Киким-г-ора

Инна Молчанова
Вдохновитель - картина Николая Рериха «Лесовики»: http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/23259

Авторское прочтение на Ютубе: https://youtu.be/SHQyrIKrLr4

Как жила себе во темнОм бору,
на Лихой Горе красна дЕвица.
Выводила песнь рано по утру,
да про молодца, что не женится:

«Что ж ты, красен князь, не среди подруг?
Что кручинишься, о какой беде?
Аль не мил тебе хороводов круг?
Али ищешь клад? Так и он не здесь…».

Утро каждое чуть рассветится -
в серо яблочко княжий быстрый конь.
Снова князь идет к милой девице
и в глазах его - золотой огонь…

День за днем минул. Лето – к осени.
Все смурнее князь, все печальнее.
Журавлиный клин – над покосами,
суета пришла предвенчальная.

Опадает лист, оголяя лес.
На Лихой горе ветры бесятся.
Но не выбрал князь из семи невест
ни одной себе, даже крестницу.

Вот опять идет со кручиной в бор.
Красна девица – за опятами.
Тут и встретились… Потупивши взор,
за деревьями дева спряталась.

Привязал коня добрый молодец,
протянул красе руку правую…
Так и ахнула… Подняла лицо:
а в руке горит сердце алое!

Рука об руку в град пошли большой.
В изумлении люд шарашится:
«Иль с ума сошел, или он больной –
раз такую взять разотважился?!».

Да и матушка, да и батюшка –
так и охают, сыплют пеплом влас:
«Это что ж у нас за хозяюшка?
Сам бы черт бы с ней и козу не пас!».

Сколь ни билися – да уперся князь.
Закричал на всех: «Будет мне женой!».
И с любви своей не спускает глаз.
Тут и поп пришел, стал за аналой.

Вот и ладура* на семи столах.
Радость в дом пришла, солнце в горнице.
У хозяюшки все горит в руках,
у хозяина дело спорится.

Ох, родня черна. Ох, завистлив люд:
«Он, беду привел - круговертицу!
У одних - вон, мор, - все гуртом орут, -
у других разор вызван ведьмицей!".

На младу жену смотрят вОлками:
молоко ль сойдет – виноватая,
упадет кувшин вместе с полкою –
то «болотница** распроклятая»!

Нет житья семье, за порог не стать –
и ругаются, и плюют вослед.
Закрывает дом от невестки мать,
сторожит отец дом от черных бед.

Переплакали вдвоем горечко
и решили так: "Краше зверь лесной.
От людей сбежим к Лихой Горушке.
Там и будем жить в тишине вдвоем".

И ушли себе… Но народ – за плеть.
Накопил народ злобу гольную.
Вслед пошла толпа, чтоб с земли стереть,
поразить шишиг** в сердце кольями.

На Крутой Горе - выступ каменный.
Обнялись они и стоят вдвоем.
Обмерла толпа, грозно зАмерла.
А влюбленные вдруг пошли огнем…

Высоко взошло пламя-полымя,
осветив округ долгожитель-лес.
В миг один Гора стала голою:
будто с бритвою там прошелся Бес.

***

Много лет стекло. Много минуло.
Разнесла молва о прошедшем слух:
на уступе, мол, на погибельном –
двух березок сень - как влюбленных двух.

А гора теперь – не Лиха-гора,
а Кикиморной*** величается.
И играет здесь в прятки детвора,
и приходят те, кто венчается…

*Ладура – свадьба
** Болотница, шишига – разновидности имен Кикиморы.
***В рамках проекта «Сказочная карта России» в 2011 году родиной кикиморы объявлен город Киров (Вятка), так как в нём есть Кикиморская гора. В отличие от большинства других персонажей проекта, здесь речь идёт о «брендировании отрицательного в основе своей персонажа, и потому требующего разъяснений и "литературной легенды", то есть написания "новой сказки", что я и попыталась сотворить))
___
Положительный образ Кикиморы – чрезвычайно редкое явление в литературе. Однако, в некоторых местах кикимору воспринимают, как полезного духа, помогающего умелой и старательной хозяйке: она убаюкивает по ночам маленьких ребят, невидимо перемывает кринки, допрядает за хозяйкой, помогает готовить еду, молоть, ухаживать за скотиной. Также она оберегает дом от пожара… В таких случаях считается, что кикимора должна быть в каждом доме, а её негативные действия – это наказание хозяйке за лень и нерадивость.