Шаг над бездной. 24 глава

Баширова Шаира
     - Что же ты молчишь, Зайнаб? Скажи что-нибудь... - шёпотом спросил Эркин, поглядывая на педагога, который рассказывал о хромосомах, их движении и соединениях, тыкая указкой в схему на доске.
     - Я не знаю... мама ничего мне не говорит, мне очень страшно, - не поднимая головы, прошептала в ответ Зайнаб.
     Когда пара закончилась, Эркин вышел с Зайнаб во двор из учебного корпуса, небо заволокло тучами, но дождя ещё не было.
     - Давай заранее не будет волноваться, нужно ждать решения Машкуры опы. А может мне с Анваром поговорить? - спросил Эркин, словно его осенила правильная мысль.
     Зайнаб испуганно взглянула на него, хотя девушка и была старше брата почти на два года, но для неё Анвар был неким авторитетом, как единственный мужчина в семье.
     - Нет, что Вы! Не надо! Анвар может подумать, что это я Вас попросила, - воскликнула Зайнаб.
     Эркин растерянно оглянулся вокруг, вдруг посмотрев в сторону ворот, он с удивлением воскликнул:
     - Мумин? А он что тут делает? Может что-то случилось... может с мамой? Утром всё было хорошо... Мумин? Иди сюда! - крикнул Эркин, махнув рукой своему соседу, которого считал братом.
     Правда, в последнее время, после ухода Карины, отношения между ними и вообще соседями, стали более холодными и посещения друг друга стали редкими. Мумин подошёл ближе и пожал протянутую руку Эркина.
     - Что случилось? Или же с мамой опять плохо? - нетерпеливо спросил Эркин.
     - А, нет! Мехри опа здорова, слава Аллаху, - не торопясь говорить, зачем он пришёл, ответил Мумин.
     - Слава Аллаху... тогда что ты тут делаешь? Мумин, говори, не видишь, что я тревожусь? - воскликнул Эркин.
     Мне Карина нужна... ей из Ленинграда письмо пришло, - помедлив, наконец ответил Мумин.
     - Письмо? От кого? У неё же нет никого... - Эркин был удивлён и растерян.
     - Мы тоже так думали. Ты же русский язык хорошо знаешь, верно? Сам знаешь, в разные точках, по всему Советскому союзу, организованы поисковые отряды, все ищут своих близких. На вот, смотри сам, но это письмо не от таких лиц, это письмо от матери Карины, - ответил Мумин.
     Эркин был ошарашен такой новостью. Насколько он знал, мать Карины и младший её брат погибли в крушении поезда, когда немцы разбомбили состав, на котором они ехали в Ташкент. Зайнаб отошла в сторону, чтобы не мешать мужчинам разговаривать. Она стояла возле пустого фонтана и думала о своём, с мрачным лицом поглядывая по сторонам.
     - Карина? Иди сюда! - крикнул Эркин, увидев её в группе девушек, рядом со Славой, выходящих из учебного корпуса.
     О том, что это Карина попросила Славу спровоцировать оскорбление Зайнаб, Эркин никому говорить не стал, даже Зайнаб. Им ещё учиться долгих шесть лет, Эркин подумал, что не стоит портить отношения с одногруппниками. Карина подошла ближе, она была удивлена, увидев Мумина. А он смотрел на неё с тоской и грустью, понимая, что влюбился он не в ту девушку и она никогда не станет его женой.
     - Мумин акя? Вы? Что случилось? Зухра опа здорова? Как Батыр акя? - с волнением спросила Карина.
     - Все здоровы, слава Аллаху! Я письмо тебе принёс, из Ленинграда, на вот, держи, - сказал Мумин, протягивая конверт Карине.
     Она испуганно, не торопясь взяла конверт и с недоумением взглянула на парней. Потом отошла к скамейке и села. Разорвав конверт, Карина вытащила письмо и развернула его. Читая письмо, Карина сначала побелела, как лист бумаги, что держала в руках, потом заплакала и вскочив с места, подбежала к Мумину и крепко обняла его.
