Мистика портрета Гончаровой

Машин
В Государственном музее Александра Сергеевича Пушкина хранится оригинал единственной картины супруги поэта, выполненный в акварельной технике – портрет Натальи Николаевны Гончаровой работы Александра Павловича Брюллова, старшего брата Карла - автора «Гибели Помпеи». Музейная табличка гласит: «Александр Брюллов. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской (урожденной Гончаровой). Конец 1831 начало 1832. Бумага. Акварель». Это единственный портрет юной жены поэта, который был известен ему, поскольку он же и был заказчиком работы.
Картина до сих пор пользуется популярностью у множества жителей Земли, поскольку изображенная на ней юная особа невероятно красива, является супругой самого великого поэта России и, согласно сложившемуся общественному мнению, является главной причиной его же гибели. У меня в отношении последнего утверждения, мягко говоря, несколько иное мнение, однако, сегодня то, чем мне хотелось бы поделиться с читателем, относится к другой интереснейшей, на мой взгляд, теме. 
Что привлекает взгляд зрителя, обратившего внимание на портрет, если предположить, что он ничегошеньки не знает об истории изображённой на нём молоденькой женщины и впервые её видит?
Обратим внимание не на героиню портрета, а на то, что на ней: На ней нежное персиковое платье с обильным количеством рюшей и рукавами-фонариками. Три аккуратных банта украшают открытую часть декольте. Стянутая корсетом узкая талия, переходит в пышную юбку. Мило, но не более того.
Безусловно, привлекают внимание зрителя роскошные серьги с бриллиантами.  У Пушкина ни разу в жизни не имелось в наличии средств достаточных для приобретения такого роскошного женского украшения. Но у него были друзья! Серьги на время создания портрета одолжил ему князь Мещерский. Поэт категорически настаивал на том, чтобы его супруга позировала Брюллову именно в этом замечательном украшении. Кстати, имелись нелепые слухи по поводу того, что серьги ни в коем случае нельзя было носить женщинам не из рода Мещерских. Во избежание несчастья. Но мне кажется, что этот слух был пущен позднее кем-то из завистниц Натальи и Александра.
По мнению знатоков живописи, мастерство живописца выразилось в том, как тонко, не погрешив в то же время против истины, Александр Брюллов сумел передать очертания лица Натальи Николаевны: её выразительные карие глаза посажены близко друг к другу и они косят, и это заметно, но столь деликатный момент передан так аккуратно, что нисколько не портит общего приятного впечатления.
Наконец, мы переходим к главному объекту внимания зрителя картины, к тому, что притягивает к портрету любые, даже мимолётные, взгляды: на лбу красавицы сияет драгоценный камень.
Украшение, на котором он закреплён, называется фероньеркой. Феронье;рка (фр. ferronni;re) — женское украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней, надеваемое на голову и спускающееся на лоб. Фероньерки известны со времён эпохи Возрождения. Украшение получило своё имя от названия хранящегося в Лувре портрета неизвестной миланской аристократки «Прекрасная Ферроньера», написанного примерно около 1490 года, и приписываемого кисти Леонардо да Винчи…
Однако, камень на лбу, мгновенно притягивающий к себе и концентрирующий на себе любой сторонний взгляд, по моему мнению, имеет гораздо более древнюю историю, чем история женского украшения с названием «фероньерка». 
Глядя на фероньерку Гончаровой, зная дальнейшую трагическую историю гибели её первого супруга и обрушившуюся на неё следом волну сплетен и домыслов, я невольно вспоминаю строки стихотворения Марины Цветаевой «Пригвождена»: «С змеёю в сердце и с клеймом на лбу, я утверждаю, что – невинна…»
«Клеймо на лбу» - сверкающая драгоценная бриллиантовая капля – явно напоминающая о Будде… Хорошо известно, что статуи Будды как правило имеют на лбу драгоценный камень – «третий глаз». Третий глаз - - мистический эзотерический невидимый глаз, обычно изображаемый расположенным на лбу, око, обеспечивающее восприятие за пределами обычного зрения. Полагаю, Леонардо да Винчи, написавший «Прекрасную ферроньерку», как минимум, догадывался об этом символе.
В индийских духовных традициях третий глаз относится к аджне (межбровной) чакре: врата, ведущие во внутренние сферы и пространства высшего сознания. Третий глаз расположен примерно посередине лба, немного выше соединения бровей, как раз в том месте, где находится центральный камень фероньерки Натальи Пушкиной – Гончаровой. «Аджна» на санскрите означает «приказ», «команда» - эгрегорная отметина, средоточие глубокого внутреннего прозрения, искренности и бесстрашия… Как раз то, что очень пригодится Наталье Николаевне в её дальнейшей судьбе.
Почти все индуистские боги и богини имеют такую отметку на лбу, а многие жители Индии и соседних с ней государств носят этот символ и в наше время. «Третий глаз» -  это седьмая чакра – Сахасрара (санскр. Sahasrara — «тысяча»).  Как конечная цель духовной эволюции, она заключает все другие чакры. Кто познает полностью Сахасрару, тот не вернётся больше в колесо Сансары и достигнет освобождения.  Символизм и мотив пробуждения «третьего глаза», функционирующего как «внутренние часы», всегда были и остаются чрезвычайно популярными как в религиозной, так и психологической литературе.
Украшение, состоявшее из золотого обруча с замком спереди из драгоценных камней в богатой золотой оправе, очень полюбилось второй супруге Франциска I   Элеоноре Габсбург, которая после смерти мужа в начале 1550-х гг. ввела его в придворную моду. Налобные украшения с золотой цепочкой были модой в Ломбардии в конце XV — начале XVI вв.: к примеру, в нём изображена герцогиня Елизавета Гонзага на портрете работы Рафаэля. Они встречаются на многих картинах, и итальянские искусствоведы употребляют термин «lenza».
Символично то, что на этих украшениях настаивал супруг Натальи Николаевны – Пушкин. Впрочем, в начале XIX в. фероньерка, причём с очень дорогими камнями, вновь входит в моду, вместе с воскрешением интереса к эпохе Ренессанса. Особенно ярко её господство в моде в 1820 – 1840 годы. В 1831 – 1832 гг., когда создавался портрет Натальи Гончаровой, были пиковыми в моде на фероньерки. Наряду с фермуарами (застёжками для колье), кольцами, браслетами, серьгами, брошами, булавками, запонками и пуговицами (всего до 15 предметов) фероньерка входила в состав полной парюры — набора ювелирных украшений, подобранных по материалу, цвету и орнаментальному оформлению.