Океан 1

Александр Копырин
   
   Период развитого социализма. Середина семидесятых годов ХХ века. Небольшой промышленный город на Урале. Градообразующее горное предприятие работало круглосуточно ударными темпами, город строился целыми микрорайонами, население в городе прибывало с каждым годом, в детских садах не хватало мест для детей, а молодежь вечером заполняла кинотеатры, клубы и танцплощадки, а кому не хватало места в организованном культурном пространстве, выходили на улицу.
   Поздним осенним вечером, когда в девять часов  на улицах уже темно, а погода мягкая и теплая, самое время посиживать где-нибудь в укромном месте, на лавочке с девушкой.
   И скамейки были везде, на центральных улицах города, во дворах и в тенистых ухоженных сквериках, а еще на детских площадках и в детских садиках. И все эти места, молодежь отлично знала и в вечернее время, активно использовала в своих целях.
   Молодой парень высокого роста, одетый в брюки клеш и легкую курточку, шел в один из районов расположенных на окраине города. Здесь у него было назначено свидание с девушкой. Настроение было отличное, внутри у него в душе сияла улыбка. Он полностью отключился от происходящих событий вокруг и думал только о свидании. Ноги сами несли его по небольшим улочкам пригорода, здесь он бывал уже много раз.
   Они часто гуляли по вечерам, стояли в подъезде, целовались, обнимались, как без этого в молодые годы. В ушах у него стоял томный голос девушки «Валерка не надо» шептала она, когда он распускал руки и мял ее упругое тело в подъезде на лестнице. Вот и сегодня в очередной раз он шёл на свидание, которое назначил несколько дней назад. Все мысли были уже там, около нее.
   У подъезда двухэтажного дома, в котором жила девушка его окликнули. Три молодых парня, примерно такого же возраста, подошли с грозным выражением на лице. В тот период у молодёжи из разных районов регулярно происходили выяснение отношений. И не из-за того что ты сделал что то не то. Нет, просто так, нужна была любая зацепка, что бы дать чужаку по морде.   
   И если еще пару тройку лет назад, просили закурить или как говорили «шкулять копейки» то в последнее время причину искали по другому.
   - Ты откуда? – все районы в городе имели свои неофициальные названия, а лидеры и отъявленные члены  группировок, живущих в этих районах, были хорошо известны своим противникам. В данном случае, это не имело ни какой роли. Парни искали повод начать драку. Они знали, кто и откуда приходит к девушке в этот дом и решение поколотить было принято наверно давно. 
   Эту троицу Валерка видел и раньше, а основной движущей силой и заводилой был высокий парень по кличке Беляк. Он был высокий ростом, худой и слегка сутулился. Второй был пониже, но покрепче и третий самый маленький и худенький шестерка Чапай. Было в этом районе еще человек десять двенадцать парней молодежного возраста, иногда они собирались все вместе, но это бывало редко.
   Как обычно самый маленький это шестерка, которого посылают вперед. Он подошёл и начал докапываться, им не нужны были ответы или разговоры им нужна была причина начать драку.
   Валерка все это знал и понимал, он и сам неоднократно бывал в подобных ситуациях и поэтом встав спиной к подъезду уже прикинул куда шлепнуть Чапаю.  Ситуация не затянулась Чапай взмахнул рукой, Валерка чуть уклонился назад и с удовольствием «звякнул» противнику кулаком в морду. Тот мгновенно свалился на спину.
   Двое других кинулись на Валерку, но тот сделал два шага назад и оказался в подъезде. Атаковать противника можно было только по одному. Подбежавший Беляк так же получил в челюсть, но не качественно, остался на ногах. Отступив он начал орать на Валерку, что тебе конец, уроем…, но в ответ тоже получил хорошую речь. Готовите ящик, иначе поймаю в городе, убью.
