Память сердца Kuruwinda гл. 74

Анна Магасумова
Уйти, как "с пира"...

"Из этой жизни хорошо уйти как с пира, не жаждуя, но и не упившись"
(Диоген Синопский)


   В феврале 323 до н. э. Александр приказал своей армии готовиться для похода на Вавилон. Ранее он объявил, что намерен сделать этот город столицей своей огромной империи.
  Итак покорив несметное количество царств, Александр Македонский вёл своё войско домой.
   После пересечения реки Тигр Александр встретил халдеев, астрологов - предсказателей, которые советовали ему не входить в город, потому что их божество Бел предупреждал их, что это время станет роковым для Александра.
  Халдеи также предупредили Александра против маршрута на запад, чтобы не смотреть на заходящее солнце, символ упадка.
   "Нужно войти  в Вавилон, о великий царь, через Царские ворота, в Западной стене,  лицом к востоку".
   Вавилонские астрологи пытались предотвратить несчастье. Александр последовал этому совету, но маршрут оказался неблагоприятным из-за болотистой местности. В одну из жарких июньских ночей его сразил загадочный недуг. Лекари ничего не могли сделать,  смерть подступала всё ближе и ближе. Настолько близко, что полководец ощутил её дыхание.
"Я умираю от помощи слишком многих врачей", - терзала мысль измученного лихорадкой Александра.
 Именно тогда он осознал, что ни его острый меч, ни победы,  ни трофеи не стоят ничего. И главное, что он не бессмертный Бог, а обычный человек.
 - "Что такое люди?"
- "Смертные боги".
-  "А что такое боги?"
- "Бессмертные люди".
(Лукиан)
  Уже десять дней мучился Александр Македонский, страдая от лихорадки.  Озноб, головная боль, слабость. Непривычно было лежать,  не было сил подняться не то что на ноги, даже присесть не получалось. Александра преследовали навязчивые мысли. А в снах он видел яркие картины  своей прежней жизни.
"Я всё бы отдал, чтобы очутиться сейчас дома и упокоиться в объятьях матери. Ощутить себя ребёнком",  - думал Македонский.
  Но этому уже  не суждено было  случиться. Время не повернуть вспять.   
"Куда бы ты не возвращался, вернуться ты уже не сможешь. Или не туда, или не ты". (1)
  Что прошло, то прошло.
Что прошло, то прошло. К лучшему.
Но прикусываю, как тайну,
ностальгию по-настоящему.
Что настанет. Да не застану.
(Андрей Вознесенский)
  Только в снах можно заглянуть в прошлое и даже оказаться в будущем.
Александр забылся в лихорадочном сне.
То ли бред, то ли сон - не пойму,
Почему заболел, почему?
Столько стран захватил,
Городов покорил,
А сейчас даже встать не могу...
Лихорадка трясёт 10 суток подряд,
Смерть стоит у дверей,
Кто же будет ей рад...
(стихи автора)

   Сны Александра

"Если бы ты не мог проснуться, как бы ты узнал, что сон, а что действительность?"
(из к\ф "Матрица")
  Александр вместо ложа, на котором возлежал, оказался на дороге. Навстречу ему шли люди, в основном  мужчины. Все, за исключением женщин, были в белых одеждах, похожих на длинную  рубаху,  без ворота с широкими руками. Александр вспомнил, что эта одежда у жителей Востока  называется  галабея.(2)
  Среди белой одежды лишь изредка выделялись яркие редкие пятна. Это были женщины в шёлковых чёрных накидках,вышитых яркими цветными нитками.
 Кто-то ехал на тележках, запряженных осликом. Другие -  на ишаках. Мужчины гордо восседали на ослах, перебросив ноги на одну сторону
 "Это дорога в Агурми, к храму Амона, - удивился Македонский. - Сюда, в оазис Сива  я направился, чтобы подтвердить свою божественную сущность. Надеюсь, жрецы не ошибались? Надо их спросить об этом ещё раз".
  По  вырубленным в скале ступеням Александр поднялся вверх. Дверь в храм на этот раз была закрыта. Открыть было тяжеловато.
"Как такое может быть? Закрытая дверь...Царь, я или не царь?"
