Человек уходит от природы

Виктор Шулепов
ЧЕЛОВЕК   УХОДИТ   ОТ    ПРИРОДЫ 
    За последние несколько столетий человечество достигло таких успехов, что          потеряло чувство зависимости от природы и, особенно, от живой природы. Потеряв чувство ответственности перед природой на своей планете, человек устремился в космос, что ещё больше разоряет свою планету. Всё ли делает человек, чтобы создать наиболее благоприятные условия жизни для себя на своей планете. Рассмотрим одно из больших успехов человека -  развитие научно- технического прогресса.

     Народная мудрость «сытый голодному - не товарищ»  отражает диалектику развития общества. Сытый человек удовлетворён в своих биологических потребностях. Товарищеские отношения это уже социальные потребности, более разносторонние, чем удовлетворение голода. В животном мире достаточно удовлетворения биологических потребностей, благодаря чему и существует живая природа. В обществе человека «голодные» были и будут всегда, как отражение борьбы за существование. Общество человека вышло из животного мира, благодаря появлению и развитию социальных потребностей. О социальных потребностях сказано в нашей статье «Социальное существо человека».
 
     Человечество постоянно меняется, и главным показателем его изменений является увеличение численности населения планеты. Кроме того, научно – технический прогресс вносит существенный  вклад в отчуждение человека от живой природы.

     Сегодня мы не думаем об изначальных сущностях нашей жизни, потому что очень  далеко ушли от живой природы. Но  в реальной жизни мы это наблюдаем. Возьмём понятие демократии, которое стало «отмычкой» к любому социальному противоречию внутри общества и «острым орудием» в отношениях между обществами. Демократия буквально означает «власть народа», но любая  власть имеет свою иерархию, т.е. структуру и взаимоотношения между элементами структуры. В любой управленческой структуре кто – то кому-то подчиняется, т.е. всегда можно выделить «сытых» и «голодных». Таким образом, демократия как форма власти в обществе не является свободной от социального порока - «сытый  голодного не разумеет». Политики – профессионалы живут за чужой счёт (бюджетные средства), поэтому объективно являются «сытыми». Сытость порождает отчуждение от физического труда, что противоречит происхождению человека. Это объективное противоречие вскрыто  и обосновано марксистской теорией развития общества. Можно подтвердить это историей каждого общества.

      Научно – технический прогресс во многих случаях повысил возможности человека  в удовлетворении потребностей,  но наличие «сытых и голодных» остаётся и рождает свои противоречия. Научно – технический прогресс не развивается автоматически, а продвигается трудом людей, находящихся на разных социальных ступенях. И тут следует вспомнить об этических проявлениях в обществе индивидуализма и коллективизма. Сытость зарождает индивидуализм  в отношениях между людьми как гарантию быть сытым и дальше. Голодный человек склонен к объединению своих усилий с другими «голодными», что позволяет преодолеть трудности для утоления голода. Таким образом, коллективизм свойственен людям в чём – то нуждающимся. Сегодня общественное сознание во многом формируется средствами  массовой информации, в том числе, о степени удовлетворения потребностей. При капитализме в обществе порождаются только отношения индивидуализма. Социализм как общественный строй в Советском Союзе, в Китайской Народной республике показал  реальность культивирования в обществе отношений  коллективизма.

      Развитие научно- технического прогресса способствует удовлетворению социальных  потребностей всё большего количества членов общества. Например, сегодня многие имеют возможность иметь легковой автомобиль. Иностранный туризм тоже входит в моду. Это не исключает постоянного возникновения противоречий в обществе, поскольку разнообразие запросов не может быть удовлетворено полностью никаким прогрессом. Увеличение количества «сытых» в каждом обществе происходит реально. Увеличение количества «голодных» также реально, и увеличивается в связи с ростом общей численности населения  в каждом обществе. Это увеличивает важность соотношения тенденций индивидуализма и коллективизма в обществе.

      Прослеживается связь между развитием научно – технического прогресса и индивидуализацией общества. Это можно наблюдать на примере США в истории ХХ-го века. Единственным и реальным ограничением  прогресса является конечность природных ресурсов на планете. Сегодня эту проблему изучает наука экология. За события на Украине Запад сократил поставку природного газа из России. И сразу Европа почувствовала на себе ограниченность  энергоресурсов. Но запасы газа, нефти на планете конечны. Что дальше?

     В обществе коллективизма научно – технический прогресс также развивается, и направление его развития удовлетворяет потребности преимущественно «голодных». Это не устраивает устремления «сытых», что вызывает новые противоречия в обществе. Подобные противоречия были одной из причин распада Советского Союза. Коллективизм в экономике СССР  отстал от индивидуализма Запада. За 30 лет индивидуализм в экономике России так и не укрепился. Сегодня в России всё более разговоров о необходимости плановой экономики.

     Сегодня интенсивный научно – технический прогресс обеспечил всеобщую информированность всех обо всём.  Информация о текущих событиях стала всеобщей потребностью и удовлетворяет практически всех. Доступность международного туризма для многих увеличила взаимную информированность личной наглядностью. Всё это породило новое общественное явление, которое мы называем стихийным коллективизмом. Наглядное проявление этого явления мы видим  в массовости всевозможных уличных манифестаций. Интернет позволяет призвать на манифестацию любое количество участников в кратчайшее время. Это явное проявление стихийного коллективизма. Дальнейшее проявление этого явления трудно предвидеть.

      В целом человечество выходит на этап выбора  дальнейшего пути существования для сохранения в человеке «человечности», сохранения в обществе гуманистических  отношений. Дальнейшее существование требует регулирования мировой экономики, но «скрытое» мировое правительство в этом пока себя не проявляет. Индивидуализм в масштабе общества, как правило,  приводит к войне с соседями. Индивидуализм в масштабе человечества может  привести самоуничтожению человека. Сделаем некоторые выводы из вышесказанного.

     1. О третьей мировой войне, Запада против России, сегодня говорят многие политологи и журналисты. Фактически началось отключение экономики России от мировой экономики. Наглядным проявлением  этой войны является милитаризация и нацификация Украины. Это уже проявление индивидуализма в мировом масштабе. Россия противодействует этому специальной военной операцией.

     2. Научно – технический прогресс успешно продвигается человеком, но это вступает      в противоречие с возможностями природы: ограниченность природных ресурсов, загрязнение атмосферного воздуха, водоёмов, сокращение животного мира. Человек не должен забывать, что он создание живой природы. Удаляться от неё нельзя для тела и психики человека.

     3. Человечество уже не может сдерживать научно – технический прогресс, который стимулирует индивидуализм как образ жизни. Индивидуализм перерождает человека, подавляет его гуманистические начала. Поэтому назрела необходимость перевода экономики каждого общества на плановые, коллективистские условия для гарантии жизни общества в ограниченных возможностях природы.

     4. В условиях выбора человечеством дальнейшего пути развития важным является возможность одинакового развития разных национальностей в многонациональных обществах. Этот многоплановый вопрос требует глубокого  обсуждения, в том числе, авторами на страницах «Проза.ру».
Шулепов В.Г., август, 2022г.
г. Калининград