   В тот период кроме мордобоя, у молодежи было в моде или по кодексу хулиганских группировок, «стрясти» с противника бутылку или литру, а еще лучше за большие проступки, ящик водки. Вот на такую процедуру и попали трое хулиганов с окраины. Третий в это время сбегал на расположенную рядом мусорку, схватил какую-то палку и с этой палкой кинулся на Валерку.
   Пришлось отступить в подъезд двухэтажки. Здесь на площадке первого этажа деревянные перила по пояс, и с правой стороны идет лестница на второй этаж. Валерка забежал за перила и встал. Прибежавший парень с палкой ударил Валерку по голове, но тот присел за перила и палка ударившись о перила, вылетела из рук нападавшего. Валерка выскочил и от всей души врезал противнику. Тот повалился и головой упал в бачек, стоявший под лестницей. В него собирали пищевые отходы и потом отправляли на свинарник, была такая программа в советский период.
   В это время забежавший в подъезд Беляк, что то вытащил из кармана, Валерке показалось нож. Он быстро забежал по лестнице на площадку между этажами и встал. Здесь была удобная позиция, места мало, сзади стена и выше под потолком окно. Слева еще один пролет деревянной лестницы вверх, на второй этаж.
   Справа пролёт который вел вниз, там внизу стоял противник с каким-то предметом в руках, два его товарища тоже топтались рядом. Они пытались подняться наверх, но Беляк их оттолкнул. Он выставил руку вперед и Валерка насторожился, что-то не так как. В это время яркая вспышка и прозвучал выстрел, Валерка мгновенно уклонился влево и слега пригнул голову.
   Когда он снова посмотрел на лестницу по ней наверх, поднимался Беляк, и в это время его голова оказалась на уровне площадки. Самое время дать пинка в челюсть, именно так Валерка и поступил. Свалившись обратно кубарем, на нижнюю лестничную площадку, Беляк начал громко орать.
   В это время на обоих этажах, в подъезде открылись двери, выскочили женщины, заголосили, начали звать милицию. Валерке пришлось забежать на второй этаж, здесь тоже открылась дверь, выскочила его девушка и затащила его в квартиру. А в окошке, которое было на лестничной клетке, осталась небольшая дырочка от пули, от которой паутиной во  все стороны шли мелкие трещинки.
   Валерка попросил девушку сходить к телефон автомату и позвонить товарищу. И через полчаса к дому где была рукопашная схватка, появилась большая группа молодежи. Они пришли не просто так, в руках были цепи, палки, обрезки металлических арматурных прутьев и водопроводных труб. И двое человек были с охотничьими ружьями.
   Противника конечно как ветром сдуло, рейд по этому микрорайону с разгоном всего живого на пути, успеха не принес. Обидчики разбежались и спрятались.

   Теплая темная осень, это не только прекрасное время для свиданий, но и время «обострения» психоэмоционального состояния и двигательных процессов, у некоторых групп стихийно организованной молодежи.
   Почему то именно осенью, появлялись на улице группы неуравновешенных подростков, на открытых танцевальных площадках постоянные недоразумения, а по русски мордобой, между молодыми парнями из разных районов. 
   А над всем этим, задорная песня, в исполнении Льва Лещенко: А мне всегда чего то не хватает
             Зимою лета, осенью …
   И на центральной улице города, прямо посредине аллеи, дрались двое молодых парней. Вернее не дрались, один бил другого, но тот изворачивался и даже не пытаясь дать сдачи, старался оторваться от державшего его на ворот противника. Но вот он все таки изловчился, вывернулся и бросился бежать.
   Второй, стоя посредине аллеи, орал на всю улицу:
   - Беляк, я тебя все равно поймаю… И не забудь ящик водки! - и добавил много нестандартных и непечатных слов. В конце своего монолога он расхохотался и хотел было пойти своей дорогой, но тут к нему подошли, два сотрудника милиции.    
    Беседа длился не долго. Сотрудники убедительно принудительным способом забрали драчуна в опорный пункт милиции. Хулиганом оказался высокий молодой парень. Он был относительно прилично одет и не сильно пьян.
