Путешествие из Грозного в Анди

Ислам Сайдаев
Путешествие из Грозного в Анди, по стопам предком Кунта Хаджи Кишиева к зиярату Умар-Хаджи Андийского.

Ежегодно 17 июля сотни представителей кадирийского тариката Чечни, Ингушетии и Дагестана, последователи братства (вирда) Кунта-Хаджи Кишиева стекаются в Дагестан в Андийскую котловину, чтобы почтить память и отдать дань памяти своему духовному учителю выходцу из селения Элисхан Юрт или как его почтительно называют сыну Киши. 
Может возникнуть вопрос: "Почему же это памятное действо происходит не в Чечне, в селении где он родился, а в Дагестане? Дагестан - всегда являлся для верующих чеченцев сакральным местом откуда были родом большинство духовных наставников чеченского народа. Произошло это потому, что изначально  распространение ислама на Северном Кавказе шло со стороны Дагестана. С 7 по 8 века, в период мировой истории, известный, как арабо-хазарские войны, был тесно связан с завоеванием арабами Дербента, Казикумуха и других областей горного Дагестана, после которого арабы пришедшие на Кавказ с миссионерской миссией проникли далее вглубь Северного Кавказа. После периода завоевания Дагестана и установления здесь относительно стабильного правления арабских наместников начался период распространения ислама по всему Северному Кавказу. Этот период  хоть и известен из работ таких выдающихся ученных как: И.Ю. Крачковский, Т.М. Айтберов и А.Р. Шихсаидов, а также многих других авторов, но однако в истории известно об этом периоде далеко не все, если не сказать, что самую малую толику, тех бурных исторических событий, навсегда изменивших нравы и обычаи народов этого южного региона современной России.
Не смотря на то, что мне достаточно известно для общего кругозора из описнных событий того периода, я все же решил пополнить и свою копилку знаний, и в день чествования памяти Кунта-Хаджи Кишиева отправился вместе с представителями двух направлений тариката распространенного в Чечне и в Дагестане: Накшбанди и Кадери на данное мероприятие. Тем более, что приглашен я был на это празднество приемником учения накшбандийского тариката и прямым наследником Шейха Дени Арсанова - Ибрагимом Арсановым, с которыми мы связаны некоторыми родственными узами по линии моей бабушки, которая тоже принадлежала к тому же роду энгеной, что и Шейх Дени Арсанов. Был с нами и представитель рода к которому принадлежал и сам Кунта -Хаджи Кишиев, род г1умхой или как его называют в Дагестане гунха, Жандар Хаджи Идалов, до недавнего времени исполнявший обязанность турка в роде г1умхоевцев проживающих в г. Гудермес, так же являющимся и моим родственником по линии отца (оба мы принадлежим к роду г1умхой и наши предки восходят к предкам Кунта-Хаджи Кишева).
Моим желанием посетить зиярат Кунта Хаджи Кишиева было не столько дань памяти выдающемуся ученому и исламскому просветителю нашего рода, сколько открытие для себя новых не известных страниц из истории моей рода и написания данной статьи. 
Договорившись заранее о встрече ранним утром мы с Ибрагимом Арсановым и Жандаром-Хаджи Идаловым отправились из Гудермеса в Анди через Хажи Овла (место где захоронена мать Кунта-Хаджи Хеда) и далее через с. Ведено до места назначения. С нами должен был быть и прямой наследник двоюродного брата Кунта-Хаджи - Мо1аза (Ма1а) из селения Мелчхи Мохамад Ахмадов, с которым накануне я брал интервью по поводу истории появления представителей рода Кишиевых в Чечне. Однако из-за сильной жары стоявшей в Чечне уже неделю он не смог с нами выехать в Анди и мы отправились в путь без него.
 Не теряя времени даром, по пути следования я стал задавать интересующие меня вопросы по поводу мало известных страниц истории рода г1умхой и его представителей. На что нашел исчерпывающее мое любопытство ответы. 
- "Наши предки появились в Чечне из области Андийской котловины куда прибыли с незапамятных времен вместе с арабскими переселенцами из Кумуха, который изначально служил форпостом для распространения ислама на Северном Кавказе", - рассказывает Жандар-Хаджи.
