Пилотируемая космонавтика и рядом с ней. Кн. 3

Юрий Тяпченко
Пилотируемая космонавтика и рядом с ней. Кн.3
Ю.А. Тяпченко

   В 2022 году была издана книга «Тяпченко Ю.А. Пилотируемая космонавтика и рядом с ней. Книга 3. [Текст] / Юрий Тяпченко. –- М.: Издательский дом Академии имени Н.Е. Жуковского, 2022. – 260 с: ил.», которая представляет собой сборник 25 статей из более сотни опубликованных. Статьи – это главы.

  В книге подводятся итоги работы автора с 1961 по 2022 годы. Она является расширенной аннотацией книги «Тяпченко Ю.А. Системы отображения информации пилотируемых космических аппаратов [Текст] / Ю.А. Тяпченко. - М.: Издательский дом Академии имени Н.Е. Жуковского, 2021. – 716 с : ил.», дополненной оценками результатов его деятельности и деятельности некоторых видных руководителей и специалистов в пилотируемой космонавтике. в том числе С.Г. Даревского.

  В книге рассказывается:

    1) О моей поездке на космодром в 1962 году, жизни солдат и прибывающих на испытания разработчиков систем космических пилотируемых кораблей, о встрече с Г.С. Титовым в день годовщины его полёта в космос и др.;

    2) О комплексных испытаниях пилотируемого корабля «Восток 5» - корабля, на котором полетит В. Быковский (1963 г.). Рассказывается о руководителях испытаний и испытателях, о порядке анализа результатов испытаний и порядке закрытия замечаний и о проблемах, которые при этом возникают, о жизни в ожидании пуска корабля, о том, почему главные конструкторы стремились попасть на космодром непосредственно перед пуском кораблей;

   3) О вхождении С.Г. Даревского в пилотируемую космонавтику.

   4) В четвёртой главе говорят сам С.Г. Даревский и о нём, как о главном конструкторе систем отображения информации пилотируемых СОИ кораблей и станций и тренажёров для подготовки космонавтов, его мужеству в отстаивании своих инновационных предложений, энергии в пропаганде достижений космонавтики, его вкладу в становление эргономики в России и в создание Межведомственного координационного совета по средствам отображения информации МКСО;

   5) Рассказывается об истории Специализированного опытно-конструкторского бюро СОКБ ЛИИ - одном из ведущих предприятий России в области пилотируемой космонавтики - головном предприятии по СОИ ПКА и тренажерам для подготовки космонавтов. Находясь в подчинении Минавиапрома коллектив СОКБ выполнял работы в основном в интересах космонавтики, т.е. в интересах Минобщемаша. Очевидно, это одна из причин, по которой об этом предприятии не нашлось места ни в энциклопедии «Космонавтика» (1985г.), ни в энциклопедии «Авиация» (1994);

   6) Представлены все СОИ, созданные для пилотируемых космических аппаратов под руководством С.Г. Даревского и в период пребывания в роли главного конструктора этих систем С.А. Бородина, приведено обоснование деления СОИ на пять поколений и особенности каждого поколения. Пятое поколение – это СОИ на основе современных компьютерных и информационных технологий. Будущие СОИ – это СОИ на основе дополненной виртуальной реальности;

   7) Показан внешний вид пультов и приборных досок СОИ всех поколений кораблей серии «Восток», «Восход»;

   8) Печальная глава о том, как и когда началась деградация отечественной пилотируемой космонавтики;

   9) Как был создан трёхместный корабль и как этот корабль испытывал его главный проектант К.П. Феоктистов. В этом проекте проявилось все самое худшее, что было в отечественной пилотируемой космонавтике;

   10) Рассказ о создании пультов и особенностях полёта, выхода человека в открытый космос и возвращения на Землю корабля «Восход-2»;

   11) Краткая история создания СОИ корабля «Союз-7К» - СОИ принципиально нового типа, в каких условиях и как проходили испытания первого образца приборной доски СОИ, рассказ о создателях СОИ;

   12) История создания СОИ для комплекса «Алмаз»  (генеральный конструктор В.Н. Челомея). Комплекс "Алмаз" по своим характеристикам, задачам, которые он был способен решать в интересах народного хозяйства и обороны страны, мог стать одним из уникальных достижений ушедшего 20-го века. Но не стал. В главе рассказывается о составе этого комплекса, о созданных на его основе долговременных орбитальных станциях и об особенностях участия в работе коллектива, которым руководил С.Г. Даревский. Демонстрируются внешние виды и состав всех пультов СОИ орбитальной станции, транспортного корабля и возвращаемого аппарата;

   13) Тринадцатая глава – это рассказ о цинизме одного их проектантов космических пилотируемых кораблей и некоторых руководителей ЦКБЭМ (РКК «Энергия») по отношению к ЦКБМ (ОКБ-52) г. Реутов, рассказ фактически о воровстве на государственном уровне и безнаказанности его совершивших. Рассказывается о том, как на орбиту выводились полуфабрикаты станций, как они становились объектами непрерывного внимания «сантехников и других типов работников ЖКХ»;

   14) Приведены фотографии и состав основных пультов СОИ ДОС «Мир»;

   15) В СОКБ с большой грустью, но с достоинством прощаются со станцией «Мир»;

   16) В 16 – ой главе рассказано, как в условиях безденежья, при отсутствии заказов на изготовление новых комплектов СОИ для ПКК сотрудники НИИАО решали задачи обеспечения полётов пилотируемых космических кораблей «Союз». Это о подвиге, который был совершён людьми, преданных пилотируемой космонавтике, и о том, что стало с участниками этого подвига;

   17) 17-ая глава посвящена проблеме воспроизводства СОИ для ПКА в условиях развала кооперации, прекращения выпуска электронной компонентной базы, удовлетворяющей требованиям ракетно-космической техники, о порядке применения наземной электронной техники. Показано, что эта проблема – проблема импортозамещения не решена и сомнительно, что когда-нибудь будет решена в полном объёме в отдельно взятой стране;

   18) В 18-ой главе автор размышляет о том, что «было бы, если бы не было войны». Эти размышления навеяны неэффективностью пилотируемой космонавтики в России;

   19) В 19-ой главе рассказывается, что и как экспонировалось СОКБ КТ и ООО «НТЦ Альфа-М» (в начале вместе, а затем раздельно) на Международных авиакосмических и военно-морских салонах в г. Жуковском Московской области и соответственно в г. Санкт-Петербурге;

   20) 20 глава – это содержание доклада, который автор сделал не менее 4-х раз на различного рода конференциях. Цель этих докладов демонстрация техники СОИ ПКА, как средства двойного применения, что уровень средств СОИ – это уровень аналогичных средств в гражданских секторах промышленности страны;

   21) Здесь автор предлагает методику чествования юбиляров. В основе этой методики - отчёт о проделанном на предшествующих этапах жизненного цикла юбиляра;

   22) Приводится рецензия Д. Пайсона на мою книгу «Системы отображения информации пилотируемых космических аппаратов». В ней отмечается её историчность и ориентированность на широкий круг читателей;

   23) В главе 23 автор говорит о пути вхождения (проникновения) в атомную энергетику, об аттестации коллектива на соответствие требованиям атомной промышленности, о постепенном завоевании авторитета в этой области;

   24) В 24-ой главе излагается методика и результаты исследования эффективности деятельности операторов блочного щита управления, показывается её сложность и напряжённость в переходных режимах работы энергоблока (пуск и останов), отмечается низкий уровень автоматизации процессов управления первого поколения АЭС и возможность и пути устранения этого недостатка;
 
   25) В 25-ой главе предлагается облик щита управления перспективной станции.

      Книга предназначена для широкого круга читателей и может быть полезной для студентов, разработчиков и исследователей систем отображения информации