     - Господи! Радость-то какая! Моя мамочка жива! Она пишет, что её нашли среди раненых и отправили в госпиталь, потом почему-то переправили в Целиноград, она долго и много писала, искала брата и меня. Ей ответили, что её сын был среди погибших, мама ездила на его могилу, правда, там похоронили многих, в общей могиле... Господи, поверить не могу. Мама решила, что я, оставшись одна, вернулась в Ленинград. После того, как блокаду сняли, она поехала туда и там меня искала. Потом только догадалась искать меня в Ташкенте. Я должна поехать в Ленинград... меня моя мама ждёт... но она не знает, жива я или нет. Но письмо обращено именно ко мне, мама пишет, если я жива, она ждёт меня в нашем доме, представляете? Радость какая! Поверить не могу! Ведь все эти годы, я ночами плакала и по брату, и по маме, и по отцу, - говорила Карина, не переставая плакать.
     Мумин застыл, когда она его обняла, на что сама Карина и внимания не обратила, ей было не до него.
     - Да, конечно... нужно ехать... давай подумаем, нужны деньги на билет в Ленинград, так... после занятий поедем к нам, мы с Мумином проводим тебя на поезд. Но... что будет с твоей учёбой? - вдруг спросил Эркин, глядя на Карину.
     - Я не знаю... нужно в деканат зайти, ведь до сессии ещё почти два месяца, если и правда моя мама жива... наверное, буду переводиться в Ленинградский медицинский институт... что же делать? - произнесла Карина, растерянно глядя на ребят.
     - Сейчас пара, после занятий и зайдём в деканат... но такие вопросы, наверное, ректор решает, - ответил Эркин.
     - Я не усижу на занятиях,  неужели Вы не понимаете? Я не смогу! - взволнованно воскликнула Карина.
     - Тогда иди к ректору, покажи письмо и попроси... а что ты попросишь? Ну... разрешение уехать, если в Ленинграде получится договориться с медицинским институтом, тогда... чёрт, если ты сразу заберёшь документы отсюда, а там тебе откажут... хотя, не должны отказать, наверное... - Эркин был в замешательстве, ведь на него смотрели и Карина, и Мумин, словно он знал ответы на все вопросы.
     - Прости, у нас занятия, а ты сходи к ректору, он не откажет, когда увидит письмо. Не советую забирать документы, в крайнем случае, можно же вернуться за ними. Зайнаб? Ну чего ты задумалась? Пошли, пара начинается. Мумин, ты домой? У меня ещё две пары, - позвал Эркин, обернувшись к Зайнаб и взглянув на Мумина.
     Зайнаб всё это время задумавшись сидела на скамье. Ведь она не знала, что ждёт её впереди, но понимала, всё зависит от слова матери, которой Зайнаб не смогла бы перечить, как мама решит, так и будет. Зайнаб передумала разные варианты, видя себя и в Маргелане, с совершенно не знакомыми ей людьми. Её охватила тоска. Потом она взглянула на Эркина, подумав, как было бы хорошо, если бы брат и мама согласились на предложение Эркина. Зайнаб невольно улыбнулась, хотя в глазах сверкали слёзы. Она молча встала и пошла следом за Эркином, когда Карина её окликнула. Эркин, обернувшись, напрягся.
     - Зайнаб... я кажется, уезжаю и уезжаю навсегда... хочу попросить у тебя прощения. Это я попросила Славу, чтобы он тебя... чтобы он опорочил тебя перед Эркином, прости... я ведь думала, что... неважно, если сможешь, прости. Я пойду, - произнесла Карина, не смея смотреть в глаза Зайнаб, которая вообще ничего не понимая, застыла от её слов.
