый, Христа ради, Василий Блаженный. Сам царь Иоанн Грозный боялся его, и приглашал на обеды, в Кремль. Блаженный  предвидел много вещей. В 1547 гд. он предсказал Московский пожар. Молитвой угасил пожар в Новгороде. Мог и самому царю сказать, что тот во время богослужения был невнимателен.
          
             Один из са­мых из­вест­ных мос­ков­ских юро­ди­вых — Ва­си­лий Бла­жен­ный. На Ру­си все­гда по­чи­та­ли юро­ди­вых Хри­ста ра­ди — лю­дей, пре­зрев­ших внеш­ние «при­ли­чия», при­тво­ря­ю­щих­ся безум­ны­ми, чтобы со­крыть свои спо­соб­но­сти и доб­ро­де­те­ли, и об­ли­ча­ю­щих мир в от­сут­ствии этих доб­ро­де­те­лей. Пра­во на об­ли­че­ние им да­ва­ло бес­стра­стие и чи­стое серд­це.Свя­той Ва­си­лий Бла­жен­ный, мос­ков­ский чу­до­тво­рец, бро­сал­ся кам­ня­ми в чу­до­твор­ные ико­ны и спо­рил с гроз­ным ца­рем, об­ли­чая в про­ли­тии невин­ной кро­ви. Царь слу­шал тер­пе­ли­во, ни­ко­му не поз­во­ляя тро­нуть бла­жен­но­го.

             Од­на­жды, ко­гда Иван Гроз­ный при­гла­сил бла­жен­но­го для бе­се­ды в цар­ские па­ла­ты, тот три­жды вы­лил под­не­сен­ный ему ку­бок с ви­ном. Го­су­дарь про­гне­вал­ся, а Ва­си­лий ска­зал, что он так ту­шит нов­го­род­ский по­жар. Вско­ре гон­цы ца­ря под­твер­ди­ли сло­ва бла­жен­но­го: по сви­де­тель­ству нов­го­род­цев, во вре­мя по­жа­ра всю­ду ви­де­ли на­го­го му­жа с во­до­но­сом, за­ли­ва­ю­ще­го пла­мень ог­нен­ный, от­че­го по­жар пре­кра­тил­ся. Из­вест­но и чу­дес­ное ту­ше­ние свя­тым Ва­си­ли­ем страш­но­го мос­ков­ско­го по­жа­ра в 1547 го­ду.

              В палящий зной и лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. В лютые морозы любил повторять фразу: "Люта зима, но сладок Рай!"  Так велика была  ВЕРА юродивого! Он знал, что за Веру надо пострадать. Подвиг этот продолжался 72 года, до самой его смерти.
              Часто он удалялся в башню в Китай-городе, у Варварских ворот. Впоследствии место это прозвали в память его Васильевым лужком. Там была исправительная тюрьма для пьяниц, и Василий посещал ее, чтобы повлиять на них и тем спасти. Часто, проходя мимо домов благочестивых людей, блаженный бросал в углы их камни, а углы домов, где бесчинствовали, целовал. Объяснял он это тем, что в домах, полных святыни, нет места бесам — они стоят вне таких домов, и он видит их и отгоняет. А в дома, где бесчиние, не входят ангелы, но скорбят, стоя вне их, и он приветствует ангелов, а вовсе не целует углы, как думают люди. Раз благочестивый боярин подарил ему шубу. Недобрые люди решили завладеть ею, и один из них притворился умершим, а другой стал просить на погребение. Блаженный вздохнул и спросил: «Давно ли умер?» — «Сейчас», — ответил обманщик. Блаженный прикрыл притворщика шубой и сказал: «Буди отныне мертв вовеки за лукавство твое!» Оказалось, что он действительно скончался. В 1521 г., во время нашествия хана Магмет-Гирея, когда блаженный слезно молился в Успенском соборе о спасении России, он услышал в храме страшный шум и увидел летающее пламя, а от Владимирской иконы Божией Матери был глас, возвещающий, что Она оставляет Москву вместе со святителями. Блаженный усилил молитвы, и страшное явление прекратилось. А Магмет-Гирей, который успел уже сжечь предместье Москвы, устрашился видения множества воинов и поспешно отступил из пределов России. В 1547 г. Василий долго и неутешно плакал перед Воздвиженским монастырем, предвещая пожар Москвы, который начался с этого монастыря и уничтожил Кремль, царский дворец вел. князя и почти весь город. Поэтому Царь Иоанн IV Васильевич любил и почитал блаженного Василия.
                Скончался блаженный  Василий 2 ( 15 по новому стилю) августа 1552 г., будучи 88 лет. Перед кончиной посетили его царь с царицей Анастасией и царевичами Иоанном и Феодором, и блаженный пророчески сказал младшему из них, Феодору: «Все, что принадлежит твоим предкам, будет твоим, и ты будешь их наследником». Сам царь нес гроб его до могилы, и от прикосновения к святым мощам его многие получали исцеление. 
                Всех же чудес, которые сотворил блаженный по преставлении своем, явлений и исцелений, происходивших на могиле его, описать невозможно. К лику святых блаженный Василий причислен был в 1558 г.
                Святые мощи его почивали до наших дней в Васильевском приделеМосковского Покровского собора, известного под именем храма Василия Блаженного.  Отпевание св. Василия совершил свт. Макарий (память его 30 дек,). Тело блж. Василия погребено было близ Троицкой церкви на Рву, на месте которой в 1554 г. Иоанн Грозный приказал построить Покровский собор в память покорения Казани; собор этот более известен как храм Св. Василия Блаженного.  В царствование Феодора Иоанновича, в 1588 г., над местом погребения блаженного был сооружен храм во имя его, ставший Васильевским приделом Покровского собора. Прославлен в лике святых блаж. Василий 15  авг. 1588 г. на Поместном церковном соборе по благословению Патриарха Иова.

                Материалы взяты из книг монахини Таисии Карцовой "Русские святые" и Г.П. Федотова "Святые Древней Руси".