Спасители прейльских евреев 1

Татьяна Колосова
ЦВЕТКОВ ИВАН КАЛИНОВИЧ

В первое воскресенье августа ежегодня в Прейли у Мемориала жертвам Холокоста собираются люди, чтобы почтить память невинно убиенных жителей города еврейской национальности. Вспоминают об утраченных соседях... и о тех, кто не побоялся рискнуть в спасении людей от гибели. В Прейли таким человеком был Владислав Вушкан. Четыре года он скрывал восьмерных евреев. Ему посмертно присвоено звание Праведник народов мира. Но оказываетсяв разных источниках упоминались среди спасителей еще два имени. О них писали один из числа спасенных, а также известный даугавпилский историк И. Рочко и Почетный житель нашего города Д. Зильберман. В музее "Евреи Латвии" хранится копия одного свидетельства, написанная рукой другого спасенного. Но об этих двух героях в городе практически никто ничего не знает. В ходе своей поисковой работы я решила обратиться к этой теме, собрать какой-то материал. Сегодня хочу поделиться с вами, читатели, с найденной информацией.

В 1920- х годах имя Ивана Калиновича Цветкова в Прейли уже было хорошо известным. Он заведовал складом-магазином сельскохозяйственной техники, был соучредителем ссудо-сберегательной кассы. Поэтому имел авторитет среди жителей города. В 1929-м году по списку староверов города Прейли избирался депутатом волостной Думы. В середине 1930-х годов Иван Калинович переходит на работу завхозом 6-ти классной русской школы. После войны она становится Прейльской 2-й средней школой и Цветков там работает до ухода на пенсию.
Иван Калинович дружил со многими известными в Прейли еврейскими семьями.
Женился Иван Калинович поздно - в 47 лет. На начало войны у него и его жены Ксении Кирьяновны было уже 5 детей от 1 года до 7 лет. Семья проживала сразу за границей города на хуторе "Киселёвка" у деревни Винькова.

С началa расстрела еврейского населения в Прейли к Ивану Калиновичу за помощью обратились Хаги. Он спрятал их в бане, что стояла поодаль от дома. Вот что писал Давиду Зильберману один из спасенных - Мордух Хаги (на начало войны ему было 5 лет, все воспоминания строились на рассказе его родителей):
- Ночью мы покинули убежище и пошли к другу детства дедушки – Ивану Калиновичу. Здесь мы жили до того момента, пока работник, который работал у Калиновича, нас не увидел и не пригрозил выдать.
Работником был пленный красноармеец. А в бане скрывались двое взрослых членов семьи Хаги и двое маленьских их сыновей.

Мордух Хаги вместе с родителями после войны проживал в Даугавпилсе, позже перебрался в США, где в декабре 2019 года закончил свой земной путь. В 2016 году мне повезло познакомиться с его сыном Ари, а позже и с самим Мордухом. Ари рассказал, что внук записал воспоминания деда и создал сценарий для будущего фильма. Действие 6-е называется "Иван Калинович". С этим героем был знаком еще дедушка Мордухая. В свое время он помог молодому Ивану избежать службы в армии, не дав погибнуть в боевых действиях. Позже Иван расскажет эту историю своему другу - отцу Мордуха, при этом заверил, что всегда окажет им любую помощь.
Прячась ночью в синагоге, два дня живя без пищи, родители принимают решение обратиться за помощью к Цветкову. Под дождем, по лесу они пробирались к хутору. Дверь открыл им старшум сын хозяина. Увидев мокрых, прозябших людей, он позвал отца. Услышав горестный рассказ о расстрелах в городе, Иван Калинович немедленно пригласил всех четверых Хаги в дом. Попросил жену затопить печь и подать на стол еду...
Но вскоре семье Хаги пришлось покинуть кров на хуторе Цветковых. Хозяин увел их в лес и остался там вместе с ними.

По воспоминаниям жены и дочери Ивана Калиновича, записанные его внучкой Галиной Ястребковой:
- С уходом дедушки, со двора исчезло что-то из техники, исчезла корова и куры. Иногда по ночам дети слышали как мама куда-то уходит, иногда ночью слышали чьи-то приглушенные голоса. Наверное, это приходил отец. На хуторе поселились немцы, они были в серой форме. Мама должна была их кормить. Через какое-то время они стали интересоваться а где её муж. Кто-то сделал донос на Ивана Калиновича, что он укрывает евреев. На хуторе появились немцы в черной одежде. Маму с детьми они выгнали в поле, пригрозили, что если её муж не появится, то семью расстреляют. Но в это время началась бомбёжка, случилась паника и про нашу семью забыли...
Осенью семья Хаги нашла приют у Владислава Вушкана, где уже скрывался старый ювелир.

В 1949 году семья Цветковых попала под репрессии. Мать Галины Ястревковой вспоминала:
- Нас на подводе повезли на пересылочной пункт в Даугавпилс. Но об этом узнали Хаги, которые жили в том городе. Они обратились в органы с защитой в наш адрес. И нас не отправили в ссылку. Мы вернулись домой, а он оказался полупустым, многое уже успели разворовать. После войны мой старший брат Гервасий в поисках работы был отправлен в Даугавпилс. Жил он у Михле Хаги (Каган), в семье, которую укрывал наш отец. Они помогли ему устроиться на работу. Много позже мы узнали, что семья Хаги переехала в США.

Пусть скрывание семьи Хаги у Цветковых было недолгим, но надо понять насколько трагичным и отважным был поступок Ивана Калиновича Цветкова, который на то время уже имел многодетную семью.

Благодарю за помощь в поиске информации Давида Зильбермана, Ари Хаги, Галину Ястребкову.

Татьяна Колосова, краевед.
Прейли.

При перепечатывании статьи ссылка на автора обязательна!
© 2022 Tatjana Kolosova All Rights Reserved

Фото семьи Цветковых (Иван Калинович сидит в центре) сделано в 1943 году. Из архива Г. Ястребковой.