Память сердца Kuruwinda гл. 73

Анна Магасумова
Быть  Диогеном? Или не быть? Быть Богом!


"Мы не живем обычной жизнью.
Мы рождены, чтобы стать чудом для потомков"
(Эсхин)

   Александр остался доволен ответом Оракула. Провозгласив себя с "благословления" жреца богом в Египте, он решил стать богом и для греков.
   В одном из своих писем Аристотелю Александр писал:
"Дорогой учитель, сейчас я прошу вас, моего мудрого друга и наставника, философски обосновать и убедительно мотивировать грекам и македонцам провозглашение меня богом. Делая это, я поступаю как отвечающий за себя политик и государственный муж". 
  Таким образом  Македонский  просил учителя аргументировать грекам и македонянам его божественную сущность.
  Один из величайших философов древности Аристотель (1) был  учителем и наставником Александра и в  большой степени повлиял на формирование личности будущего македонского царя,  вдохновил его на великие свершения.
  По свидетельству Плутарха, Александр говорил, что он обязан отцу тем, что живёт, а Аристотелю тем, что живёт достойно.
  Менее известно, что взгляды двух великих личностей  античного мира на конкретные пути объединения человечества совпадали далеко не во всём, а с течением времени стали всё больше расходиться.(2)
  А замыслы  у юного Алекандра были грандиозные!  Прославленные способности его отца Филиппа меркнут перед величием замыслов  этого мальчика. Всякий раз, как приходило известие, что Филипп завоевал какой-либо известный город или одержал славную победу, Александр мрачнел, слыша это, и говорил своим сверстникам:
"Мальчики, отец успеет захватить всё, так что мне вместе с вами не удастся совершить ничего великого и блестящего".
 Стремясь не к наслаждению и богатству, а к доблести и славе, Александр считал, что чем больше получит он от своего отца, тем меньше сможет сделать сам. Возрастание македонского могущества порождало у Александра опасения, что все великие деяния будут совершены до него, а он хотел  унаследовать власть, чреватую не роскошью, удовольствиями и богатством, а битвами, войнами и борьбою за славу.(3)
"Нет ничего невозможного для того, кто пытается, - рассуждал он. - Удача сопутствует храбрым!"
   Александр с ранних лет проявлял такие качества, как честолюбие, упрямство и целеустремленность. С другой стороны, он был равнодушен к физическим наслаждениям, даже ограничивал себя в еде.
"Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл"
(Диоген Синопский)
  Александр был отважен и решителен: чего стоит одно укрощение строптивого коня Буцефала, после чего отец воскликнул:
"Ищи, сын мой, царство по себе, Македония слишком мала для тебя!"
"Во вселенной бессчётное множество миров, а я ещё и одного не завоевал!" - ответил ему сын.
  Взойдя на престол в возрасте 20 лет после гибели отца, Филиппа II, в  самом  начале своих "славных дел",  Александр мыслил примерно так же, как его учитель Аристотель. Трудно сказать, насколько сын македонского царя Филиппа и эпирской царевны Олимпиады с далёкой окраины Эллады мог считаться "настоящим" греком, но нельзя отказать Александру в приверженности греческой культуре. Он впитал эту культуру с рождения, и чувствовал огромный нереализованный потенциал греческого мира ничуть не хуже, чем корсиканец Наполеон Бонапарт чувствовал нереализованный потенциал Франции или грузин Иосиф Джугашвили чувствовал потенциал России.
  Весной - летом 335 года до н.э.  Александр  подавил восстание фракийцев и иллирийцев,  заново подчинил Грецию,  разрушив в сентябре  мятежные Фивы, одно из самых сильных на то время городов-государств в Греции.
  Подчинив Грецию,  Македонский  праздновал победу. Распустив свои  войска на отдых, занялся подготовкой Великого похода на Восток. У воинов появилась уверенность в своём полководце, они поверили в него, а царь, в свою очередь, поверил в своих солдат. Накануне войны с Персией это приобретало решающие значение.
"И ещё один небольшой штрих к портрету этого молодого человека, который только недавно получил власть, а ведет себя уже как опытный политик", - пишет историк Михаил Елисеев в книге "Александр Македонский. Бремя власти".(4)
"Прежде чем отправиться на войну с персами, Александр умертвил всех родственников своей мачехи, которых Филипп (в своё время) поставил во главе управления, выдвинув на самые высокие и почетные должности. Не пощадил он и собственных своих родных, которые казались ему способными царствовать, чтобы в Македонии, когда он будет далеко от неё, не было почвы для мятежей. Он увёл (с собой) в качестве соратников всех наиболее одарённых царей-данников, оставив для охраны государства менее предприимчивых"(Юстин).
