Как победить равнодушие?

Игорь Вайсман
       О случае в московском метро, когда мужчину вихревым потоком от встречных поездов сбросило на рельсы и он погиб, а стоявшие рядом люди даже не протянули ему руки, хотя могли спасти, писали многие газеты.   
       Иногда, под впечатлением от очередного проявления равнодушия средства массовой информации задаются вопросом: «Как справиться с этим распространённым пороком?» Но удовлетворяющий ответ так и не находится, ибо проблема намного сложнее, чем может показаться.
       Она настолько сложна, что я боюсь, нынешнему российскому государству не справится с обозначенным пороком общества. Почему? Потому что оно этой проблемой по-настоящему не занимается, полагая что она не настолько важна как экономика и государственная безопасность. И хотя передовые деятели культуры утверждают обратное, что как раз воспитание населения – главная стратегическая задача России, к их мнению власти не прислушиваются.
       А вот Советский Союз уделял большое значение воспитанию населения, начиная с дошкольного возраста и заканчивая взрослыми. Для этого использовался комплекс приемов: разрабатывались государственные программы, учебные пособия, готовились кадры учителей и воспитателей, работала наглядная агитация, создавались книги, спектакли, фильмы с большой воспитательной нагрузкой.
       Тем не менее, нельзя сказать, что в СССР проблема равнодушия была побеждена, как и проблема жестокости. И это доказывает, насколько она сложна. Искоренить человеческие пороки не удавалось ни при социализме, ни при капитализме, ни при феодализме, ни в рабовладельческом обществе. Да и не часто было, чтобы государство ставило такую задачу во главу угла. Всегда находились более важные проблемы. Государства боролись только с нарушителями законов. А равнодушие, злоба, зависть, ложь, алчность, агрессия, ненависть и другие пороки цвели буйным цветом.
       Проблема уходит глубоко в природу человека – это отмечали многие мыслители. Так, Федору Достоевскому принадлежит высказывание: «Зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, ни в каком устройстве общества не избегнете зла…»
       Думаю, выход может быть только в таком государственном устройстве, в котором зло и равнодушие будут если и не побеждены, то хотя бы укрощены и безопасны для общества и природы. Однако из устройства нынешней России, равно как и ведущих стран современного мира, включая Китай, спасительную формулу вывести нельзя. Это подтверждает и такой официальный политолог, как Михаил Леонтьев: «Мы можем и должны предложить миру социальную модель, проект общественного устройства, который разрешал бы неразрешимые и несовместимые с жизнью противоречия нынешней модели. Это и политическое устройство, и социальное, и устройство экономики. Причём это будет именно новое устройство, мы не можем эту модель вытащить из прошлого: её там нет…»
       Со времен мыслителей Древнего мира известно, что народами и государствами должны управлять лучшие из лучших. Об этом говорили Пифагор, Платон, Конфуций, Сюнь-Цзы. Вот слова последнего: «Мудрых и способных людей надо выдвигать на должности независимо от их положения; ленивых и неспособных людей нужно немедленно отстранять от должности; главных злодеев нужно казнить, не дожидаясь их перевоспитания; обычных средних людей нужно воспитывать, не дожидаясь, когда к ним придется применять меры наказания».
       Эту же мысль выдвигали и в более поздние времена: Наколай Карамзин, Георг Гегель, Иван Ильин, Питирим Сорокин. И то, что она не взята на вооружение, характеризует господствующую элиту не лучшим образом.
       «Социум устроен так, что нормы поведения копируются сверху вниз и никогда не наоборот. Это закон природы. Нижестоящие перенимают образ действий вышестоящих», – сказал Михаил Веллер.
       Лучшие люди во власти будут наглядно показывать всему обществу каким человеком нужно быть, как вести себя в семье, как относиться к своей работе, людям, природе, животным и т.д. А также требовать подобного от всего населения. Я представляю такую власть в виде Советов старейшин, которые правят на всех уровнях: от районной администрации до всего государства.
       Параллельно необходимо внедрить программу переустройства общества по иерархии нравственного развития. Высоконравственные, ответственные и социально активные люди получают широкие привилегии в работе, карьере, зарплате, условиях жизни и т.д. Далее по нисходящей. В социальном низу скапливаются те, кто сами решили такими быть. У них самая неквалифицированная работа и самые низкие заработки и пенсии. Эта категория находится под повышенным вниманием полиции, во избежание разного рода эксцессов.
       На практике данное распределение могут осуществлять Службы социального лифта, которые можно организовать на базе существующих центров занятости. Сотрудники данных служб во избежание ошибок обязаны знать каждого жителя подведомственного им района. 
       Описанное жизнеустройство я назвал Диктатурой Естественного закона. Подробнее о ней можно прочитать в моей статье «Общечеловеческая идеология и образцовое государство».
       Диктатура Естественного закона не разделяет общество на верхи и низы, которые должны противостоять друг другу. Она, как и Иммануил Кант, мыслит государство единым организмом, в котором все органы работают согласованно. «Люди в стране должны быть одной командой, объединенной общей идеей», – убеждена и тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова.
       Примечательно, что для достижения данного жизнеустройства не требуется ни огромных финансовых вливаний, ни научно-технического прорыва. Данное устройство можно осуществить и сегодня, и вчера, и завтра. Нужна только политическая воля. А чтобы она появилась требуется настойчивая и постоянная борьба неравнодушных граждан.
       К сожалению, новое, даже если оно хорошо забытое старое, воспринимается с трудом. И бороться с равнодушием, как и другими людскими пороками, предпочтут мелкими шажками, а не коренным преобразованием общества. Но это примерно то же, что лечить витаминами больного раком.