Божий дурачок

Михаил Ханджей
 Из моих студенческих "записных книжек".


Сын богатого ассизского купца, баловня и «царя» весёлой молодёжи (именуемой ныне «золотая молодёж!) его родного городка, увлекавшийся идеалами рыцарской эпопеи.

 «Царю» весёлой молодёжи этого оказалось мало и он захотел сделаться «глашатаем великого царя» - Бога. Мистическое влечение к Богу и Христу, повлекло его по «наставлениям Христа» к: жажде страдания, самоуничижения, завету полной нищеты, скитальчиства и проповедям покаяния. И он, отказавшись от всего, что имел от богатенького папеньки, стал призывать людей к покаянию. Так он стал апостолом.


  Около Франциска мало-помалу собрались такие-же мистики. Почти все были это люди неучёные. Первые францисканцы, которых он назвал «братья меньшие» - минориты – бродили по двое по городам и сёлам, добывая себе пропитание: то помогая в полевых работах крестьянам, то нося воду по горду, то клянча милостыню.

  По наставлениям  Христа, его последователь  должен быть нищ. Апостол должен быть скитальцем, и Франциск отверг принцип монастырской жизни (предполагавшей оседлость) и посылал своих учеников бродить по миру, сам бродя, как последний из них.

  Это противоречило  целям папской Церкви, стремящейся «оседлать» любые  учения-проповеди, в том числе и Франциска из Ассиза. Теперь в орден францисканцев вступали люди образованные (естественно, "агенты" Церкви!). Учёным братьям было совершенно ясно, что для успеха проповеди нужна учёность. Для учёности же необходимы были школы, для школ – оседлость, а не бродяжничество (навроде хипи в XX веке!).

  И с тех пор, как минориты (францисканцы) утвердились в Болонье и Париже, нельзя было дозволять проповедь таким неучам, как Фрациск. И за ним закрепилось прозвище «Божий дурачок».(Умела и умеет папско-христианская Церьковь устранять инакомыслящих во все времена!)
 

  «Божий дурачок» Франциск, чувствуя своё бессилие, отказался от руководства орденом, низведя себя на положение простого брата.


  Надежды Франциска на великую силу примера были наивны. Орден, руководимый искусной рукой чтивших Франциска, но не следовавших его примеру «учёных» шёл своей новой дорогой.