   Сотрудники милиции доставили парня в городское отделение милиции и сами ушли продолжать дежурство.
   - Ну всё, срок тебе – радостно улыбался дежурный - пятерочку минимум, тебе вкатят. Больше не будешь на улице кулаками махать – парень молчал, снисходительно поглядывая на милиционера.
    - Фамилия?
    - Сосновских.
    Дежурный удивленно поднял голову.
    - Это не твой отец…
    - Мой – с гордостью и даже как то высокомерно кивнув головой, признался парень – он меня все равно выкрутит, ты же понимаешь – уже фамильярно обратился он к милиционеру – слушай, только не звони ему сейчас. Позвони с утра. У бати и так нервы не в порядке.
    Сейчас позвонишь, он припрется или всю ночь начальникам вашим звонить будет, ну и валерьянки на ночь не хватит. А так хоть спокойно поспит, а утром вашему начальнику позвонит.
    И утром ему с работы звонят, так что психовать все равно для кучи, а сейчас пусть поспит.
    - Ну, ты даешь! – милиционер удивленно и в то же время радостно улыбался. Руководителя одного из строительных предприятий города, Пал Палыча Сосновских, знал весь город. Ну а сотрудники милиции подавно. Работники стройорганизации, регулярно делали ремонты в кабинетах здания, которое занимала милиция – но мы тебя, все таки упакуем.
    - А ну ка адрес скажи? – подозрительно уставился на хулигана милиционер. Парень назвал адрес – телефон наверно есть, давай ка номер? – парень с тяжелым вздохом назвал. Дежурный достал телефонный справочник, открыл и посмотрел на нужной странице, все совпадало.
    Заполняя журнал, милиционер радостно улыбался:
    – Ты у нас ни куда не денешься, сядешь.
    - В трюм? Да без проблем.
    - Да нет, не в трюм. Посадим! – радостно ворковал дежурный.
    - Даже если я, у вас у всех, поотрываю погоны, ни чего вы мне не сделаете. Ты же всё знаешь, чё сказки рассказываешь. Завтра придет батя и все уладит.
    - Быстров – громко крикнул дежурный. В дверях появился усталый сержант – Быстров, давай ка, вот этого в трюм, пусть посидит до утра.
    - Ладно – нехотя отозвался сержант.
    - Чё ладно, смотри за ним, это сын Сосновских,  так что с утра концерт будет – радостно крикнул дежурный – а пацана на пятерку раскрутят, как минимум - крикнул он погромче, для острастки хулигана.
    - Ну, пошли – выражение лица у сержанта, было уже совершенно другое.
    Помещение милиции было небольшим, двухэтажным, с подвалом. В подвале длинный коридор и влево, вправо камеры.
    В подвале, коридор от лестничной клетки, отделяла решетка из толстых прутьев, которую закрывали на висячий замок. Сержант спустился вниз и открыв ближайшую дверь слева, пропустил хулигана в камеру.
   Камера это большая комната, стены которой покрашены в темно синий цвет. У противоположной от входа стены деревянные нары, от стены до стены. Над нарами маленькие зарешеченные окошки, с давно не мытыми стеклами.
   Вот на этих деревянных нарах и пришлось устроиться молодому парню. Обитателей в камере было человек восемь, они были разных возрастов и все какие то равнодушные, они даже не смотрели друг на друга.
   Оказалось, что в этой камере сидели и пятнадцати суточники и еще какие то страдальцы, как они говорили, попавшие сюда по недоразумению.   
    Поздним вечером, видимо перед отбоем, пришел милиционер пожилого возраста, открыл дверь и скомандовал:
    - На оправку, быстро!
    Мужики медленно поднялись и нехотя двинулись к выходу, тут же с шутками и прибаутками перекидывались с надзирателем.
   - Не торопи Сафоныч, мы те не сайгаки, дай хоть ноги размять.
