Старое кино 4. Когда деревья были большими

Анна Алексеевна Золотовская
СТАРОЕ КИНО 4.  «Когда деревья были большими»


Старые фильмы запоминались мною  «лицами», точнее – актёрами.  Содержание фильма почти забывалось, а вот лицо одного из героев фильма оставалось в памяти.
У меня в детстве было такое отношение к школьным предметам: вначале нравился учитель, а потом начиналась любовь к предмету. Так моими любимыми уроками были в разное время: математика, физика, география, биология, литература…  Только рисование я любила на уроках, где и вовсе никогда не было учителя.
Но сейчас – не об этом.

Сейчас – о старом кино.

Фильм «Когда деревья были большими» мне запомнился прежде всего актрисой.
Инна Гулая.  Впервые я увидела её на экране в фильме Василия Ордынского  «Тучи над Бронском» (1960 год).

Через год она снимается в фильме «Когда деревья были большими».
Моё детство к тому времени закончилось.
Мне было 20 лет, и мы с актрисой были ровесницами.  Наверное, поэтому был интересен фильм и игра молодой актрисы.

Героиня  Инны Гулаи мне запомнилась  «любовью».  Любовью к своему дому, селу, к своему парню Лёне.

Она даже сразу полюбила «своего» неведомо откуда свалившегося «отца».
Вспомните, как она защищает (в общем-то, справедливых слов председателя колхоза) от нападок председателя на этого выпивоху и бездельника.  Как ночью ждёт его «с охоты» как родного отца.

О таком ли отце мечтала эта девочка-сирота, оставшаяся чудом в живых после бомбёжки поезда, в котором она куда-то ехала и, вероятно, с семьёй, с мамой. Отец её «пропал без вести», а, возможно , и погиб на войне.
Но Наташа искала свою семью, своего отца. И ждала чуда. Но вряд ли она мечтала о таком отце, как Кузьма Кузьмич.

Мошенник, воспользовавшийся одиночеством и сиротством девушки, стал жить за её счёт в чистом и уютном доме, который она имела благодаря жителям села Селиваново.

Правда,  У Кузьмы Кузьмича  всё же не вся совесть была пропита и загублена ленью.  Часто мы видим на лице проходимца проблески совести, и это, думаю, благодаря игре , такой тонкой, психологичной, актера Юрия Никулина. Хотя на тот период  он был  пока только клоуном из цирка. (По-моему, это был его первый фильм, во всяком случае, режиссёр Кулиджанов встретил своего будущего актёра именно на цирковой арене.)

Не пропитая до конца совесть заставляет Кузьму Кузьмича  наконец-то сознаться  Наташе, что он ей не отец, что он «прохвост и жулик».
Но Наташа не верит ему и с мольбой в голосе спрашивает:
- Зачем ты говоришь неправду?  Зачем?
И совесть снова покидает лживого «папашу»:
- Не знаю сам…  Дай, думаю, совру…  ( Ей богу, реплика для артиста Никулина!)
И девушка снова верит ему. Она не хочет, чтобы он уехал от неё, не хочет потерять эту последнюю надежду обрести родного человека, иметь семью. Она чувствует, что эта последняя ниточка не очень надёжная, но она старается её удержать.

И всё-таки эта наивная и простодушная девушка находит родственную душу в своём парне Лёне.

Молодой актёр Леонид Куравлёв очень, может быть, прямолинейно играет  влюблённого деревенского парня.  Но ему  хочется верить.
Да, таких  хороших, правильных молодых людей я тоже встречала на своей родине, в селе.

А Лёня для Наташи парень – просто клад.  Он по-настоящему любящий, по-житейски добрый, заботливый. Он не рвёт охапками цветы для своей любимой девушки, а покупает ей новые туфли, так как видит на её ногах  совсем прохудившиеся.
Он старается при любой возможности помочь любимой в её тяжёлом труде паромщицы.  Лёня старается стать надёжной опорой в жизни хрупкой девушки, на плечи которой жизнь так безжалостно взвалила тяжкий житейский груз.
И когда однажды поздним вечером Леня , сделав предложение Наташе («выходи за меня замуж») и получив согласие, решает  сразу же зарегистрировать это решение законным браком.

Им повезло, что председатель сельсовета дядя Гриша в этот вечер задержался на работе и без долгих проволочек скрепил их желание печатью и подписями.
И этой же ночью молодые люди на сеновале провели свою первую брачную ночь и стали мужем и женой.  Однако режиссёр целомудренно не посвящает нас в интимные подробности, а лишь показывает ранним утром спящими их вместе.  ( И в самом деле,  зачем показывать то, что происходит без свидетелей и очевидцев. Зрители все подробности  по себе знают, если были когда-то влюбленными. Советские фильмы начала 60 годов   очень  ценили  нравственные устои простого зрителя.)

Однако я радовалась за героиню и тогда в 60 годы, когда впервые смотрела фильм  и сейчас, когда спустя 60 лет вновь смотрю этот по-человечески добрый фильм.
Да, это фильм о доброте,  по-настоящему добрых людях, живущих на своей земле в ежедневных насущных трудах и заботах.
Всем  колхозом они очень деликатно сумели скрасить сиротство девочки, помогая ей стать самостоятельной хозяйкой своего дома.
И таких  заботливых людей я тоже встречала у себя на родине, в родном селе.

Примером деликатности и доброты  может служить и председатель колхоза, которого правдиво, может, несколько сурово играет молодой Василий Шукшин.
Он догадывается, что что-то не так с «отцом» Наташи, но не спешит вывести того на чистую воду. Он жалеет девушку, видя, что она привязалась к мнимому отцу, но и предупреждает этого «охотника», что если он обидит девушку, то ему не поздоровится.

И он терпеливо раз за разом предлагает Кузьме Кузьмичу простую физическую работу, ибо нет в деревне должности «агента по снабжению», на какую претендует наш ленивый герой.

Фильм заканчивается встречей председателя  с   Кузьмой Кузьмичом , спешащим в районный центр милиции по повестке.  Но председатель успокаивает его, объясняя, что его вызывают по поводу прописки в деревне.
Кузьма Кузьмич, радостно вздохнув, почти бегом возвращается в Селиваново.

Фильм  «Когда деревья были большими» был снят в 1961 году, но премьера его состоялась только 26 марта 1962 году.
Вначале фильм имел рабочее название  «Благодушная ведьма» (очень странное название…). Но в процессе доработки сценария и по совету Сергея Герасимова автор сценария Николай Фигуровский изменил название.
При сдаче фильма худсовету в декабре 1961года против картины резко выступили Георгий Мдивани и Марк Донской.
Однако немного позже картину поддержал Сергей Герасимов и министр культуры СССР
Екатерина Фурцева.
Фильм имел большой успех среди зрителей.

В небольшом продолжении я хочу написать о непростой судьбе в личной и творческой жизни актрисы театра и кино Инны Гулаи.

В заставке кадр из кинофильма: исполнители главных ролей Инна Гулая и Юрий Никулин.

Продолжение следует.