  Но посмотрев на свою одежду и вспомнив, что никто из тех, кто встретился ему на пути, не приветствали его, понял, что не только одеждой, которая была очень простой, но и внешне он изменился. Да и был он один, без своей свиты.
   Дверь открылась лишь на одну треть
 Протиснувшись, Александр попал в коридор. Высокие  стены храма  выглядели ещё более  внушительно. Александр прошёл первый зал, потом  второй.  Залы одинаковы по размеру, стены их не расписаны. Из второго зала он увидел три прохода, ведущие  вглубь.  "Центральный, понятно, что ведёт в святилище, левый -  в третий, боковой зал, а правый -  в узкий коридор", - вспомнил Македонский своё первое посещение храма. - Левый - в третий зал, а вот правый куда ведёт?"
  Он направился в правый проход и оказался в узком коридоре. В левой стене коридора, общей со святилищем, три ниши. Александр шагнул в одну их них. Его осенила мысль:
"Достаточно места для одного человека.  Именно  в этих нишах прятались жрецы, отвечая на задаваемые Оракулу вопросы. Ниши скрывали жрецов, выдававших свои голоса за ответы богов."
  Македонский, наконец, осознал, что он  не бог, а обычный человек. А ведь так надеялся! Сколько раз спасался от смерти, думал, что неуязвим.
"То, что воин называет волей, есть сила внутри нас самих. Это не мысль, не предмет, не желание. Воля - это то, что заставляет воина побеждать, когда его рассудок говорит ему, что он повержен. Воля -  это то, что делает его неуязвимым. Воля  - это то, что позволяет шаману пройти сквозь стену, сквозь пространство, в бесконечность."
(Карлос Кастанеда)
"Ни совести, ни веры, ни принципов - вот рецепт неуязвимости"
(Ромен Гари)
  Примечание. К сведению читателей:
  Храм Амона в Сиве оставался действующим значительно дольше всех других древнеегипетских храмов. Все прочие  с приходом в Египет в IV веке н.э. христианства были заброшены.
  В Сиве же никаких признаков христианства до сих пор не было обнаружено. Оазис  исламизирован в начале VIII века. В храме поселились сиванцы, мало заботившиеся о его сохранности. (3)
  Наибольшая опасность для этого уникального исторического памятника исходит от природы. Скала, на которой он возведен, стала крошиться, внешняя стена святилища уже почти висит над обрывом.
  По мнению ученых, разрушают скалу подпочвенные воды. В начале 1993 года Департамент древностей Египта и Немецкий археологический институт в Каире заключили соглашение о комплексных работах по спасению храма.
  Недавно группа греческих археологов, работающих вблизи оазиса Сива в Западной пустыне Египта, обнаружили три таблички, указывающие, что там было похоронено тело Александра Македонского. (4) Но так ли это?
  Македонский очнулся от сна. Лихорадка продолжала терзать тело. Но сон  был так реален, что стало страшно. Он в одежде обычного человека оказался далеко за пределами Вавилона. Десять лихорадочных дней не прошли даром. Наступал 11 день болезни.
  Второй сон. Александр Македонском в будущем.
  Было ещё темно и Александр закрыл глаза. Он оказался у ворот Агурми.
Город был в развалинах. С полуразрушенных стен домов открывался замечательный вид на оазис.
 Впереди -  сады, за которыми едва различался край пустыни, направо вновь сады.
  Налево - солёное озеро Зейтун, протянувшееся на двадцать пять километров.*
 *Примечание. К сведению читателей:
 Площадь озера  Биркет Зейтун - 16 кв.км. Вместе с озером Сива обрамляют плодородные земли оазиса. Флора и фауна разнообразна. Здесь живут розовые фламинго. По берегам растут оливковые рощи. Вода в озере настолько солёная, что морские животные не выживают, поэтому рыболовство не развито.
  За садами -  развалины старого Шали, построенного, как и Агурми, на скале.
   Александр спустился вниз. Теперь он шёл другой дорогой, мимо второго храма Амона. Он располагался в километре от Агурми, среди пальмовых рощ. Македонский шёл размеренным шагом, как оказалось к храму.*
 * Примечание. К сведению читателей
   Записи путешественников свидетельствуют, что до начала  XX века этот храм, именуемый сейчас местными жителями Умм-Убейда, оставался почти целёхоньким. В 1811 году он был сильно повреждён землетрясением. Что не смогла сделать стихия, завершил человек.
