Елена

Аглая Львова
Старшая дочь Ермолая и Марии – Елена – родилась на Вознесение в 1917 году. Точной даты своего рождения она никогда не знала, поскольку все церковные документы сгорели. Её день рождения по паспорту –  21 мая 1917, но эта дата была приблизительная, и в семье её день рождения всегда праздновали на Вознесение. Поэтому день рождения был плавающий – когда в мае, когда в июне, – в зависимости от того, на какой день приходилось Вознесение.

Теперь, благодаря церковному календарю, который можно найти в интернете, я выяснила, что в 1917 году Вознесение пришлось на 24 мая. Елена родилась в день российской словесности, приуроченный ко дню основателей славянской письменности Кирилла и Мефодия, и в один день с нобелевскими лауреатами Михаилом Шолоховым и Иосифом Бродским. Наверное, неслучайно Михаил Шолохов был её любимым писателем. А самым любимым литературным произведением Елены был «Тихий Дон». Кроме ярких героев и эпохальных событий, она встретила там свой родной южнорусский говор, знакомые словечки – к примеру, «гутарить»…

Из поэтов Лена больше всего любила Сергея Есенина. Ей была очень близка его лирика, и сам он – почти земляк, – село Константиново находилось недалеко от Пары, граничащей с Рязанской областью. К тому же, Сергей Александрович был ровесником Ермолая Ивановича – тот  родился в августе 1895 года и был лишь на два месяца старше своего знаменитого современника.


В гражданскую войну Ермолай принял сторону красных. А в 1928 году его направили в Турткуль «восстанавливать советскую власть». Там произошло восстание басмачей, и Ермолаю Бабакину довелось воочию увидеть «белое солнце пустыни» и принять участие в событиях, похожих на те, что легли в основу легендарного фильма.


К 1928 году у Ермолая и Марии было уже четверо детей: Лена, Саня, Миша и Ниночка.

Елена была зеленоглазой красавицей с правильными чертами лица и с густыми волнистыми волосами до пояса; кроме красоты отличалась  умом и талантами. В своём селе считалась одной из самых грамотных девушек. Окончила не только сельскую школу, но и районную. Работала секретарём в сельсовете.

Лена одной из первых в Паре сшила себе узкую юбку чуть ниже колена – по городской моде – и сделала стрижку каре, не пожалев свою роскошную русую косу. Чем весьма огорчила свою бабушку Анисью…

Но коса со временем отросла.
А впереди были события непоправимые…

Семью Бабакиных постигло огромное несчастье. Корова подняла на рога маленькую Ниночку – и сбросила. Девочка погибла. Ей было всего пять лет. Ниночка была всеобщей любимицей, все по ней плакали, и не было в этом горе утешения. Хотя, по церковным верованиям, она должна войти в сонм ангелов – как и все дети, умершие до семи лет.

А в 16 лет Лена осталась без матери. Мария Ермолаевна умерла 9 мая 1933 года в возрасте 37 лет, от ангины. Разгорячённая, после работы в поле, выпила ледяного молока из погреба – и это стоило ей жизни. В то время ангину лечить не умели, нужных лекарств не было. Коварная ангина задушила молодую, красивую, цветущую женщину, многодетную мать…

Для Лены это было травмой на всю жизнь. До свадьбы ей пришлось жить с мачехами, которые сменялись одна за другой. Все мачехи были злые и жестокие, плохо обращались с детьми Ермолая Ивановича. Одна из них сжила со свету Лениного брата Мишу. Юного, красивого, доброго, умного, скромного... Лена всю жизнь его оплакивала, как и любимую маму с сестрёнкой Ниночкой.

Остался у неё брат Саня, но и тому пришлось хлебнуть лиха со злой мачехой; Саня с самых юных лет подорвал здоровье, и у него было очень слабое зрение. Однако Саня был большим книголюбом, всё время сидел с книжкой, что-нибудь читал. Всё его интересовало.
 
Ни одной из мачех до замужества Елены не удалось надолго стать хозяйкой в доме Бабакиных. Подходящую спутницу жизни Ермолай Иванович нашёл, когда Лена уже покинула отчий дом. И только с ней Лена была в хороших отношениях. Звали последнюю мачеху так же, как первую жену Ермолая, – Мария. Общих детей у них с Ермолаем Ивановичем не было. Мария Фёдоровна, как и её предшественницы, была вдовой, он вдовцом – и у каждого из них были дети от первого брака. У Лены появилась сводная сестра – Мария Константиновна Штырькова, дочь мачехи.

Отец Лены, Ермолай Иванович Бабакин, прошёл все войны, которые были в России в 20-м веке. И мировую, и гражданскую, и Великую отечественную. А также финскую кампанию. И хотя в гражданскую войну он воевал на стороне красных, тем не менее в сталинские времена попал под суд и отсидел год ни за что. Из заключения писал дочери очень мудрые письма.


Родственники Елены по линии Загородниковых во время коллективизации попали под репрессии. Почти никто из них не хотел вступать в колхоз, и одну из семей местные коммунары вырезали (муж, жена и их дети были найдены в своём доме убитыми), а других Загородниковых, не желавших вступать в колхоз, якобы отправили в Америку. Так говорили те, кто знал об их судьбе. А скорее всего, их тоже где-то расстреляли. Однако Елена верила, что её пропавшие родственники действительно отправлены в Америку. И в Америке у неё родня по материнской линии – в частности, дядя Алексей Ермолаевич. Она даже надеялась когда-нибудь разыскать свою «американскую» родню.

________________________________________________________

На фото слева Мария Ермолаевна Бабакина (Загородникова) с дочерью Еленой.
Фото из личного архива.


http://proza.ru/2022/08/21/1095