Блок. Дух пряный марта был в лунном... Прочтение

Виталий Литвин
«Дух пряный марта был в лунном круге…»
 





                Дух пряный марта был в лунном круге,
                Под талым снегом хрустел песок.
                Мой город истаял в мокрой вьюге,
                Рыдал, влюбленный, у чьих-то ног.
 
                Ты прижималась всё суеверней,
                И мне казалось — сквозь храп коня —
                Венгерский танец в небесной черни
                Звенит и плачет, дразня меня.
 
                А шалый ветер, носясь над далью, —
                Хотел он выжечь душу мне,
                В лицо швыряя твоей вуалью
                И запевая о старине…
 
                И вдруг — ты, дальняя, чужая,
                Сказала с молнией в глазах:
                То душа, на последний путь вступая,
                Безумно плачет о прошлых снах.
                6 марта 1910.
                Часовня на Крестовском острове





Ал. Блок. Из примечаний к первой книге «Собрания стихотворений» 1911-ого года:
     «Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть.»

     «Часовня на Крестовском острове» – в черновиках было – и осталось только в них – уточнение, причем здесь часовня:

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
                Дух марта пряный был в лунном круге
                Ночь светлая сбила со всех дорог.
                Среди ночи припал я к холодной ступени,
                Там, на выезде к морю, где часовня и мрак.
»


     Недавно один из его двойников жаловался: «…Устал я шататься, //Промозглым туманом дышать // …И женщин чужих целовать…».
     В исходном стихотворении он несётся на лихаче с хрипящем уже конем по городу, дышит «мокрой вьюгой», и к нему прижимается  – «чужая» – женщина.
     Из туч  едва ли не гремит – только для него! – гремит музыка, и вдруг оказывается, что  эта безымянная, одна из десятков, обыкновенная, питерская – земная! – женщина тоже слышит небесную ораторию…
     Шок.
     – Эй, ты кто?
     И почти видишь, как крыльями распахнулись ресницы, как из-под безумной вуали зазмеились волосы, и почти слышишь  встречный вопрос:
     – А ты?