3. Митрополит спасает Пушкина от Веры

Владимир Конюков
3. Митрополит спасает Пушкина от Веры.



     В 1824 году, с августа, поэта Пушкина принуждают покинуть Одессу… Командировочные и дорожные выписаны в имение матери, Михайловское, Псковской губернии.
Под надзор и опеку родителей. Официальная сопроводиловка, энциклопедии,
«По распоряжению высочайших властей, будучи замечен в интересе к атеизму, неугодный одесскому начальству, он был исключен со службы у графа Воронцова и сослан в имение своей матери под надзор духовенства и местных властей».

Такая формулировка михайловской ссылки поэта, не раз подвергалась обсуждению.
Заучена школой прошлого века, существует и сейчас.
Подход к пушкиноведению за последние 50 лет, начал меняться и причина…
Абсолютное игнорирование  идеологией советской школы, влияния религии  на жизнь, творчество гения словесности в его столетии.

… Действительная причина ссылки на 2 года в Михайловское  Александра Сергеевича…
Изоляция православного гения от католического влияния окружения, в которое попал на то время и сопроводительная хитрая формулировка властей, «замечен в интересе к атеизму».
Поэт потешался в письме Вере Фёдоровне, «… утверждают, будто я проповедую атеизм сестре – небесному созданию – и брату – потешному юнцу…».

Тайное, скрываемое… Гражданская жена Ангелика (Ангел), (в то время говорили, временная жена), католичка – итальянка, следующая за ним всегда  (осталась в Кишинёве с матерью и их 10-летним сыном).
Живущая католическим духом Одесса, в 20-е годы засилье итальянцами-строителями до развлечений, в том числе, Оперный итальянский театр.

Православный Совет синода при правящем дворе, лично Митрополит, обеспокоены обстановкой в Одессе… Миграция через город с территорий Османской империи людей - христиан, как саранча заполнившие Одессу.
Массовая миграция народов православного духа, так и католической веры. Влияние католиков на Пушкина, вне сомнения до царя дошли слухи «охмурения» иезуитами обоими Вяземскими, «переделать» поэта в гении, но католического толка.

     Вот она  РАЗГАДКА  вмешательства церкви в судьбу Пушкина, давление Митрополита на царя. Рескрипт Александра I графу М.С. Воронцову от 2 мая 1824 года.
«В Одессе многие лица занимаются «неосновательными и противными толками, могущие иметь на слабые умы вредное влияние», на что следует обратить особое  внимание».
О пушкинском уме, умном стихотворце  с выходом в народ его умных произведений, шумела не одна Одесса, весь юг до северной столицы был в восторге.
В истории и литературе всё дело в датах… Рескрипт царя от 2 мая 1824 года, а в июле поэт знал, скоро в дорогу, его вышлют из Одессы.

Главное… Уникальный приказ, «По распоряжению высочайших властей, будучи замечен в интересе к атеизму…»
Это при том, что, как кандидат ещё,  в Первые поэты империи, в 1820 году был направлен в кишинёвскую администрацию И.Инзова, помогать устанавливать православие на новых Российских территориях Северного Причерноморья. Называлась первая южная ссылка поэта. Переведён по просьбе (промах мистификаторов, был не ссыльным) в Одессу, просился в отпуск (ссыльный не просится, ещё один промах)…

Наиглавнейшее… Вера Вяземская, преследовала Пушкина своим дотошным вниманием, действиями (и женскими чарами), «перековывала» сознание гения, принадлежность поэта только к католической вере, к католицизму! Используя все женские средства воздействия.
Вместе с номинальным мужем, Петром Андреевичем Вяземским, как муж и жена не жили, и не могли развестись по княжескому кодексу. Члены иезуитской организации (пропагандисты католицизма, агитаторы Папы Римского), принявшие православие для удобства работы.

Высочайшая власть, кто выслал Пушкина в Михайловское – это православная власть империи во главе с Митрополитом. Указ царя властный, а идеология от церкви. Пушкин, объявленный с 1821 года  В.А.Жуковским  Первым поэтом империи, должен быть только  ПРАВОСЛАВНЫМ!
В Михайловском Александр Сергеевич, попал под надзор православной церкви, это было пострашнее, чем под наблюдением одного жандарма («участкового») на несколько усадьб, деревень.
Бесился,  «Бешенство скуки пожирает мое глупое существование», - пишет он, приехав в Михайловское. Дважды пытался бежать из ссылки, хлопотал о перемене с. Михайловского даже на любую из крепостей».

Разгадка, что именно отправлен в Михайловское, что церковные служки были похлеще жандармского надзора. Следили денно и нощно за каждым шагом, чтобы католическое в мыслях выкинул прочь. 
«Дважды пытался бежать из ссылки, (к своей Ангел, первому сыну, она была в Одессе, умолял Веру (её письма пропускали, числилась православной), хоть немного сведений об Одессе) хлопотал о перемене заточения с Михайловского «даже на любую из крепостей».
Рад был на крепость, можно представить контроль за ним неусыпный, жестокий.

     Одесское начальство (Воронцов М.С.), спасли Пушкина…
Вера Фёдоровна завербовала жену Воронцова, та достала и передала Вере огромные суммы денег, чтобы заплатить капитанам судов, вывести Пушкина безвозвратно за рубеж.
Подготовленного по её мнению, прославлять в стихах католиков мира.
Разбирательства, Воронцова понять можно, потребовал и Веру изгнать из города.
«… наш край ещё недостаточно цивилизован, чтобы оценить ее блестящий и острый ум, которым мы до сих пор еще ошеломлены…».

Василий Андреевич Жуковский, учитель, друг… Во фразе письма чувствуется, из-за цензуры ни слова про спасение ссылкой от католического влияния Веры.
«На все, что с тобою случилось и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: поэзия.  Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия, и обратить в добро заслуженное; ты более, нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство».

Через 10 лет, о Михайловском,  Пушкин сказал:

«Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой».

С 1824 года по 1826 год создал в Михайловском многие поэтические произведения, поэзию.
«Поэзия, как Ангел – утешитель…», от цензуры виртуозно зашифровал свою любовь к католичке, итальянке по имени Ангел, утешителю по короткой её жизни. Она умерла от тоски в Одессе, узнав, что разлучена навечно. Стала жертвой религиозной войны, войны догм между католичеством и православием в 19-ом веке.
Была «таинственным щитом», тайной их совместной жизни с 1815 года.

Ангел утешения (Ангелика) «спасла меня», жить, сочинять, работать под надзором в деревне, мечтою соединиться, встретиться… Не суждено было.
«И я воскрес душой», чтобы творить. Смерть их разлучила навсегда, остался сын, был итальянской диаспорой отправлен в Италию.
РАЗГАДКА  гения, свыше 100 упоминаний Италии в своих произведениях, (моя публикация впереди), в честь сына – помнил, множество раз слово «Ангел или «ангел», в память о жене, матери.

     … Изощрённые преследования Веры… Князь Пётр Андреевич, в 1829 году воскликнет, когда узнает об интересе Пушкина к Гончаровой…
«Он так любил Веру, так любил!», фраза ко многим измышлениям, рассуждениям, исследованиям.
Политические причины, религиозные… Личные. Не счесть варианты, если бы…
Не достать из загашников прошлого некие нестыковки, на них строилась мистификация биографии гения. На которые обратила в своё время, исследования биографии Пушкина поэтесса А.А. Ахматова высказыванием, «Биографию Пушкину писали выжившие из ума, маразматического возраста старухи…» И, в том числе, Вера Фёдоровна  Вяземская, прожила 95 лет, многократно перевравшая для Астафьево (ссылка на музей),  многие вехи жизни, творчества гения в своих интересах, политики и религии.

Небезынтересная деталь в Одесском цикле Александра Сергеевича…
Поэт Вере не доверял, не был откровенен, по некоторым моментам, вне сомнения, опасался неистовой любовницы – «начальницы», (в пушкиноведении она, как корреспондент, курьер).
Секреты «мидовского» работника, поэт тайны хранить умел от обоих иезуитов Вяземских.
Например, в шифровках МИДа, иммигранты назывались саранчой (тучами, «прилетевшими» по морю  в Одессу с Османии, временно заселившие Северное Причерноморье).