     Развернувшись, Карина быстро ушла в сторону административного здания. Эркин, потянув Зайнаб за руку, увёл её к двери учебного корпуса, куда заходили и другие студенты. Мумину пришлось уйти домой.
     - Я ничего не поняла... что она сказала? - в недоумении спросила Зайнаб.
     - Ничего, забудь. Видимо, Карина уезжает и скорее всего, навсегда, - ответил Эркин, поднимаясь на второй этаж по парадной лестнице, с массивными, деревянными перилами.
     Когда закончилась и вторая пара, Слава подошёл к Эркину, с ним рядом стояла Зайнаб, которая тут же спряталась за спину Эркина.
     - Карины не было на паре, что происходит? Может ты знаешь? - спросил Слава.
     - Карина получила письмо от матери, из Ленинграда. Думаю, она уедет к ней и останется там, в Ленинграде, - ответил Эркин, обернувшись к Зайнаб.
     Слава был растерян, понимая, что теряет Карину, а ведь он думал, что они вместе закончат институт и она согласится выйти за него замуж. Выйдя во двор, Слава огляделся, не зная, где искать Карину, потом медленно побрёл к воротам. Карина, между тем, зашла к ректору и показав ему письмо, сказала, что ей нужно уехать в Ленинград.
     - Я думала, что моя мама погибла вместе с братом, а оказывается, в ту ужасную ночь она выжила. Теперь я не знаю, если уеду в Ленинград, а вдруг там меня не примут в медицинский? Хамид Закирович, что мне делать? - спросила Карина.
     - Вам не могут отказать, учитывая, что произошло с Вами и как Вы оказались в Ташкенте. Вас должны принять. Тем более, Вы учитесь в одном из самых престижных медицинских вузов во всей Средней Азии. Я напишу рекомендательное письмо ректору медицинского института в Ленинграде. Ректором является Юлия Ароновна Менделеева, советский педиатр, гигиенист, профессор, доктор наук, преподаватель. Она прекрасная женщина, уверен, Юлия Ароновна Вам не откажет, - ответил Хамид Закирович, взяв чистый лист бумаги и поднявшись со своего кресла из-за стола.
     - Пойдёмте со мной. Замира, напечатайте рекомендательное письмо от нашего института и лично от меня, с просьбой к ректору медицинского института города Ленинграда, - выйдя в приёмную, сказал Хамид Закирович, обращаясь к своей секретарше и протягивая ей чистый лист бумаги.
     Замира удивилась, что он вынес бумагу, у неё на столе, рядом с печатной машинкой, лежала целая пачка таких же листов. Но ничего не сказав, она взяла из его рук бумагу и села печатать. Хамид Закирович вернулся в свой кабинет, бросив на ходу, что ждёт бумагу на подпись и печать. Замира спросила данные Карины и напечатав рекомендательное письмо от имени института и в частности, обращение ректора ТашМИ к ректору медицинского института города Ленинграда, перечитала его.
     - Ну... пошли к ректору, - встав из-за стола, сказала Замира, постучавшись в дверь кабинета.
     Хамид Закирович перечитал бумагу, подписал её и поставил две печати с разными оттисками. Карина, поблагодарив его и Замиру, вышла из приёмной, оттуда во двор, решив поехать к Зухре и Батыру, попрощаться с ними, поблагодарить за всё, попрощаться и с Мехри опа и Шакиром акя, с Гули, с которой они дружили столько лет.
     Эркин вместе с Зайнаб вышли с последней пары во двор. Многие студенты отправились в столовую, ведь многие жили в общежитии, а в столовой можно было сытно и дёшево поесть.
     - Я есть хочу! Пошли и мы в столовую, - заявил Эркин.
     Зайнаб остановилась, домой идти ей не хотелось, ей было страшно. Но мама сказала прийти пораньше, а время было два часа. Эркин обернулся.
     - Ты чего встала? - спросил он, недоумевая.
     Он видел, что у девушки нет настроения, что она подавлена и напугана.