   В 1897 году  глава администрации Сивы Махмуд Азми заложил взрывчатку под основание сохранившегося зала, чтобы добыть строительный материал себе на дом.
  От храма осталась лишь одна стена. На ней  Александр увидел барельефы. Справа, в верхнем ряду, строитель храма, правитель оазиса Венамун поклоняется богу Амону. За его спиной, а также в двух нижних рядах череда других древнеегипетских богов.
  Что удивительно, Александр Македонский, оказался  в нашем времени в  старом Шали. Осматривая город, он обратил внимание, что много было заброшенных домов.
   У подножия холмов среди глиняных, почти одинаковых домов с низкими дверями и маленькими, закрытыми ставнями окнами резвились детишки, бродили козы и куры. От прежней стены, отделявшей город-крепость от внешнего мира, практически ничего не осталось.
  Было странным оказаться не в своём времени и так далеко от дома.
"Моё больное тело там, а сознание здесь, в ином времени или мире?"
  Александр не понимал, удивляться или радоваться этому обстоятельству. Хотелось пить.  В старом Шали четыре колодца, вырубленных в скале. Александр подошёл к одному, другому. Лишь  одним из них пользовались.  Внизу шахты блестела вода, к деревянному вороту привязана верёвка.
 Вытащив верёвку,  Александр  увидел небольшое ведёрко. Воды было немного, но напиться удалось.
  Спустившись из старого города с другой стороны, он побрёл по улочкам. Навстречу попадались одноосные тележки, запряжённые осликами. Жители и лавочники намбазарной площади  не обращали на Александра никакого внимания.
"Что я здесь делаю, куда иду, - думал царь, не царь, а в этом времени обычный прохожий. - Думаю, не зря попал сюда. Я ведь хотел, чтобы меня здесь похоронили. Может увижу свою гробницу?"
  Усталости Македонский не чувствовал, сколько прошло времени тоже не знал. Тут из-за пальм показался довольно высокий холм. Видя, что Александр стоит  у подножия холма  и  в недоумении  смотрит вверх, рядом с ним остановился прохожий  и обратился к нему со словами:
- Ясас! Здравствуйте! * Вы, я вижу не местный. Это  Габаль-аль-Маута или  "Гора мёртвых", некрополь времён Древнего Египта -  одна из главных достопримечательностей Шали и всего оазиса.
- Эфхаристо*/Спасибо! - не ожидая от самого себя,  вежливо ответил Македонский.
* по-гречески
"Это же сон! Такого быть не может! Чтобы Я, великий полководец,  был Один и Так запросто разговаривал с неизвестным мне  человеком," - думал  Александр.
- Аntio sas/До свидания, -  попрощался прохожий и пошёл по своим делам.
Старый город, древний город,
Ведь ты был когда-то молод,
И по улочкам твоим
Не ходить уже живым.
Это вам не приключенье!
Окружают разрушенья!
Бродят духи, стонут души,
Им покой уже не нужен,
Так же не найти им дом...
Тишина стоит кругом...
(стихи автора)
  Даже не раздумывая, Македонский стал карабкаться вверх.
 С террасы "Горы мёртвых", как и с развалин старого Агурми, хорошо был виден весь оазис. Зелёные сады, серо-голубые озёра, храм Оракула на скале, бурая полоса пустыни на горизонте...
- Вот такой он  -  оазис бога Амона, удивительный островок жизни в бескрайних просторах Сахары, - подумал Александр.
  Наверху холм был окружён обширной каменной террасой. На ближайшей к дороге стороне террасы - два дома.
  Один из них совсем маленький, на двери  табличка. Македонский без труда прочитал. Написано было по-арабски: "Музей - старый сиванский дом". 
"Ну как не заглянуть в му-зей! От слова "Муза", - это понятно, - решил Александр. Но при чём здесь Музы? Видимо от греческого слова museum, то есть дом Муз".