-"Мне доподлинно не известно, в какие годы это произошло, об этом знал мой отец, он хронил все записи о нашем "тайпе" (род) в родовой книги "Г1умхой тептар", пока по многочисленным просьбам одних приверженцев вирда Кунты он не передал его для переписки им в руки, после чего мы больше не видели эту хронику. Из того, что мне известно из разных источников, хочу сказать, что по рассказам первым в Чечню из Анди, который тогда был одним целым с чеберлоевским обществом, куда входило и селение Хой, прибыл Шовхал сын Аммы, который являлся дедушкой Кунта-Хаджи Кишиева. Он останавливался в разных селениях нынешнего Ножай-Юртовского района, называемой тогда и по ныне "Нохчий Мохк" или Ичкерия, где проповедовал ислам, пока, по некоторым данным, он окончательно не осел в селении Гордали, где он и захоронен на сельском кладбище. Миссионерская деятельность наших предков в Чечне давалось не легко, не смотря на то, что, по преданию, чеченцы приняли ислам еще в самом начале распространения ислама на Кавказе в 7-8 веках, и потому представителям рода Кунта-Хаджи приходилось переселяться с места на место, зачастую из-за не принятия и непонимания истин веры, им приходилось покидать селения и поселяться отдельно на пустынных местностях, где не было жителей, но благодаря милости Всевышнего Аллаха, и благословения на род Кунта-Хаджи, эти места сразу же обживались людьми искренне следующими исламу. Так наши предки поселились в Мелчхи, где люди не селились из-за того, что там были болотистые места, из-за многочисленных гейзеров источников зловонной воды, которые оказались настолько полезными для здоровья, что люди об этом и не подозревали сотни лет, пока на это им не указали представители рода Киши. После Мелчхи, где и родился Кунта-Хаджи в семье Хеды и Киши, и где он провел свои младенческие годы, им пришлось переселиться в Элисхан-Юрт, который тогда представлял из себя "котар" (хутор) небольшое последние, где жил лишь некий чеченец по имени Элисхан и члены его семьи. По мере разрастания рода, и некоторых исторических событий связанных с трудностями распространения ислама и постоянными воинами, часть старших сыновей переселялись в другие места. Так мои прямые предки одними из первых поселились на реке Гумс,  в местечке,  которое в микротопонимии современного города Гудермес носит название Юрт. Именно с этого места и берет начало сам город Гудермес, таким образом, мои предки, представители рода г1умхой, а также представители рода ч1артой, являются первооснователями этого поселения - Юрта и самого города Гудермес, к которым постепенно присоединялись и представители других обществ", - ответил мне Жандар-Хаджи, на интересовавший меня вопрос.
Не только я, но и Ибрагим Арсанов участвовавший в нашем небольшом путешествии по истории ислама и рода Киши с удивлением слушали Жандара-Хаджи. Который при этом не утверждал истинность того, что он рассказывал с точки зрения исторической хроники событий, а лишь передавал рассказы и предания, которые сохранились в его памяти от своих предков. Где-то они совпадали с преданиями которые я слышал от своего деда Халида Сайдаева, где-то я почерпывал для себя новое из сказанного Жандара-Хаджи, но так или иначе эти рассказы помогали создать некую общую картину из сложных обрывков изустной истории, которую я складывал в своей голове словно мозаику. 
- "По моим данным, которые я слышал от моего деда Халида, я вижу много общего в том, что ты мне сейчас рассказал Жандар-Хаж", - как и принято у чеченцев обращаться к единноплеменцам на "ты" в независимости от возраста и чина общающихся, сказал я обращаясь к Жандару-Хаджи. 
- "По моим воспоминаниям, которые также восходят к моему дедушки Халиду, 1902 года рождения прожившему 94 года, наши истории рода совпадают. По его рассказам так же следует, что наши предки переселились из Андийской котловины, которая считалась одним целым с чеченским обществом чеберлоевцев, то есть скотоводов, от чеченского слова "чаба" - шерсть или косса. Тогда, по всей видимости, наш прямой предок Эли (Али) жил в селении Хой, что находится рядом с озером Казенной Ам. Г1умхой составляли основу поселенцев этого древнего приграничного сторожевого форпоста чеченского общества стоявшего на пути следования Шелкового пути.