  В  Македонском  одновременно уживались мудрый властитель, храбрый воин, малодушный тиран, покровитель искусств, любитель мудрых изречений и философских бесед.  Когда Александр пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным Диогеном Синопским.
Великий мудрец античности - Диоген (5) слыл у современников не только странноватым чудаком, живущим в бочке, но и довольно остроумным и интересным собеседником. Кроме того, он вызывал, несмотря на некоторые свои странности, определённое уважение у жителей Коринфа.
   Дело в том, что Диоген основал философское течение, которое известно нам сегодня как цинизм.*
*Цинизим (совр) - наглое, бесстыдное поведение и отношение к чему-нибудь, проникнутое пренебрежением к нормам нравственности и благопристойности.
  Циник Диоген (или по-гречески, киник) повсеместно рассуждал о ненужности всего лишнего, наносного - денег, ценностей, дорогой и разнообразной одежды.
  Сегодня последователей Диогена называют не циниками, а "дауншифтерами" - людьми, отказавшимися от материальных благ ради духовного или душевного спокойствия, равновесия.
  Дауншифтинг - термин, обозначающий человеческую философию "жизни ради себя", "отказа от чужих целей". Люди, причисляющие себя к дауншифтерам, склонны отказываться от стремления к пропагандируемым общепринятым благам:постоянному увеличению материального капитала, карьерному росту и т.д.
  Подобно современным дауншифтерам Диоген учил бедных и униженных противопоставлять презрению со стороны богатых и знатных презрение к тому, что те ценят, и при этом не призывал их следовать его образу жизни с его крайностями и экстравагантностями. (6)
 Диоген пытался убедить весь мир в лице встречавшихся ему людей, что самое ценное, самое дорогое сокровище дается человеку уже с рождения. И это сокровище - сама жизнь. 
   Однако корыстолюбивые и чёрствые коринфяне посмеивались над мудрецом, хотя и уважали его за стойкость и верность выбранному пути.
  Когда кто-то напомнил  Диогену, что жители Синопа приговорили его к изгнанию, он сказал:
"И я приговорил их остаться дома. Никто нас не обижает, кроме нас самих".
 Диоген пропагандировал аскетизм - отказ от земных благ, независимость и самодостаточность.
 Желая закалить своё тело, летом он лежал на горячем песке, зимой обнимал холодные статуи, спал на плаще.
"Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хотя бы какой-нибудь смысл", - говорил Диоген.
Увидев, как мальчик пил воду из рук, он выбросил из своей сумы чашку, посчитав, что мальчик превзошёл его простотой жизни.
"Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы"
(Диоген Синопский)
   И вот однажды, проездом в  Коринфе оказался сам Александр Македонский.  Разумеется, он слышал, что Диоген жил в огромном глиняном пифосе, который зачастую называют "бочкой".
   К Македонскому  приходили многие политики и философы. Царь предполагал, что среди прочих его посетит и Диоген.  Жизненные позиции и принципы философа  уже давно вызывали у него глубочайшее уважение.
"Быть в хорошем настроении - причинять муки своим завистникам", - как верно говорит Диоген.  - рассуждал Македонский. - И я с ним  согласен!" Однако философ спокойно проводил время в пригороде Коринфа Крании, нисколько не интересуясь присутствием в городе Александра.
  Царь был весьма обескуражен подобным неуважительным отношением к своей важной персоне, однако вспомнил, что помимо неприятия материальных и физических благ, великий философ-циник Диоген не выказывал уважение и к власти как таковой.
"Диоген, вероятно, против меня лично не имеет ничего, а просто не относится ко мне с преклонением, как и к любому правителю", - успокаивал себя Александр,  взял себя в руки и лично отправился на поиски мудреца.
  Не без труда отыскав философа на улицах Крании, Александр Македонский подошел к Диогену вплотную и стал рассматривать того, о ком был много наслышан. Циник грелся на солнце.
  Слегка приподнявшись при виде множества приближающихся людей, Диоген пристально посмотрел на Александра, но ничего не сказал
Первым заговорил Македонский.
- Я Александр - великий царь!
- А я -  Диоген, - нисколько не смутившись, сказал философ.
-Не хочешь ли ты отобедать со мной? -  продолжал Македонский.
- Несчастлив тот, кто завтракает, обедает и ужинает, когда захочется Александру. -  Диоген был невозмутим.
- А ты меня не боишься? - удивился Александр.
А ты - добро или зло? -  вопросом на вопрос ответил философ.
- Добро, - в этом Александр не сомневался.
"Да кто ж добра боится? - Диоген оставался по-прежнему невозмутимым.
"Что ж, в остроте ума философу не откажешь",  - подумал Александр, а вслух сказал: был поражён остротой ума философа.
- Я правитель Македонии, а скоро и всего мира. Можешь просить что угодно.
Диоген просить ничего не стал, а без страха сказал:
- Отступи чуть в сторону, не заслоняй мне солнца.
  Царь был настолько поражён гордостью и величием философа, который отнёсся к нему с таким пренебрежением. И в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, заметил:
- Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном. 
  Эти слова Диогена долго потом повторял про себя Александр.
"Отступи в сторону. Не заслоняй мне солнца"...
Быть Диогеном? Или не быть?
Может иначе всё-таки  жить?
Быть благородным, не импульсивным,
Нежным и ласковым, и очень милым.
К славе стремился царь Александр,
Был у него "военный" талант.
"Мир завоюю! Я ли не Бог?!
Быть Диогеном? Выбор не плох"...
(стихи автора)
 Позже Александр посетил и Дельфы. Он потребовал от Пифии, чтобы она предсказала его судьбу, и услышал:
"Ты непобедим, сын мой!"
"Непобедимость заключена в себе самом, возможность победы заключена в противнике"
(Сунь Цзы)
 У  Аристотеля не было никаких сомнений в превосходстве греческой культуры и поэтому  не очень интересовался историей негреческого мира. Естественно, он, как и большинство просвещённых греков, не помышлял о какой-то "эллинской империи", но всего лишь хотел увидеть более гармоничное сопряжение * интересов независимых греческих  полисов/городов-государств.
*Сопряжение - взаимосвязь чего-либо с чем-либо, непременное сопутствие, совмещение нескольких объектов, явлений.
   В видении нового глобального мира Александра греческое наследие стало всего лишь одним из строительных блоков всемирной империи. Пусть самым ценным и важным, но всё-таки далеко не единственным. Царь быстро перерос свои изначальные планы и установки своего учителя.
  Когда македонский царь железной рукой объединил рассыпающийся греческий мир, учитель мог бы только порадоваться за своего ученика, обратив внимание на  избыточную жестокость -  особенно, за полное разрушение мятежных Фив и продажу в рабство всех  жителей. Хотя формально решение о разрушении этого блистательного города было принято не македонским царем, а его союзниками из Беотии. 
  В 334 году до н. э. Александр переправился в Малую Азию, начав таким образом войну с Персидской державой. В мае в битве при Гранике он разгромил персов, а годом позже, при Иссе -  самого царя Дария III. (7)
  Александр Македонский  уже тогда начал отходить от замысла своего учителя.  Он отказался принять предложение Дария III о полюбовном разделе Персидской империи по руслу Евфрата с передачей всей западной её части во владение Александра. Если бы интересы македонского царя ограничивались лишь Средиземноморьем, он должен был бы с радостью принять столь щедрое предложение.
   Если его отец, Филипп Великий, считал достаточным  отобрать у персов Малую Азию, то Александру предлагали в придачу ещё и Сирию, Финикию и Египет. Что могло быть более достойным завершением "войны отмщения"?
  Аристотель  мог быть вполне довольным своим учеником: реализация великого замысла шла в целом по его плану. Для македонского царя такое завершение войны было бы заслуженным триумфом. Александр мог бы вернуться в Пеллу, став единоличным владыкой всего Восточного Средиземноморья, диктовать свои условия греческому Коринфскому союзу. Да и сам Дарий признал бы первенство  Александра. Аристотель наверняка бы одобрил такое решение. Но для будущего властелина мира ограничить себя Средиземноморьем означало бы отказаться от своей исторической миссии. Он решительно отверг предложение Дария.
  Решающее сражение между армиями Александра Македонского и персидского царя Дария III произошло при Гавгамелах *1 октября 331 года до н.э. и закончилось сокрушительной победой македонян.
* Гавгамелы - селение в Месопотамии
(совр. Тель-Го­мель), в 120 км. к северо- западу города Эрбиль. Располагалось в одной из широких равнин между рекой Тигр и Курдистаном.
   Согласно Плутарху, название Гавгамел означало "верблюжий холм".  По легенде, некий ассирийский царь спасся в Гавгамелах от врагов на одногорбом верблюде, которого затем подарил деревне.
 "У Александра обнаружились поразительные способности наживать врагов, большей частью оттого, что характер царя и его привычки постоянно менялись в худшую сторону".
(Левицкий Г.М. "Александр Македонский. Гениальный каприз судьбы")
   Александр   Македонский,  скорее всего, хотел, чтобы его учитель присоединился к великому подходу на Восток. Но Аристотель предпочёл остаться в Афинах, направив к Александру своего племянника и воспитанника Каллисфена. (8)
  Задача Каллисфена была проста: вести запись событий и, конечно же, удерживать Александра от неблаговидных и скоропалительных поступков.
   Каллисфен стал первым летописцем империи Александра. Но вскоре философ решил, что великий Аристотель делегировал ему часть своих прав, и потому слишком уж активно начал поучать царя. Какое-то время Александр терпел, но постепенно возненавидел философа и решил его извести. В те времена неугодных проще всего было отравить. Однако уважение к Аристотелю и возможные его возмущения закрыли для Александра этот путь. Вот тогда он и проявил дипломатический талант, а сам эпизод с уничтожением Каллисфена вошёл в историю.
  На одном из пиров по случаю очередной победы, когда присутствующие уже достаточно нагрузились вином и изысканной едой, Александр поманил к себе Каллисфена.
- Слишком скучно стало здесь. Не мог бы ты развлечь меня и гостей своими философскими рассуждениями?
- Как прикажешь, Александр!  - Каллисфен не заметил подвоха. - Какую тему мне выбрать для торжественной речи?
  Александр был доволен безотказностью философа.
- Поведай нам, философ, о силе македонского оружия!
  Каллисфен задумался лишь на мгновение, а затем разразился речью, способной сделать честь любому оратору. Несколько раз его прерывали бурные восторги воинов и грохот мечей о пиршественные столы. Восторг ещё более усилился после последних слов Каллисфена о всемирной славе македонян.
  Александр же благосклонно кивнул философу, но как только тот принялся за еду, вновь подозвал его к себе:
- Каллисфен! А смог бы ты произнести ещё одну речь - но в опровержение своих собственных слов?
- Как прикажешь, Александр! - поклонился Каллисфен, не смея отказать царю постарался  доказать своё ораторское искусство.
  Надо сказать, что подвоха в просьбе царя Каллисфен не увидел по той причине, что подобные философские упражнения в те времена входили в практику школы Аристотеля. Являясь греком по происхождению, Каллисфен с огромным удовольствием и знанием дела принялся поливать грязью и бичевать самые отвратительные пороки македонян, их ошибки и промахи - причём делал это весьма ярко и аргументировано.
  Речь вышла опять же великолепной. В зале воцарилась гробовая тишина. Лица воинов и гостей достаточно выражали отношение к речи Каллисфена, и лишь великий Александр загадочно улыбался. Закончить своё философское выступление Каллисфен не успел. Но от немедленной смерти его спас сам царь, отдав приказ своим телохранителям не трогать оратора.
  На следующий день состоялся воинский суд, который без всяких проволочек приговорил закованного в кандалы философа к весьма экзотической смерти -  немедленно после оглашения приговора Каллисфена сбросили в яму с огромных количеством блох.
  Драматическая судьба этого незаурядного, хотя и, по всей видимости, крайне тщеславного и тяжёлого в общении человека как нельзя лучше характеризует перемены, происходившие с Александром по мере осуществления его грандиозного предприятия. 
"Характер - власть над самим собой, талант - власть над другими"
(В. О. Ключевский)
  Царь персов Дарий III бежал на восток в надежде собрать там армию, но был захвачен, а затем убит собственным сатрапом Бессом.
 Историк литературы, доктор  философских наук Н. К. Гудзий (9) в"Истории древней русской литературы" (1938) описывает это так:
"Дарий после поражения готовился к новой битве с Александром. Но среди этих приготовлений два сатрапа, желая выслужиться перед Александром, смертельно ранили своего царя".
   Дарий по  приказу Александра  был похоронен со всеми почестями. Империя Ахеменидов, существовавшая с 550 г.до н.э. прекратила своё существование.(10)
  Александру сдался Вавилон и другие города Персидской империи. Подчинив Сирию, Палестину и Египет, Македонский объявил себя законным преемником Дария III. Персидские вельможи дали  присягу на верность новому повелителю Азии.
"Не может быть на небе двух солнц и не будет в Азии двух царей", - заявил Александр.
  Окружив себя представителями восточной знати, он начал думать о завоевании мира.
- "Что такое люди?"
- "Смертные боги".
(Лукиан)
  После "освобождения" Египта от владычества персов жрецы объявили Александра  богом и сыном бога Солнца, как  было принято в отношении фараонов. Военные успехи настолько вскружили голову Александру, что он сам возомнил себя богом. Покорённые народы должны были поверить, что в их страны пришёл бог и ему нужно безоговорочно подчиняться. Даже в города Эллады были посланы гонцы с требованием, чтобы греки признали Александра богом. В Греции к этому отнеслись насмешливо. В Спарте Народное собрание решило:
"Если Александр хочет быть богом, пусть будет им".
   Македонский уже как повелитель Азии стал требовать, чтобы полководцы отвешивали ему земные поклоны, целовали край его одежды, почитали его как бога. Всё это раздражало македонских военачальников. Однажды на пиру  Клит (11) стал упрекать Александра:
"Ты возомнил себя богом! Победы над врагами, добытые нашей кровью, приписал себе одному!"
  В ярости Александр схватил копьё и нанёс Клиту смертельный удар. Тут же гнев царя угас, он пришёл в ужас от содеянного, но жизнь другу, спасшему его от гибели в битве при Гранике, уже нельзя было вернуть.
-  "А что такое боги?"
- "Бессмертные люди".
(Лукиан)
  За маниакальным желанием Александра стать для своих подданных богом, безусловно, стоял политический расчёт. (12) Божественный авторитет сильно упрощал управление его непрочной империей, которая была поделена между сатрапами (управителями, наместниками царя).
  Но личностный фактор тоже играл огромную роль. Во всех основанных Александром городах ему должны были оказывать почести наравне с богами. Кроме того, его сверхчеловеческое стремление завоевать весь мир и объединить Европу и Азию, буквально овладевшее им в последние месяцы жизни, говорит о том, что он сам верил в созданную им же легенду, считая себя скорее богом, чем человеком.
  За три года (329-326 годы до н. э.) Александр Македонский  завоевал Среднюю Азию, а потом вторгся в Индию, но утомлённое войско отказалось идти дальше. Александр повернул назад и в 324 году до н. э. прибыл в Вавилон, ставший его столицей.
"Войны зависят от славы, и часто ложь, которой поверили, становится истиной"
(Александр Македонский)
  Македонский  планировал новые завоевательные войны: покорить Аравию, чтобы контролировать всё морское побережье от Индии до Египта, а также всё Средиземноморье.
Александр понимал, сколь рискован задуманный поход: война должна была либо привести к полному успеху, либо закончиться быстрым провалом и гибелью Македонии. Поэтому накануне выступления Александр роздал оставшееся у него имущество близким и друзьям. Один из них, удивленный такой щедростью, спросил царя:
- Что же ты оставляешь себе?
-  Надежду, -  ответил царь.
"Где умирает надежда, там возникает пустота"
(Леонардо да Винчи)
  Убеждённый в своей божественной миссии, за год до смерти Александр потребовал от городов Греции учреждения для себя божественных почестей. В письме царя, отправленном из Суз весной 324 года, содержалась ссылка на пример Геракла, его отдалённого предка.
  Как Геракл, Александр победил всех и дошёл до края света. Потому царь Александр потребовал себе храмов, статуй и жертвенников, как сыну высшего божества. Публичное почитание Александра города Эллады вводили у себя по принуждению.
"Этот юнец жаждет алтарей. Так пусть ему их воздвигнут. Какие пустяки!" -  язвил оратор Демосфен.(13)
  Александр упрекал греков за то, что они не дали ему завоевать Индию. Чувствуя себя призванным превзойти Геракла и Диониса, он не мог расстаться с мыслью дойти до края земли. Человек - герой - может уподобиться бессмертным богам, когда совершит нечто выходящее за пределы человеческих возможностей. (14)

(1) Аристотель (384 год  -  322 год до н. э.) - древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 года до н. э. по 340 года до н. э. -  воспитатель Александра Македонского.
(2) читайте: Андрей Кортунов "Аристотель и Александр: два взгляда на глобализацию" на сайте: russiancouncil-ru.
(3) "Аристотель - воспитатель Александра Македонского" vikent.ru/
(4)  Елисеев Михаил Борисович (1940 - 1992) - российский писатель, автор исторической литературы и биографий выдающихся личностей.
Одной из наиболее известных работ Михаила Елисеева считается книга "Великий Александр Македонский. Бремя власти"  В ней автор рассказывает о полководце, выходившем из любой битвы победителем. Автор также рассуждает, почему после его смерти развалилась Империя, созданная при жизни.
(5)  Диоген Синопский (ок. 412 до н. э. - 10.06. 323 до н. э.)  - древнегреческий философ. В молодости Диоген получил пророчество от дельфийской Пифии "переоценивать ценности", которое вначале принял буквально и стал фальшивомонетчиком. После того, как его уличили в преступлении, был вынужден бежать из родного города Синопа. Диоген прибыл в Афины и стал учеником основателя школы киников Антисфена. Вскоре стал знаменитым благодаря своей мудрости, стилю жизни и эпатажным выходкам.
(6) "Почему Македонский хотел стать Диогеном" лучший ответ на otvet.mail.ru/
(7) Битва при Гранике май 334 год до н. э. (до Рождества Христова)  -  сражение между македонской армией Александра Великого и войском персидских сатрапов на реке Граник в Малой Азии недалеко от легендарной Трои.
   Битва при Иссе  5 ноября 333 г. до н.э.  - сражение между македонской армией Александра Великого и персидским войском царя Дария в Киликии.
  Битва при Гавгамелах 1 октября 331 до н. э. -  решающее сражение между армиями Александра Македонского и персидского царя Дария III, после которого империя Ахеменидов прекратила своё существование.
(8) Каллисфен (около 360 г. до н. э. - 327 г. до н. э.) - греческий историк, летописец похода Александра Македонского.
Внук сестры Аристотеля Аримнесты. Сын её дочери Геро. Родился в городе Олинф, который был афинской колонией на полуострове Халкидики. Воспитывался Аристотелем, одно время вместе с Александром Македонским. В 336 году до н. э. отправился в Афины и сопровождал Александра во время похода на Восток. Своей откровенностью навлёк на себя немилость царя; был заподозрен в "заговоре пажей" был закован в цепи и умер в 327 году до н. э.
(9) Николай Каллиникович Гудзий (21.04.(3.05.) 1887 - 29.10.1965) - российский и советский литературовед, историк литературы и педагог, известный прежде всего своими исследованиями древнерусской литературы, составил первые советские учебники и хрестоматию по этим предметам, первый декан филологического факультета МГУ (1941 -1945), академик АН УССР (1945).
(10) Держава Ахеменидов (др.-перс. "Империя", она же Мидо-Персия, Первая Персидская Империя - древнее государство, существовавшее в VI—IV веках до н. э. на территории Передней Азии и северо-восточной Африки, созданное персидской династией Ахеменидов (550 г.до н.э. - 329 г.до н.э.).
К концу VI века до н. э. границы Ахеменидской державы простирались от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от первого порога Нила на юге до Закавказья на севере.
(11) Клит Чёрный (375 г. до н.э. - 328 г до н.э.) -  военачальник и друг Александра Македонского. Брат Ланики, няньки маленького Александра. Имел прозвище Чёрный, отличавшее его от Клита Белого. В начале похода Александра в Азию руководил царской агемой -  элитным эскадроном гетайров, всегда находившимся возле царя во время сражений
(12)  "Каким на самом деле был Александр Македонский"
 Русская Семерка russian7.ru
(13) Демосфен (384 г.до н.э. -12.10.322 г.до н.э.) - древнегреческий афинский государственный деятель и оратор.
(14) Игорь Дубровский "Как вошёл в историю Александр Македонский: инструкция для настоящих полубогов"
журнал "Вокруг света" № 4, апрель 2005, частично обновлён в июне 2022
Згурская М. Н. "Отцы - основатели. Здесь остановился Александр"
ВикиЧтение
* читайте о Александре Македонском: http://proza.ru/2018/12/23/1946
Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
Игры Богов ч.32
"Талисманы Александра Македонского".