 *Примечание. К сведению читателей:
  Первый прототип современного музея был основан в Александрии под названием Мусейон в 290 году до н. э. В этом здание было огромное количество комнат, и в одной из них была знаменитая Александрийская библиотека, которая не сохранилась до нашего времени.  Также там были залы для чтения, столовая и другие комнаты.
   На пороге "музея" Александра встретил  мальчишка лет двенадцати.
- Ас-саляму алейкум!/Мир вам! Мархаба!/Здравствуйте! Меня зовут Амир.
- Ясас! Здравствуйте! - ответил по-гречески Александр. - Я Александр Македонский.
  Амир нисколько не удивился.
- Мин фадик тамуру! Проходите пожалуйста! - продолжал по- арабски мальчишка.
  С серьёзным видом, как взрослый, он стал рассказывать и показывать экспонаты, разместившиеся в одной комнате.
- Вот это - повседневное платье сиванки, вот это - свадебное".
  В египетских деревнях, да и в оазисах Новой долины, где жизненный уклад  консервативен, женщины одеты исключительно в чёрные гладкие накидки и нередко до сих пор закрывают ими лицо.
  Сиванки тоже носят накидки, но не чёрные, а серо-голубые, украшенные исполненной гладью вышивкой. Даже в будни это придает их облику праздничный вид. Ну а в праздники яркости их нарядов может позавидовать любая модница. Лёгкие накидки из чёрной ткани расшиты красными, жёлтыми, зелёными шёлковыми нитями, украшены разноцветными кистями, белыми пуговицами, сделанными из перламутра.
"А это женские украшения", - продолжал Амир
"Украшениями меня не удивишь", - подумал Александр.
- Вот ещё посмотрите -  глиняная посуда, плетёные корзины.  Такого вы нигде не увидите. Если пожелаете купить для своей девушки  платок или шкатулку для украшений, пройдите в соседний дом.
- Эфхаристо/Спасибо! - поблагодарил Александр мальчика. - У моих жён достаточно красивой одежды и  украшений.  А вот от фиников я  бы сейчас не отказался.
- Финики сушёные и вяленые  вы можете купить на базаре, - предложил Амир. -
А ещё вам стоит посмотреть некрополь. Сторожем там мой дядя Мухаммед. Скажите, что от меня, он проведёт с вами экскурсию.
  Естесственно, Александру стало интересно. О  финиках он и забыл.
"Надеюсь, что увижу  свою могилу. Ведь я подумывал,  чтобы меня похоронили здесь."
"История - это кладбище аристократий"
(Вильфредо Парето)
  Некрополь оказался холмом или, точнее, горой,  сплошь изрытой могилами. Одни из них вырублены в террасе, и вовнутрь их ведут ступени, другие -  в центральной части скалы.
Александр обратил внимание, что везде полно мусора, кое-где даже валялись человеческие кости.
"Здесь никто не убирается. К миру мёртвых боятся подойти, чтобы с Цербером не связываться".
 *Примечание. К сведению читателей:
  Из книги "Оазис Сива" (1973) египтолога Ахмеда Фахри (5) известно, что некрополь Габаль-аль-Маута ни разу систематически не изучался и что в нём всего четыре могилы, имеющие художественную ценность.
"...иные старинные некрополи, давно числившиеся упразднёнными, сохранялись в городе своеобразными оазисами"
(А. В. Кобак)
  В поисках входа в некрополь  Македонский  обошёл скалу.  На той стороне он увидел человека средних лет и понял, что это сторож некрополя Мухаммед. Он был одет как и все мужчины в оазисе, в длинную белую рубаху - галабею. В руках Мухаммед держал нож. Александр знал, что такой нож называется манджал.
  Это зазубренный нож с довольно длинной ручкой, им рубят листья пальмы. Ничего подобного Александр не видел нигде в Египте, даже в оазисах Новой долины. Такие ножи делают на
на заказ в местной кузнице.
- Ас-саляму алейкум!/Мир вам!  Меня зовут Мухаммед, - представился сторож.
  Македонский ответил:
- Мархаба!/Здравствуйте! Я - Александр. Мне бы хотелось осмотреть некрополь.
  Мухаммед порылся в глубоком кармане галабеи и достал связку ключей. По очереди стал открывать решётки на входах в некрополь из четырех знаменитых могил. Самая интересная из них -  Си-Амона.