Я был тогда еще подростком, когда мне дедушка говорил, что в Хое еще живет старейшина, который помнит его и его родственников, он все время при встрече корит дедушку за то, что он не возвращается в горы, в селение Хой, где жили его предки.  В следствии каких обстоятельств и в какие периоды истории Чечни и Дагестана г1умхой попали в Хой, дедушка мне не рассказывал, однако он утверждал, что жители Хоя, которое было приграничным селом разделявшим чеченцев от андийцев было именно это село, но при этом по преданию жители Хоя ( частью из которых являлись г1умхой, они же жители андийского села Кунха или Г1умха), анди и г1аг1атли являются потомками трех родных братьев. Так же дедушка говорил, что именно Шовхал, дедушка Кунта-Хаджи Кишиева первым переселился с гор, вероятно с Хоя, в "Нохчий Мохк", то есть Ичкерию. Когда, как Амма - отец Шовхала остался жить в селении предков, остается только найти захоронение Аммы в Хое, чтобы подтвердить подлинность этой истории. Хотя не факт, что он там захоронен, ведь часто люди умирали в результате трудности пути или войн, особенно наши предки. По рассказам дедушки только он один дожил до преклонного возраста, по его словам все наши предки по мужской линии не преодолевали границу 60-ти лет, в основном погибая в схватках с противниками ислама или в народно-освободительных воинах. Так дедушка моего дедушки (прапрадед) Шахмирза погиб в "кинжальном бою", при попытки вызволения его родственника Кунта-Хаджи из под ареста царской администрации, состоявшемся где-то в районе Шали и селения Герменчук. В отличие от других павших в этом бою захороненных на "Кладбище шахидов" возле с. Шали, Шахмирза захоронили на сельском кладбище Герменчук, так как там жили его родственники, которые и захоронили его на своем кладбище. На сельском кладбище с. Герменчук, до сих пор стоит пика устремленная острием вверх, указывающая на то, что в данной могиле захоронен человек погибший за веру в священном газавате", - поведал я Жандару-Хажи и Ибрагиму свою историю, услышанную от деда. 
Так потихоньку за разговорами об истории рода Кунта Хаджи Кишиева мы поднялись на Эртан Корт поднимаясь по хорошо асфальтированной дороге через сказочный завораживающий своею красотою лес. Все это время Жандар-Хаджи рассказывал нам истории связанные с тем или иным местом на этапе пути, так как в силу своей приверженности исламу и тарикату кадери он не раз пешком со своими братьями по вере совершал сюда зиарат к мавзолею матери своего устаза. 
-" Да воздаст Аллах благом Рамзану-Хаджи и его отцу Ахмад-Хаджи Кадырову, за эту дорогу и все что он сделал. Вы даже не представляете какой раньше была эта дорога. Летом пыль, а зимой не проходимое месиво из желтой глины. Тогда подняться сюда даже на машине, было большой сложностью, не говоря о том, что идти пешком на эту возвышенность. А сегодня благодаря семье Кадыровых мы можем свободно подняться на машине или даже пешком на место почтения памяти матери Хаджи", - не успел закончить свою мысль Жандар-Хажи, как мы увидели человека одетого в камуфляж, который легкой пробежкой устремился к вершине.
Вероятно это был служивый чеченец из какого нибудь спецподразделения имени Ахмат-Хаджи Кадырова. И это не удивительно! Эти места дали множество смелых, сильных и отважных мужчин для Чечни, которые сегодня являются опорой и силовой составляющей команды Рамзана Ахматовича Кадырова. 
Наконец мы забрались на самую вершину, и нам открылся космический ландшафт. С вершины  Эртан Корта было видна вся Ичкерия с ее прекрасными покрытыми лесами и лугами зелеными вершинами гор, частично припорошенные туманом через которые блестящими огоньками пробивался солнечный свет, создавая иллюзию настоящего сказки умиротворения и той идиллии в которой наверно мечтает прожить жизнь каждый человек.
Не сдержав эмоций я буквально вскликнул: - "Субханаллах!" - Свят Всевышний Господь! Вот это красота, да не спроста говорят об этой горе чудесные вещи. Один этот вид чего стоит! Такое ощущение что ты прикоснулся к чему то святому и возвышенному. Я всегда удивлялся тому, как люди могут покидать наши сказочные горы и поселяться на равнине. Хотя, конечно, жизнь сложная штука и порой приходится оставлять место где из покон веков жили твои предки", - подчеркнул я, чтобы мои слова не посчитали укором тем, кого судьба вынуждено заставила переселиться на равнину.