     - Хочешь, я с тобой к Вам пойду? - участливо спросил Эркин.
     - Нет! - испуганно воскликнула Зайнаб.
     Потом, смутившись, покачала головой.
     - Нет, прошу Вас... я сама должна идти, меня мама ждёт, - ответила Зайнаб, медленно разворачиваясь и собираясь уйти.
     - Думаешь, я спокойно смогу поехать домой, не зная, что с тобой будет дальше? Будь что будет! Анвар наверное дома? Он же в полночь со смены пришёл, верно? Значит сегодня выйдет на работу в ночь, в третью смену. Я сам с ним поговорю, нужно будет и с мамой твоей. Я не допущу, чтобы вся твоя жизнь пошла наперекосяк! Ты можешь не выходить за меня замуж, да и рано сейчас об этом думать, нам учёбу закончить надо, но закончить институт, ты непременно должна! Это твое будущее! Сделаем так... ты поезжай одна, мне нужно одно дело сделать, я приеду через час, будто ты не знаешь об этом, хорошо? - сказал Эркин и по мере того, как он говорил, лицо Зайнаб менялось несколько раз.
     Но кивнув головой, девушка быстро пошла в сторону выхода со двора территории ТашМИ. Эркин был удивлён, не понимая, почему она даже не ответила, но ему нужно было поговорить насчёт работы. Он был готов работать в любом отделении, лишь бы платили. Эркин уверенно зашагал к административному корпусу. К декану с таким вопросом он заходить не стал, а прошёл в отдел кадров, будучи уверенным, что насчёт работы знают именно они. Но к его удивлению, женщина, которая сидела в кабинете, ему сказала, что договариваться насчёт работы санитаром, он должен в отделениях, с заведующими.
     - Они знают, сколько работников у них в отделении и нужны ли ещё, - ответила русская женщина, средних лет, с крашенными кудряшками.
     В какое именно отделение нужны санитары, Эркин у неё спрашивать не стал. Ему придётся пройти по всем отделениям, а на это уйдёт часа два, а то и больше. Тяжело вздохнув, он пошёл в сторону отделения лицевой хирургии, в конце двора, решив начать оттуда. Там ему ответили, что штат санитаров и даже уборщиков по двору и в подвале полный и работники им не требуются.
     - Тем более, Вы студент, а значит сможете работать только полдня, верно? - спросила женщина.
     - Ну да, учёбу я пропускать не буду, - ответил Эркин.
     - Многие студенты работают, молодой человек, но не в ТашМИ. Лучше на железной дороге, на товарном дворе грузчиком или в магазине, лучше в овощном, тоже по договорённости можно работать, после учёбы, - ответила женщина.
     Поблагодарив её, Эркин вышел из отделения и направился через весь двор на улицу. Заходить в другие отделения, смысла не было, там ему ответят то же самое.
     - Может с Мумином поговорить или с Батыр акя... они же на железной дороге работают, не думал, что так трудно будет устроиться на работу. Хотя... кому нужны работники на полдня, да ещё не с утра? - говоря сам с собой и выходя на улицу, Эркин тяжело вздохнул, он был озадачен.
     Но поехать к дому Зайнаб, он не раздумал, решив с Батыром или Мумином поговорить вечером. Сев в трамвай, он поехал к девушке домой. Настроения не было, тяжёлые мысли овладели парнем, ещё и есть хотелось. На Кукче он вышел, начался дождь и перейдя дорогу, Эркин пошёл к махалле, в которой жила Зайнаб. Тропинка была в грязи от дождя, Эркин, перепрыгивая на более сухие места, прошёл к дому Зайнаб. Эркин не знал, что там произойдёт, что он скажет её матери и брату, но уверенно шагал по улице.
     А когда он подошёл к калитке, она была приоткрыта и Эркин услышал голоса. Он прислушался к ним и с беспокойством напрягся, не решаясь просто зайти во двор.