  Мухаммед и Александр  вошли   внутрь гробницы Си-Амона. Она представляла собой узкий и длинный зал, в дальнем конце которого  вход в зал поменьше.
- Это погребальная камера хозяина гробницы - богатого торговца, - сказал Мухаммед,  -  грека по национальности.
Он принял египетскую веру и женился  на египтянке. Гробница относится к третьему веку до нашей эры. Правда, хорошо сохранилась?
  Александр только кивнул. Он оглянулся по сторонам.
  Мухаммед продолжал рассказ:
- В каждой из боковых стен выбиты по пять ниш. Там похоронены родственники Си-Амона. А вот и его изображение: курчавые волосы, борода, одет в белую тунику.
  Александр разглядел на стенах  красочные  изображения хозяина гробницы,  рядом с ним  богов и богинь, а на синем потолке -  блестели золотые звёзды.
- Что удивительно, ещё одна ниша  свободная появилась. Кто же здесь похоронен? - удивился  Мухаммед. - Хотя...рассказывали, что сам Александр Македонский изъявил свою волю быть похороненным здесь, в Сиве.
  Александр вздрогнул...Очнулся он весь в поту,  уже в своей постели. Сны были такими яркими, что проснувшись  Македонский долго не мог понять, где он.Только через несколько минут  осознал, что находится  в Вавилоне, во дворце. Он чувствовал усталость и такую слабость в теле, понимая, что пришли последние часы его жизни.
  Вот тогда он призвал своих военачальников, чтобы они исполнили его последнюю волю. Командиры, с трудом скрывая слезы, склонили головы перед великим полководцем.
- Я хочу, чтобы вы исполнили мои три последних желания..., - голос Александра слегка дрогнул, но он тут же собрал свою волю в кулак.
- Я хочу, чтобы гроб с моим телом несли мои  лекари...
- Я хочу, чтобы  путь к последнему пристанищу был усеян золотом, серебром и драгоценными камнями...
-  А  руки мои пусть  свисают  из гроба.
   Собравшимся у смертного одра желания показались чудными, но разъяснения просить они не посмели. И только один генерал, к которому Македонский особо благоволил, осмелился спросить. Это было одно слово:
"Зачем?"
  Александр перевёл дыхание и сказал:
"Именно  так я  бы хотел поведать миру три жизненных урока, которые только что постиг".(6)
  Вояки, прошедшие с Македонским множество сражений и походов, стояли в недоумении. Каждый лихорадочно думал:
"Что за уроки принесла Македонцу жизнь?"
  А тот слабым от болезни голосом, боясь, что не сможет мыслить здраво, стал объяснять:
"Если лекари будут нести гроб с моим телом, люди поймут, что не всякая хворь им подвластна. Лекарь не в силах вырвать человека из объятий смерти, посему жизнь не следует воспринимать как должное.
  Золото, серебро и драгоценности, разбросанные на пути к моему  последнему пристанищу, напомнят людям о том, что можно жизнь потратить в погоне за богатством, но это лишь пустая трата времени, ведь в мир иной не возьмешь с собой ничего".
  Приближённые молча слушали Македонского, думая про себя:
"А ведь царь прав!"
Тот дошёл до объяснения третьего желания:
"Что до последнего желания, им я хочу сказать, что пришёл в этот мир с пустыми руками и таковым ухожу из него".
  Сказав это, 32 -х летний великий полководец закрыл глаза и испустил последний вздох. Распоряжений о наследниках  он так и не оставил.
  Македоняне и жители Вавилона  плакали при известии о его смерти, а поданные Ахеменидов брили головы. Мать Дария III, Сисигамбис, узнав о смерти Александра, отказалась от пищи и умерла несколько дней спустя.(7)
  После смерти тело македонского царя было погружено в мёд, чтобы остановить разложение, и отправлено в Македонию. Однако, его перехватил египетский царь Птолемей, который перевёз его в Египет. В настоящее время, увы, гробница Александра Македонского утеряна. (8)
  С точки зрения исторической логики, возможны только два места, где может быть захоронен великий завоеватель -  египетская Александрия и оазис Сива.