Ведь и мы сами, а точнее мои предки вынуждены были спуститься с гор на плоскость, в силу различных военно-политических и чисто гуманитарных причин. Говорят, одно время в горах Чеберлоя и Андийской котловины вспыхнула чума и многие покинули этот край спустившись в долины. Так вероятно и мои предки когда то потихоньку мигрировали в район Терека, хотя доподлинно почему это произошло мне не известно. Как я и отметил выше, по преданию  первым из моих предков, из Хоя в  Ичкерию спустился Шовхал, а лишь вслед за ним и его дядя Эли (Али), который по всей видимости поселился в Дади-Юрте, а после сожжения этого села они переселились в Толстой-Юрт. 
Сделав "доа" (произнося молитву) к Всевышнему Аллаху мы проехали Зиарат матери Кунта-Хаджи и спустившись с вершины Эртан-Корта направились к пункту своего назначения в сторону Ведено и Харачоя. 
И спустя уже два часа от нашего выхода из дома мы уже были на перевале Харами, на развилке двух дорог, одна из которых налево ведет в Андийскую котловину, а другая прямо ведет к селению моих предков селению Хой у озера Кезеной-Ам.
Однако, прежде чем продолжить путь мы остановились у источника воды, местного родника облагороженного и благоустроенного андийцами, для отдыха путников. Здесь же построена и мечеть для молитвы. На этот раз, в отличии от других подобных дней, когда здесь можно встретить толпы туристов, остановившихся перевести дух после горного серпантина и произвести памятные фото, мы повстречали лишь паломников направлявших в Анди. Судя по одеждам мужчин, они  были чеченцы, а по одеждам женщин андийцы, но на поверку оказалось, что они были г1умхоевцы из Хасавюрта, выходцы из андийской котловины, прекрасно владеющие как чеченским так и андийским, аварским и русским языками. Увидим Жандара-Хаджи, они радостными восклицаниями принялись обнимать нашего старейшину. Так я и узнал, что эти паломники тоже являются представителями рода г1умхой к которому все мы принадлежим.
Выпив холодной буквально сковывающим зубы горной родниковой воды из облагороженнного андийцами источника, мы двинулись дальше и уже спустя пару минут стали спускаться с перевала Харами, что находится на Андийском хребте, в сторону Андийской котловины. 
В отличии от моей первой поездки в Анди, которая состоялась лет десять назад, на этот раз спускаться с перевала в котловину было намного приятней. Уже несколько лет как здесь ведется прокладка благоустроенной трассы современного типа. Она сделана еще не до конца, но все же большая часть пути заасфальтирована и уже не так жалко машину, да и пыли в салоне при открытых окнах почти нет. Строительство дороги внесло свои некоторые коррективы,  если раньше мы спускались в Анди с самого его начала, ближе к чеченской границе, то теперь спуск находится уже в конце селения Анди, сейчас там стоит пост ГИБДД. Сначала меня это озадачило, так как я не совсем хорошо знаю местность, и добраться до нашего места будет не легко. Однако не прошло и пяти минут, как дорога нас привела прямо к Зиярату. Мы повернули с дороги  влево под арку и оказались на большой площади где стояли навесы для паломников, а под одним уже во всю шел зикр. 
Поставив машину справа у обочины и развернув ее так, чтобы при выезде не пришлось пятиться назад, мы подошли к совершавшим зикр мюридам. Поздоровавшись с теми кто стоял вне круга, вне навеса, мы прямиком отправились к зиярату Умар-Хаджи Андийского, могила которого находится на возвышенности у самого края кладбища. Здесь вновь мы встретили наших друзей г1умхоевцев из Хасавюрта и вместе с ними совершили обряд посещения могилы мюрида и приемника Кунта-Хаджи Кишиева Умар Хаджи Андийского.
Спустившись вниз мы обнаружили, что зикр остановился и вокруг снуют люди в военных формах, приглядевшись внимательно я узнал в них наших чеченских бойцов из "ГБР" (Группы Быстрого Реагирования), после чего глубоко вздохнул, радуясь тому, что не только мы приехали из Чечни на это ежегодное празднество.  Подойдя поближе и поздоровавшись с бойцами, я увидел что под навесом внутри круга на почетном месте сидит Хож-Ахмед Кадыров - дядя главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова и от этого мне стало уже совсем хорошо на сердце, так как в последние годы кое-кто хотел вбить клин между чеченцами и андийцами, особенно между нашими представителями власти, и этот вопрос нас всех очень беспокоил. Вокруг этой темы ходило много кривотолков, и когда мы приехали на место сбора и не увидели машин с чеченскими номерами мы были очень обеспокоены, решив, что это не только слухи.  Однако, приезд одного из самых почитаемым ныне старейшин и алимов Чечни - Хож-Ахмеда Кадырова, вселил  в наши сердца "рахта" - успокоение и спокойствие, что все эти слухи не имеют, под собой никакой основы, даже если  факты раздора и имело место быть, то их инициаторы не достигли своего результата.
Мы вновь присоединились в кругу паломников, чтобы послушать речь чеченского патриарха. Этот титул  традиционно применяемый  в основном к пердставителю высшей иерархии христианского духовенства как то автоматически всплыло у меня в голове при виде Хож-Ахмеда Кадырова, который восседал на почетном месте и все окружающие благоговейно вслушивались в каждое его слово. Он как всегда говорил не спеша, обдумывая и как бы вычеканивая каждое сказанное им слово. Говорил  мудро и с достоинством, о братстве в исламе, о вере, традициях и многовековой дружбе чеченского и дагестанских народов. Особенно о братстве андийцев с чеченцами, которые произошли одни от других. И в какой-то момент мне показалось, что я уже это где то видел и слышал. Некая цветная картинка из прошлого как дежавю наложилась на происходящее вокруг. Вдруг я поймал себя на мысли, что Хож-Ахмад Кадыров очень похож на патриарха Грузии Илью Второго, который по происхождению также является вайнахом, с которым мне приходилось встречаться и быть занкомым.
-"Так это не спроста первой моей мыслью в голове при встрече с Хож-Ахмедом всплыло слово патриарх, которым нарекают самое высокое и уважаемое духовное лицо в христианской традиции", - подумал я про себя. 
-"Да действительно сходство удивительное, как во внешнем виде, так и манере держаться и говорить". И еще он похож на Саида Афанди Чиркейского - дагестанского суфийского шейха и устаза, убитого террористами 28 августа 2012 года. Как после этого не поверить в то, что все устазы и шейхи имеют общих предков и восходят к пророку Ибрагиму (да благословит его Аллах и приветствует), с которым Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) "заключил завет", пообещав, что из его потомства будут величайшие духовные учителя и наставники человечества.
После завершения речи Хож-Ахмеда, мы все вместе (делегация из Чечни) отправились в селение Гунха (Г1умха) к дому где жил и совершал поклонение Всевышнему Кунта-Хаджи Кишиев. Там нас встретил местный имам мечети Ахмад-Наби. Все делегаты из Чечни вместе с имамом зашли в дом где жил Кунта-Хаджи, часть из которых совершили там очередной обряд громкого зикра. После завершения обряда громкого зикра мы распрощавшись с Хож-Ахмедом Кадыровым и сопровождавшими его лицами, по приглашению старого кунака Жандара-Хаджи имама еления Г1унха Ахмада-Наби направились к нему гости.
Пообщавшись с Ахмад Наби в его доме и попив бодрящего андийского чая, мы вновь отправились в мечеть в селене Г1унха (Г1умха), что бы совершить коллективную дневную молитву. Здесь мы снова встретили наших друзей г1умхоевцев из Хасавюрта и уже после молитвы обменялись контактами. Хамзат, так звали этого г1умхоевца, который снова и снова мне рассказывал истории о том какие прекрасные люди родственники нашего Главы Республики, как они всегда откликаются на просьбы андийцев и искренне дружат с ними.  Особенно он хвалил директора рынка "Беркат"  в Грозном, который также является родственником нашего главы. Он так их хвалил, что я даже подумал, что он наверное считает, что я тоже являюсь родственником Рамзана Кадырова, тем самым он пытается сделать мне приятное. Мне конечно приятно было слышать лестные слова про чеченцев и родственников нашего Главы Республики, тем более, когда это говорят наши соседи и братья, хотя лично я к ним никакого отношения не имею, с точки зрения родства. Хотя кто его знает!? Ведь в конце-концов все чеченцы приходятся родствениками друг другу, а мой ДНК тест показал, что среди моих родственых тайпов есть и беноевцы и терлоевцы, и даже чинхой.
Уже распрощавшись со всеми мы хотели уйти, но Ахмат-Наби настоял на возвращении в его дом, где нас угостили прекрасными андийскими чуду, это лепешки, типа чеченского "чепалгаш", только от чеченского чепалгаш они отличались тем, что в нутри этих андийских чуду был сыр, и тем самым они больше были похожи на осетинский пирог, только очень тонкий и обильно приправленный топленым маслом. 
После прекрасного застолья мы поблагодарили хозяев дома и двинулись в обратный путь в Чечню. Нашей следующей остановкой стало озеро Кезеной Ам. Вновь поднявшись на Андийский хребет мы добрались до перекрестка на перевал Харами и повернули в направлении на озеро Кезеной. Минуя андийские дома вдоль дорог в которых андийцы продают сыр и сушеное мясо для туристов, один из этих домов принадлежит теще нашего андийского кунака Хасаймерзы, мы по серпантину стали спускаться к озеру. 
На этот раз туристов на Кезеное было как никогда много, а может мне это показалось, так как я уже много лет здесь не был. С того самого момента как с должности администратора этого туристического комплекса сняли нашего кунака Юни Успанова. 
Вероятно нынешний наплыв туристов был связан с событиями на Украине и санкциями против России, когда многие курорты на которых ранее отдыхали наши туристы стали для россиян не доступны, а может это связано с популярностью Чеченской Республики и нашего Главы в контексте достигнутых успехов в ЛНР и ДНР!? Аллах лучше знает! Думаю, и то и другое и третье, в том числе наверно на количество приезжающих в республику сказался  и профессионализм нашего министра по туризму Муслима Байтазиева. 
Так или иначе, нам было приятно видеть довольных и улыбающихся отдышавшись на нашем высокогорном озере. Пока Ибрагим Арсанов пошел созерцать само озеро и окунуть в них свои слегка обгоревшие чресла, я с Жандаром-Хаджи сели возле мечети за уютный деревянный столик сделанный в стиле "косолапого мишки" из знаменитого анимационного фильма "Маша и медведь" и наслаждаясь прохладой, предавшись сладостной неге, молча созерцали синюю гладь горного озера не обращая никакого внимания на суматоху вокруг создаваемую туристами. 
Спустя какое-то время, выйдя из приятного оцепенения, некоего "шовка" (экстаз), как бы сказали о нем суфии, мы вновь заговорили Жандаром о наших предках. 
-"Сегодня мы наверное не успеем побывать в древнем Хое, так как нас в Гудермесе уже ждет наша сноха, приготовившая к нашему приезду жижиг галнаш с бааром (так называется чеченское национальное чеченское блюдо, чем то похожее на дагестанский хинкал), но мне очень хотелось бы там побывать вместе с тобой", - сказал я обращаясь к Жандар-Хаджи.
- "Недавно я узнал, что тем старцем, который звал моего деда обратно в Хой, был дедушка Абдуллы-Хаджи Голбаца - жителя Хоя известного чеченского архитектора который проживает по большей мере в Серьжень-Юрте, но каждую пятницу он посещает мечеть в Хое. Я уже передал ему через его племянника Султана Голбаца, что хотел бы с ним пообщаться на эту тему, но все не хватает времени", - сказал я Жандару-Хаджи.
-" А еще Жандар-Хажи, я бы хотел услышать вашу историю о том, как наши  и ваши предки поселились на равнине", - обратился я с вопросом к бывшему турку г1умхоевцев из Гудермеса.
 -"Раньше люди поселялись вдоль рек и как рассказывали старейшины первыми на реке Гюмс поселились три рода чартой, гордалой и г1умхой. Одако первыми из них были г1умхой, которые в основном были войнами-газиями (борцами за веру)",- начал свой рассказ Жандар-Хаджи. 
-"Если говорить лично о моей семье и моих предках, то я могу назвать следующих предков. Моего отца звали Лом -Али (Лом1ел), его отца (моего деда), звали Хасуха (Хьасух), его отца (моего прадеда), звали Насух, а его отца  Джигирх, а его брата Бака. Бака и Джигирх были двоюродными братьями Кунта-Хаджи Кишиева. Бака был знаток тариката Кунта-Хаджи. Раньше так  было заведено, что когда говорили о словах и наследии Кунта-Хаджи делали ссылки на источники, то есть  перечисляя всю цепочку передатчиков, как это принято в исламе в отношении слов Пророка Мухмамада (да благословит его Аллах и приветствует), что бы точно знать что это слова Кунта-Хаджи и тут нет каких-то выдуманных историй. Говорили: "Бака сказал, его сын Мус сказал, слепой Усман сказал, Лема сказал, "маленький" Али сказал и т.д", так передавались слова Кунта-Хаджи, чтобы слова его не искажались. Когда в Чечне нужно было урегулировать какой-то вопрос,  то приходили к Баки. К примеру один раз к нам приехала целая делегация ингушей для разрешения  конфликта. Они сначала останавливались в доме наших предков в Гудермесе, у Баки, потом от нас с зикром отправлялись в Элисхан-Юрт. Так решались раньше конфликты в Чечне, через г1мхоевцев. Чеченцы на столько уважали и почитали наш род, из-за его родства с Кунта-Хаджи, что мужчины сходили с коней и шли пешком по нашему юрту (селу)", - резюмировал свой рассказ Жандар-Хаджи.
Но я не унимался и продолжал спрашивать его о прошлом.
-"А что случилось с Баки, были ли у него дети?"- задал я очередной вопрос. 
-"На счет него ничего не могу сказать, а вот его сын Мус был арестован советской властью  и убит в 37-х годах в Грозном в известной тюрьме, где расстрелянных перемалывали через мясорубку и бросали в реку Сунжа. Старейшины рассказывали, что  когда Муса арестовали с ним было много ингушей и чеченцев.  И когда Муса вели на допрос, все поняли, что он не вернется. Тогда ингуши и чеченцы, все как один сказали, что не позволят увести его и умрут сражаясь за него. Но Мус остановил их, сказав что при любом исходе дела, он будет в выигрыше.  Если его отпустят, он встретится и  увидит сына, а если его расстреляют, то встретится с отцом с матерью, которые уже находятся в лучшем мире. Говорят он был большого роста статный мужчина. Оставшиеся в живых ингуши долго вспоминали его и говорили, что он был мужественным человеком".
-"А кем вам приходился Мус?", - задал я контрольный  вопрос уточная родословную цепочку.
-" Мус был двоюродный брат моего деда Хасу", - ответил Жандар-Хаджи.
После этих слов мы замолчали, думая каждый о своем. Мне вдруг представилась эта печальная картина тюремных застенок откуда людей выводили в неизвестность. "Какая же крепкая у людей должна была быть вера, чтобы выдержать все эти испытания", - подумал я про себя.
После перечисления Жандаром Хаджи своей родословной, я стал вспоминать рассказ Мохмада (Магомеда) Ахмадова из Мелчхи, который также является представителем рода г1умхой к которому принадлежал Кунта-Хаджи и члены их "клана", что по чеченский звучит как "Цина нах" - люди  дома или "люди одной семьи", то есть близкие родственники. 
Как рассказывал мне накануне Мохмад Ахмадов, его предки происходят  от Аммы отца Шовхала. 
-"Амма был отцом  Шовхала.  У Шовхала было три сына: Киши, Баца, Бели. Сыном Баци был Ма1а (Мо1а) из селения Мелчхи. Сыном Ма1и был Г1ор-Хаж,  его сын Ахмад (мой дедушка, от которого мы и взяли фамилию Ахмадовы), его сыном был Амхад (это мой отец)", - выводил мне родословную цепочку несколько дней назад  Мохмад Ахмадов из Мелчхи. 
-"У Г1ора-Хажи   были два сына Юша1а и Ахмад. Я потомок Ахмада, а потомки Юша1а, также живут в Мелчхи. У отца Г1ора-Хажи Ма1и, были еще два брата Гуцру, Окку и две сестры Мички Далиг1а. У  Г1ора-Хажи было два сына (один сын умер в младенчестве), а другого звали Ахмад - это мой дедушка", - рассказывал мне Мохмад.
На мой вопрос: "Как они появились на чеченской равнине?"- он рассказал следующую историю.
-"Амма и его сын  Шовхал спустились с гор в Гордали. Потом Шовхал пришел в Мелчхи вместе с тремя сыновьями. Все три сына жили в Мелчхи в одном доме. Потом когда у них появились  свои семьи, отец Кунта-Хаджи - Киши, перебрался в местечко Ази-дукь ("Азин хребет"),  что в Мелчхи, а Ма1а остался во дворе отца.  В Элисхан-Юрте есть место называемое "Гайран-Корт" там жил некий человек по имени Элис, который занимался лошадьми и вел свое хозяйство. Киши переселился ближе к нему. В Мелчхи не было холодной воды были только теплые воды, что не способствовало разведению скота, а на месте где жил Элис пресной воды было много. Вот так они стали потихоньку перебираться к Элис и так появилось село Элисхан-Юрт. Фактически все его жители  были выходцами из селения Мелчхи и это село было заселено мелчхинцами, в том числе и г1умхоевцами и близкими им по родству чеченскими тайпами. В те времена землями мелчхинцев были: Новогрозный (Ойсхар), Бачи Юрт по границе села, Майратуп по границе села, Гумсе (Гудермес) по краю села, Азамат-Юрт.  Все эти земли были  мелчхинцев большая часть из которых состовляли г1умхоевцы. Но мелчхинцы стали покидать эти места во время мора, который пришел туда дважды.  Последний раз это было в 1913 году. Многие мелчхинцы и представители нашего рода г1умхой тогда просто умерли от болезней. Как рассказывал мой отец, в то время люди  умирали падая как осенью листья с деревьев. В те времена многие г1умхоевцы покинули эти земли, в том числе и наши предки. Из дома  Киши в Мелчхи остались только Ма1а и его дети"- сказал Мохмад.
Что бы внести ясность в родословную я вновь задал вопрос о родственных связях его предков с Кунта-Хаджи. На что мне Мохмад ответил: "Ма1а сын Баци (брат Киши)  был двоюродным братом  Кунта-Хаджи. Они дети двух братьев: Кеши, Баца. Был еще третий брат Били. Информация о его потомках затерялась они вроде бы осели где-то в Хасавюрте",- рассказал мне Мохмад, подтверждая все то, что я когда-то слышал от своего дедушки Халида.
Вглядываясь в горы Чеберлоя окружавшие зеленую гладь горного озера Кезеной Ам, я пытался сопоставить эти рассказы и предания моих предков. В общем все совпадало кроме некоторых деталей. Имена некоторых предков произносились по разному. К примеру, история того,  которого Мохмад называл "Били" совпадает с историей о Бебейтаре о котором рассказывал мой дедушка Халид, правда он говорил, что он был братом Аммы, но это и не мудрено. Ведь у чеченцев существует феномен двойных имен, когда человек носит одно официальное, а другое не официальное имя. Одно для власти, другое для домашних и друзей, к тому же есть традиция и уменьшительно ласкательных имен, которыми нарекают своих детей родители, а также имен которые дают снохи. Так легко имя Бебейтар могло стать Били. К примеру, я по паспорту являюсь Исламом, а мое второе имя для родственников Шахбулат, а называют меня все "уменьшительно ласкательным" Шах. Вот так и могли возникнуть некоторые расхождения в именах предков. Как к примеру Ма1а в моей родословной значится как Ма1аз или Ма1аж, если конечно речь идет об одном и том же человеке. Но это еще не конец моего исследования и многие вещи еще следует выяснить и уточнить. Ну, а пока, на этом поставлю точку в рассказе о нашем путешествии по стопам предков Кунта-Хаджи Кишиева к зиярату (мавзолею) Умар-Хаджи Андийского.
В заключении лишь хочется сказать, что как гласит библейская мудрость: "Хорошее семя, дает хорошие всходы, а плохое плохие". Так и Кунта-Хаджи по некоторым данным восходящий к роду Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) "курайшитам", дало хорошие плоды. Он своими проповедями не только смог остановить кровопролитную Кавказскую войну, но и навсегда сблизил и породнил многие народы Кавказа между собой. Это родство связано как кровными узами, так и узами вирда - суфийского братства, что дает свои плоды и в современную эпоху. И не случайно, что человек поставивший точку в двух чеченских военных компаниях Ахмат-Хаджи Кадыров является приверженцем именно учения Кунта-Хаджи Кишиева. И даже, по некоторым предвниям, возможно имеет с ним некие родственные связи, дело и учение которого о мире между Чечней и Россией дало свои хорошие плоды как в эпоху Большой Кавказкой Войны под предводительством Имама Шамиля, так и в нашу эпоху. И это учение сына Киши будет являться хорошим залогом дружбы и братства на долгие годы, принося еще больше хороших плодов всем народам России. 
Ислам Сайдаев
17-25 июля 2022 г.