Вера Фёдоровна наивно думала саранча, это – кузнечики, зловредный Воронцов посылал её «предмет обхаживания» Пушкина в южную степь ловить и считать кузнечиков на полном серьёзе…
Из письма Веры к номинальному мужу, князю Вяземскому, 19 июля 1824 года.
«Он… обиделся на то, что его послали ловить саранчу, и то он не ослушался. Он съездил туда, а вернувшись подал в отставку, потому что его самолюбие было затронуто».
Мощная женская логика… «его послали ловить саранчу»… Вера и не предполагает, как можно ловить тучи саранчи, если они летающие кузнечики…
Хвала «мидовским» шифровальщикам того времени! Если мощная контрразведка иезуитов Папы римского, была в тупике…

     Перед отправкой Пушкина в Михайловское… Расстройство поэта, опечален будущим отъездом, невероятное! Молвой в сплетни разнеслось чуть ли не по всей империи,  такую известность получил к лету 1824 года!
Можно представить, какая связь была в начале 19-го века, что многие губернии знали кто такой Пушкин.
Разнеслось в середине лета 1824 года известие… ЛОЖНОЕ   известие…
Задумка настоящих друзей Пушкина, напугать власть, досадить Воронцову, обругать Одессу, навредить лично царю, насолить Митрополиту…
Известие разнести, что Пушкин застрелился в знак протеста высылки с Одессы.

Князь Вяземский, от 21 июля 1824 года, «достаёт» в письме Веру культурно, интелигентно… Князь её тоже боится, опасается, начальницу «проекта» - вместо Пушкина (если не удастся), сделать его стихотворным гением, но католическим. Методом плагиата, почти смертельное предприятие, князь понимал.
Обирающего своего любовника до нитки, отбирающего все деньги – гонорары за изданные произведения…
«Из Петербурга пишут и уверяют, что… Пушкин застрелился. Я так уверен в пустоте этого слуха, что он меня ни мало не беспокоит. Надеюсь, что Пушкин никогда не будет убит, разве что животным».

Пётр Андреевич такими словами хочет доконать Веру…
Как его прессовали перед этим заступники Пушкина с вопросами, почему в Одессе у поэта не было денег, если за издания причитались приличные суммы. Князь в ответ возвопил, возмущённо искренне вскричал, что наоборот, ссужал хорошие суммы на издания, а все пушкинские гонорары подчистую выгребала, отбирала Вера Фёдоровна.
Князь внушал Вере этими словами «… уверяют, что… Пушкин застрелился», по её вине: оставляла поэта нищим, голодным с мыслью, «хоть стреляйся» от жизни такой.

Мы можем представить чувства Веры, проект поэтического «окатоличивания» клиента рушился, рухнул…
Богатая, ни в чём не нуждающаяся княгиня, из рода потомственного древнего рода католиков Гагариных, представительницы объединённых богатейших российских дворов ветвей фамилии Гагариных и…
Почему – то забирала деньги, отбирала, обчищала бедного поэта  империи, названного литературным сообществом на дату 1824 года – Первым стихотворцем империи.

Князь Вяземский, «неразведённый» муж Веры, с прилепившейся к нему позднее кличкой «друг Пушкина», по отцу из рода западных переселенцев, бегство от эпидемий в Европе на Восток. Род поселился на реке Вязьма, стали Вяземскими.
Пётр Андреевич, богатый, благодаря отцу  Вяземскому А.И., начало из древних родов английских славян, позднее переплетением с ирландским этносом, организатору российского масонства английского толка, (крайнего со своей конституцией). Князь видел: Вера беззастенчиво обирает Пушкина, забирает все его деньги, молчит…

Тайна, интрига, вековая загадка… Богатые князь и княжна, держат гения на денежных подачках, всё его заработанное в больших суммах, Вера забирает… Почему?
Козни иезуитов к православному?  Митрополит прав, оградить от влияния католического окружения. Как? Отправить поэта под присмотр церкви в глубинку, в Михайловское. И деньги целы, и цели благородные, поэт позже в деревне создал многие шедевры.
Вере оставалось беситься от бессилия…

     Перед отправкой в Михайловское, Пушкин А.С.  Казначееву А.И., канцелярия Воронцова М.С., июнь 1824 года.
«Единственное, чего я жажду, это – независимости (слово неважное, да сама вещь хорошая)…»
Видится: все надоели, всё обрызгло…

Немного позже,  26 мая 1828 , к настроению и четырёхлетней давности, «как вчера», фрагмент…
Поэт Пушкин,
-----
Жизнь, зачем ты мне дана?
-----
Кто…
-----
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Пушкину А.С. Ответ митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова):

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

---------------------
Век 19-й, религиозный и романтический…
Стихами говорили, разговаривали, мыслили.


Продолжение следует.

К разгадкам исследований.