Кони сытые бьют копытами - 2

Виталий Уйманов
(Продолжая тему http://www.stihi.ru/2019/11/21/3883)

   Тема «искусство и современность» всегда актуальна. Недавно писал об  агрессивности современного искусства и, неожиданно, эта тема нашла продолжение.
Днями наткнулся на беседу с «Ведомостями» директора ГМИИ им Пушкина с запоминающейся (многозначительной) фамилией - Лошак (родом из Одессы). Вот выдержка из её интервью (извините за длинную цитату):
   «Мне просто не нравится, когда люди, работающие в музее, плохо высказываются о том, что происходит в их стенах, это неправильно. Даже если им что-то не нравится и они не разделяют взглядов, существует командность и возможность мотивировать для себя происходящее. И в этом надо людям помогать, поэтому я настаиваю на том, что со смотрителями надо серьезно работать, они не должны думать, что им навязывают то, что им кажется неприемлемым, они должны понять целесообразность происходящего. Все можно объяснить, я абсолютно уверена».  То есть, она считает себя высшей инстанцией при определении, что целесообразно, что нет!

   Ну, ладно «люди» (смотрители)  - они взрослые, их можно «мотивировать». А дальше был абзац с ответом на вопрос о проблеме отношения детей к «скандальным» произведениям, вызвавший у меня непонимание и удивление. Решил внимательнее вчитаться в этот фрагмент попозже, но когда вернулся к тексту, обнаружил, что это место из него удалили.  Наверное, спохватились: в глубине есть понимание того, о чём не стоило бы говорить вслух, а делать, лучше, исподтишка, вспомнив закон о защите детства. Но, «что написано пером...»  – постараюсь воспроизвести по памяти. Итак, чтобы подготовить к пониманию  «острых тем», была собрана группа детей из числа посещающих музейные кружки. Им следующим образом объяснили, как относиться к подобным произведениям: «Представьте себе, что перед вами  ваши обнажённые престарелые родители...» (каково!) и дальше поучения в этом роде. Потом подопытных детей попросили написать сочинения на эту тему, и «к радости» увидели, что большинство из них «правильно» усвоили урок.
    Так, исподволь, подготовили детскую психику к восприятию «неприемлемого».  Но, может быть, всё же, важнее было бы понять: - А нужны ли подобные выставки?  Да и сама постановка вопроса «надо людям помогать», внушая, что «они (люди – смотрители, дети, - В.У.) не должны думать, что им навязывают то, что им кажется неприемлемым, они должны понять целесообразность происходящего» - вызывает у меня вопрос: - А зачем? Какая в этом «целесообразность»?  Интересно, больше нечем заняться, кроме как помогать «преодолевать отторжение», то есть, естественную реакцию на нечто неприличное, чуждое?  Или у понятия «неприличное» границы окончательно размыты и «художник» (в отрицательном значении слова) может позволить себе выставлять напоказ плоды любых фантазий своего изощрённого (развращённого) сознания, ради того, чтобы выделить своё «Я» среди сонма себе подобных, а нас будут приучать к восприятия «этого»?

    В этой связи вспомнилась одна фотография, когда-то размещённая, кажется, в Интернете. На ней была запечатлена, установленная, должно быть, в Лондоне, мастерски (натуралистично) выполненная в полный размер в бронзе, скульптурная композиция, изображающая сидящих рядом на садовой скамейке двух старых, совершенно обнажённых людей – английской королевы Елизаветы II и её супруга – герцога Эдинбургского Филиппа. Что это: желание показать, что «король-то голый», просто «прикол» и мерзкий способ самовыражения? Или и в этом какая-то «целесообразность», к которой нас нужно приучать? Найти теперь это фото не удалось – очевидно, здравый смысл в этом случае возобладал и удалили (что со скульптурой не знаю). К сожалению, деятельность представителей искусства часто  определяется не здравым смыслом, а только конъюнктурными соображениями, когда ломают представления о добре и зле, о прекрасном и отвратительном, дозволенном и нет, в желании погромче заявить о себе,  прославиться и заработать на этом.                Я, конечно, понимаю, что искусство не может стоять на месте и должно развиваться. Но вопрос: – Как и куда?  И не за счёт же вымывания из него гуманистических основ!

   И последнее. Замечаю странную закономерность (или это черта моего характера): не могу с первой попытки припомнить хоть одно привлекательное (не говоря уже о красивом) лицо кого-то из присутствующих в московском «медийном пространстве», включая представителей искусства!
               
10.02.20.

Ил. – коллаж выполнен мной.