Хищники и жертвы

Любовь Матвеева-Поротикова
            «Подле воды – обмочишься, подле огня – обожжёшься» (русск. пог.)

      Он сидел неподалёку от меня, хищный кавказский человек, и зорко наблюдал за окружающими, а я наблюдала за ним. Оба мы находились на краю рынка. Я принесла два ведёрка вишни, от которых надо было избавиться, он же сидел за выносным столиком кафе с баночкой пива. «Из бедных» - определила я, видя, как он пересчитывает в кошельке какую-то мелочь. «Наверное, воришка, ищет жертву. Где же ещё искать, если не здесь?»
        Богатый базар шумел! Чего только не нанесли сюда огородники! Столы ломились от всяческих дачных изысков, всё свежее, только с грядки, только с куста! Взыскательные покупатели толпами слонялись между столиками, только мало что покупали, щупали товар, нюхали, приценивались, а на мою вишню и смотреть не хотели – наелись этого добра. Нынче вишня дала удивительный урожай!
         Вот уже я и налог заплатила – 250 тенге, вот уже и стаканчик  кофе выпила – 150 тенге, вот и кушать захотела... Сходила в столовую – тут, на «Океане», всё рядом. Принесла плов в контейнере  из столовой - 600 тенге, съела за прилавком, чтобы не упустить покупателя. Вот и пить захотела, сходила за минералкой   – 200 тенге, а покупателей всё нет. Мне уже начинает надоедать, да и солнышко припекает. Наконец, около меня останавливается старушка:
          - Сколько стоит вишня?
          Я обрадовалась:
          - Возьмите хоть за тысячу тенге, все по полторы продают, а то из за две! Спелая, сладкая!.. Такого компота наварите!.. И ведро – настоящее, большое! Тут не пять – все шесть литров!..
          - Ну хорошо, сыпьте, - и протягивает мне пятитысячную купюру.
          - Подождите, я сейчас схожу разменяю! – говорю ей.
          - Давайте я разменяю! – предлагает хищный кавказец. Я подхожу к нему, он вытаскивает из нагрудного кармана толстую пачку двухтысячных  купюр,  меняет мне.  Я отпускаю старушку, и сажусь за столик с мужчиной:
          - Спасибо! – благодарю его. Так кто же он? С виду совсем простой, скромно одетый, субтильный, в пыльной обуви, на столе перед ним лежит самый простенький кнопочный телефон...
         - Вы не знаете какую-нибудь старушку, которая пустила бы меня на квартиру? – спрашивает он. Странно... Столько денег...
         - А почему бы вам не снять квартиру? Вы, я вижу, не нуждаетесь, чтобы угол у старушки снимать?..
         - Я не люблю одному быть в квартире. После работы надо же с кем-нибудь поговорить.  А я бы не только платил за квартиру, содержал бы её, продукты приносил...
         «Бесплатный сыр в мышеловке»... – соображаю я.  - «А потом прихлопнуть старушку, и овладеть квартиркой...»
          - Сейчас уж не осталось, наверное, таких старушек. Я вот живу одна в трёхкомнатной квартире, а квартирантов бы ни за что не взяла. Что же вы – человек в возрасте, а семьи не имеете?
          - У меня есть дочь, подросток, здесь, в городе...
          - Так что же вы не живёте с её матерью?
          - Не хочу. А помогать им – помогаю. Когда-то весь магазин «Океан» мне принадлежал! А потом пошли долги, банки, пришлось продать. Сейчас у меня только мельница за городом...
          Зазвонил его телефон, он ответил, потом вынул из кармана бумажку, что-то прикинул:
          - Вот, пока мы сидим тут с вами, я заработал 300 000 тенге...
          - А я больше истратила, чем заработала – смеюсь я. И начинаю думать, как мне избавиться от второго ведёрка с вишней. Даром отдать, что ли?
          - Мне говорили, когда я повёз первую машину с помидорами с юга Казахстана в Тюмень: «Петропавловск – это болото, не останавливайся, а то завязнешь там навечно!»  А я не поверил. В дороге на взятки ушло много денег, и на бензин не осталось. Остановиться в вашем городе пришлось. Думаю – продам одну тонну помидор, и поеду дальше. И вот с тех пор прошло тридцать лет, а я всё здесь...  И другие в этом болоте застряли... - продолжал откровенничать мужик.
         «Э-э-э, дорогой, видно, это «болото» всех вас неплохо кормит! Да у тебя здесь уже пять своих квартир, не меньше! И все сдаёшь! А сам всё доверчивых старушек ищешь?.. – подумала я. Между тем незнакомец взял пивную банку, и сплюнул туда высосанный насвай. Вот для чего перед ним банка стояла! Мне стало неприятно, и  я, не прощаясь,  пересела на своё место.
         Вскоре по дешёвке отдала и второе ведёрко с вишней.  Незнакомец в это время подошёл к какой-то очень пожилой старушке, нагрузившейся сверх меры,   предложил помочь. Та расплылась в детской улыбке, не отказалась, попутно сетуя, что она одинока и помочь ей некому. Мужчина подхватил её сумки, и они двинулись к автобусной остановке. А я пошла на другую остановку, даже забыв, что собиралась купить сметаны.
 
         Хищники и жертвы...

         На фото одна из моих книг. На обложке - Марина, ещё молодая и красивая. Она всю жизнь торгует молоком, маслом, гусями. Много работает в своём частном фермерском хозяйстве, много продаёт, много покупает - гусят, цыплят, кормов, и прочее. Но истратить деньги на КНИГУ, в которой описана вся наша (и её) базарная жизнь, в которой множество фотографий знакомых ей продавцов и покупателей,  неспособна, как и неспособна прочитать пол-страницы... Базар съедает душу...