 *Примечание. К сведению читателей:
  В начале второй мировой войны оазис Сива оказался на линии фронта: в Ливии хозяйничали итальянцы. Осенью 1940 года они несколько раз бомбили оазис, где размещался английский гарнизон. Спасаясь от бомбежки, жители переселились в некрополь "Горы мёртвых".
   Всем места не хватило, и люди  стали рыть себе землянки. Тут-то и наткнулись они на несколько неизвестных ранее могил, включая и Си-Амона. Весть об этом дошла до Департамента древностей, и в начале 1941 года в Сиву вновь приехал археолог Ахмед Фахри. Он расчистил могилу, описал её, но большего сделать не смог -  помешала война.
  А вскоре англичане покинули Сиву. Летом 1942 года туда вступили итальянцы. Пробыли они в оазисе всего три с половиной месяца, но успели проявить живой интерес к сиванским древностям. Местные жители, не слишком подкованные в археологии, продавали итальянским и немецким солдатам всё, что успели найти в могилах: мумии, украшения и даже куски камней с барельефами.
  Приезжал в Сиву и верховный главнокомандующий войсками держав "оси" в Северной Африке фельдмаршал Роммель, чья ставка осенью 1942 года находилась в Мерса-Матрухе. Роммель получил почётное прозвище  "Лис пустыни".(9)
  А некрополь Габаль-аль-Маута лишился сотен исторических ценностей. В могиле Си-Амона, например, была сколота почти четверть всех барельефов. Находившиеся в ней мумии тоже были проданы.
  В конце XX века  группа греческих археологов объявила об обнаружении в Сиве гробницы Александра Великого. Однако спустя несколько месяцев шумихи гробница оказалась захоронением мало чем примечательного жреца эпохи фараонов, но совсем не македонского царя. (10)
  В последующие годы  греки ещё дважды сообщали миру об открытии гробницы Александра. Но эксперты, направлявшиеся в Сиву, каждый раз опровергали доводы археологов.

"...что такое боги?"
- "Бессмертные люди".
(Лукиан)
Люди не боги,
Ведь боги бессмертны,
Людям не всем
Помогут, наверно.

Людям великим
Останется  память,
Если позор
Их не достанет.
(стихи автора)

(1) Вэй Дэ-Хань/Бронислав Брониславович Виногродский (19.04.1957) -  китаевед, переводчик основополагающих китайских текстов (среди них "Чжуан-цзы", "Дао дэ цзин", "Книга Перемен"), писатель, общественный деятель.
(2) Галабея -  национальная одежда народов Северной и Центральной Африки, длинная мужская рубаха без ворота с широкими рукавами. Более дорогие делаются из тонкого сукна, у бедняков -  из самой дешёвой ткани. Отличается от арабского тауба более широким вырезом, отсутствием воротника и более длинными и широкими рукавами.
(3) Владимир Беляков "Оракул живёт в Сиве"
 vokrugsveta.ru
(4) "Храм Амона в египетском оазисе Сива" 02.04.2014 опубликовано на  сайте
drevniy egipet.ru
(5) Ахмед Фахри (21.05.1905 г. - 7.06. 1973 г) - египетский археолог, египтолог, посвятивший большую часть своей жизни египетским оазисам. Он был пионером археологических исследований в пустынных районах. Автор публикаций: "Египетские пустыни" (1952), "Оазис Сива"(1973)  и др.
(6) "Три последних желания Александра Македонского" читайте на сайте: sirtaky.ru
(7) из Википедии
(8) "25 фактов о Александре Македонском" на сайте faktrus.ru
  читайте: Феликс Кирсанов "Истории про Александра Македонского" на сайте orator.ru
(9) Роммель, Эрвин Йоханнес Ойген (15.11. 1891 -  14.10.1944) - немецкий военачальник, генерал-фельдмаршал (1942) и командир войск Оси в Северной Африке. Один из лучших генералов Вермахта.
 Немецкий генерал получил почётное прозвище "Лис пустыни",  не проведя ни одного крупного сражения в Ливии
 Кадровый немецкий офицер, генерал Эрвин Роммель, начал войну как бравый гитлеровец, а закончил - как убеждённый антифашист.
(10) РИА Новости 26.07.2013 "Шали - Гаое в Ливийской пустыне. Тайны оазиса Сива" ria.ru