   Сафоныч что то отвечал, а сам шел уже дальше и открывал другую камеру. Мужики медленно двигались к открытой двери туалета, которая была как раз напротив камеры, куда попал Сосновский.
   Выйдя в коридор, парень быстро бросил взгляд в лево и в право. Что это? Решетка на входе была приоткрыта, замок висел прямо на металлической перекладине, в открытом состоянии, вместе с ключом.
   Из второй открытой камеры, вышли мужики и о чем то весело переговаривались с надзирателем Сафонычем. Стояли они спиной к Сосновскому и загораживали Сафонычу обзор.
   Увидев открытую решетку, Сосновский еще ни чего не успел сообразить, как ноги понесли его сами. Пара шагов и он вышел за решетку, остальное дело техники.   
   Быстрыми бесшумными шагами, он поднялся из подвала на два пролета. Вправо закрытая дверь в помещение здания милиции. В лево открытая, во внутренний двор.
   Внутренний двор, огорожен высоким деревянным забором, ворота широко открыты, но территория освещалась двумя электрическими лампочками на столбах.
   Быстрыми шагами парень вышел во двор и не останавливаясь, прошел вдоль здания и повернув, вышел в открытые ворота. 
   Здесь он свернул влево и уже через минуту, зашел во двор жилых двухэтажных домов, где располагались цветочные палисадники у подъездов. Здесь освещения уже не было, но и нервы у хулигана не выдержали, он дал такого стрекача, что все бегуны мира в эту минуту, за ним бы не угнались.

   Побег обнаружили быстро. Уже через полчаса, а это половина двенадцатого ночи, дежурная машина с нарядом милиции, прибыла на улицу Уральскую, к пятиэтажному дому, где проживала часть руководства городских предприятий.
   Поднявшись на нужный этаж, сотрудники милиции позвонили в дверь. Дверь открылась и на пороге оказалась женщина в домашнем халате, крупного телосложения.
   - Здравствуйте – спокойно сказал милиционер – мне нужен Сосновских.
   - Что случилось? – недоуменно и тревожно спросила женщина.
   - Нет, ни чего, нам просто поговорить.
   Хозяйка ушла, прикрыв дверь. Трое милиционеров стояли на лестничной клетке и через приоткрытую дверь, слышали как в квартире разговаривали хозяева.
   Через минуту, в дверях показался высокий полный мужчина в майке и пижамных брюках. Лицо заспанное, волосы на голове взъерошены.
   - Что случилось? – он спокойно и внимательно смотрел на сотрудников милиции.
   - Нам нужен ваш сын Юрий - сказал один и милиционеров. Второй из-за спины добавил – он только, что сбежал из милиции.
   - Как сбежал? – из-за спины мужа показалась женщина – откуда?
   - Наши сотрудники задержали его пьяным на улице, и он сбежал из милиции.
   - На какой улице? – Павел Петрович, отец Юрия удивленно смотрел на милиционеров – он в Армии, уже полгода. Его забрали весной и служит он теперь в Германии. Вы что то путаете.
   - Он что сбежал из Армии? – подала свой тревожный голос жена Павла Петровича. Милиционеры молча переглянулись. Родители Юрия тревожно и недоуменно смотрели на сотрудников милиции.
   - Я сейчас позвоню в военкомат – сказал Сосновский. Милиционеры знали возможности руководителей предприятий города и молчали. Они тоже оказались в затруднительном положении.
   Звонки продлились полчаса, но ни чего не прояснили. Впоследствии, конечно все выяснилось и оказалось намного проще.
   Какой то молодой человек, задержанный милиционерами за хулиганку, хорошо знавший Юрия, его родителей, место работы, адреса и телефоны, выдал себя за сына руководителя крупного промышленного предприятия города.
   А сын Павла Петровича Юрий, в это время уже полгода, как спокойно служил, в группе советских войск в Германии.