Татьяна русская душою

Елена Голубева-Зябкина
Александр Сергеевич Пушкин написал очень много произведений, осветив каждое своим гением. Он оставил наследство, из которого выросла, окрепла, возмужала великая русская литература.
В каждом жанре – ломка устаревших канонов и открытие новых миров. Говоря словами самого поэта, смелое новаторство, завоевание будущего – литературный подвиг. Так поэт оценивал «Евгения Онегина».
В южной ссылке был начат роман автором и закончен Болдинской осенью. Действие романа развивается с 1818 по 1825 годы. Именно в это время, насыщенное политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип человека, подобный герою пушкинского произведения. Пушкин пытался воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип главного героя – Евгения Онегина.
Еще одна главная героиня – Татьяна Ларина. Пушкин показал простой тип обыкновенной русской девушки, провинциальной барышни. Во внешности Татьяны нет романтических черт, но она удивительно привлекательна.
В детстве Таня – необычный ребенок. Дикая, одинокая, неласковая девочка не любит играть с подругами. Таня погружена в себя, в свои переживания. Любознательная, она старается понять все окружающее и свою собственную душу и, не находя ответа на свои запросы у старших, ищет их в книгах, к которым пристрастилась с детства и которым привыкла верить. В книгах и романах она видела другую жизнь: более важную, значительную, богатую событиями.
Автор постоянно подчеркивает отсутствие в Татьяне черт, которыми часто одаряли своих героинь другие авторы. А.С. Пушкин сразу сообщает нам, что Татьяна вовсе не красавица.
О Татьяне Пушкин пишет:
Ни красотой сестры своей
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
В близости к природе, к быту, нравам и культуре русского народа заключена здоровая и реальная жизненная основа. Татьяна впитала в себя народную мораль, которая окрасила ее мысли и чувства, проявилась в ее поведении. Эта простая народная культура выражала склад русского характера и народные идеалы, формировала нравственность Татьяны. В соответствии с народными традициями, Пушкин наделил девушку исключительной душевной цельностью. Мысль и чувство, разум и поступок для нее одно и то же. Поэтому, полюбив, она первая открывается Онегину в любви, преступая условные законы дворянской морали.
В.Г. Белинский говорит: «Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла бы быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины».
Пушкин подчеркивает нравственную чистоту, глубокий ум и простоту Татьяны на фоне природы и в светской гостиной. Нравственные идеалы Татьяны близки народным обычаям.
Значительность натуры главной героини проявилась и в том, что она осталась внутренне той же «простой девой», с теми же стремлениями.
Она готова отдать
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад.
Идеалом поэта выступила единая культура, сочетающая в себе высокие достижения дворянской образованности и гуманную народную нравственность.
Пушкинская Татьяна – женщина с сильной душой.
Автор искал пути сближения передового дворянства с народом. Поэт первым поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину.