О времени после Первой и перед Второй мировой

Вирджиния Домарк
     Отрывок

  Воспоминаия обычного парнишки

   В 1925 г. летом мне было поручено сопровождать бабушку на курорт в литовское местечко Тыркшли, где был очень хороший сосновый лес. Железная дорога из Либавы в Ригу шла частично по территории Литвы через городок Мажейки14. При проезде через Литву вагоны запирались – расстояние было небольшое. Мы сдедушкой сели в вагон, предназначенный для пассажиров, имевших визу на въезд в Литву. Виз у нас не было, но когда на литовской территории в вагон вошел литовский пограничник, дедушка отвел его в сторону, «поговорил» с ним, и мы беспрепятственно доехали до Мажейки. Была нанята подвода, и мы проехали 6 километров до Тыркшли15.Там мы поселились у хозяйки, у которой жило еще несколь-ко таких же курортников (точнее, курортниц). Каждый день я провожал бабушку в лес, и сам гулял там, ходил за покупками.Каждая курортница вела свое хозяйство. Я очень скучал по маме,по дому. В Литве я увидел настоящие еврейские местечки. Мною
возмущались за то, что я в Субботу нес с почты мамины письма и газеты, которые она мне присылала.
Вдруг в какое-то утро я проснулся и увидел, что на моей по-стели сидит мама. Какая это была радость! Она приехала вместе с дедушкой. Мама пошла со мной гулять, она бегала со мной и даже порвала юбку, которая была по тогдашней моде очень узкой.
Мама ведь была тогда совсем молодая – ей было всего 38,5 лет!Потом мы все поехали в местечко Сяды16 – бабушкину родину.Там было много родственников и молодых родственниц, но нравы были еще строже, чем в Тыркшли. Перед Субботой все очищали свои карманы – ведь в Субботу нельзя ничего носить! Я думаю,
что многие из них погибли во время немецкой оккупации.