Грэм Хэнкок изучает сверхъестественное

Юрий Язовских
Грэм Хэнкок. «Сверхъестественное. Боги и демоны эволюции».


В оригинале книга Хэнкока называется «Сверхъестественное: Встреча с древними учителями человечества». Это название более соответствует содержанию, чем придуманное издательством «Эксмо», которое выпустило эту книгу.

Грэм Хэнкок – человек серьезный, несмотря на разные сомнительные темы, которые становятся предметом его научного интереса, включая ту, с которой он знакомит читателей в этой книге. Академические ученые шарахаются от «сверхъестественных» вопросов как черт от ладана, но это не означает, что гипотезы и выводы Хэнкока не представляют никакого научного интереса. Скорее этот факт говорит о состоянии современной науки, которая игнорирует все, что не может объяснить. Не может и не пытается.

Нужно сразу предупредить, что эта толстенная книга Хэнкока поначалу не сильно увлекает. Автор долго и подробно рассказывает о загадочном творчестве доисторических художников, которые расписывали пещеры Европы и Африки странными картинками, где фигурировали люди, животные, химеры, зверолюди и чудовища. И хотя пещерные росписи действительно часто выглядят загадочными и необъяснимыми, что в них может быть сверхъестественного? Чуть позже Хэнкок дает объяснение, после чего книга сразу становится гораздо увлекательнее.

Автор придерживается концепции Дэвида Льюиса-Вильямса, что загадочные рисунки на стенах пещер непосредственно связаны с шаманскими практиками древних людей. Поскольку росписи на стенах пещер поразительно похожи на видения современных шаманов, которые они испытывают в состоянии транса, а также тех людей, которые употребляют некоторые галлюциногены (вроде аяуаски), то логично сделать вывод, что и творчество древних художников было вызвано сходными практиками.   Если древний человек испытывал то, что сегодня называют «галлюцинациями», нетрудно предположить, что ему хотелось поделиться с окружающими тем, что он увидел. Именно так поступают и современные люди, которые практикуют употребление галлюциногенов.

Все рассказанное Хэнкоком в первой трети книги на самом деле было затравкой к его основной теме. Его интересует фундаментальная научная проблема: то, что видят люди в состоянии транса (измененного состояния сознания) – это их личные «глюки» или они попадают в иную «реальность», невидимую для большинства людей ?

Для официальной науки здесь никакой проблемы нет. Современную науку волнует то, что происходит в звездной системе Альфа Центавра, а «мир духов», находящийся рядом с нами, ученые предпочитают не замечать. Все это для официальной науки выдумки или галлюцинации.

Но Хэнкок так не считает. Он не останавливается на сопоставлении картин древних художников и видений современных шаманов с любителями аяуаски, а идет гораздо дальше. Хэнкок обратил внимание, что между видениями в состоянии транса и рассказами тех людей, кого якобы похищали инопланетяне, существует множество параллелей. Никуда не торопясь, автор вполне убедительно доказывает, что и те, и другие сталкиваются с одним и тем же феноменом, который носит вполне объективный характер!

И действительно: если множество древних художников, шаманы в состоянии транса и «похищенные инопланетянами» видят примерно одно и то же, значит это не их индивидуальные «глюки», не субъективные видения, порожденные исключительно их мозгом. Данные факты свидетельствуют в пользу гипотезы, что существует некая реальность (мир), скрытая от большинства людей, чьи органы чувств в обычном состоянии не могут преодолеть границы нашего мира. Но когда человеческий мозг изменяет свою обычную работу под воздействием галлюциногенов и иных средств по изменению сознания (например, длительного танца), то человек получает возможность увидеть скрытую от нас «реальность».

Более того – забытые ныне истории о феях и прочих эльфах, которые были характерны для средневековой Европы, по Хэнкоку являются порождением того же феномена. Просто в далеком прошлом европейцы не имели никакого понятия о летающих тарелках (хотя какие-то загадочные диски в небе видели) и инопланетянах, поэтому средневековые люди не рассказывали о том, что их похищают инопланетяне.
Считалось, что похищенных уводят феи, которых очевидцы иногда встречали в нашем мире (в этих случаях люди нередко наблюдали так называемый «танец фей»). После того как в 20 веке появился культурный феномен «летающих тарелок», людей стали похищать исключительно инопланетяне, а про фей подзабыли. Но по Хэнкоку феи и «инопланетяне» - порождения одной и той же потусторонней (сверхъестественной) реальности.

Почему в названии книги говорится о «встрече с древними учителями человечества»? Автор полагает, что те существа, которых люди встречают в иной реальности, дают им новые знания (но не всем людям и не всегда). Шаман потому и считается шаманом, что он знает и умеет больше, чем члены его племени. Сами шаманы утверждают, что эти знания и умения они получают от своих таинственных учителей, в состоянии транса.

В заключительной части работы автор весьма убедительно рассказывает о связи различных религий со «сверхъестественными» контактами людей с существами из иной «реальности».

 И действительно, если посмотреть на деятельность многих основателей религий, их «апостолов» или известные религиозные события без предубеждений, то мы столкнемся с точно такими же загадочными феноменами. Иисус был рожден от связи земной женщины и некоего существа из иной «реальности», множество религиозных деятелей беседовали с «ангелами» или непосредственно с «богом» (Моисей, Иезекииль, Павел, Мухаммед, Джозеф Смит), а были люди, которые встречались с «Девой Марией» (Жанна д ;Арк и многие другие). В ряде мест, где люди видели «Деву Марию» до сих пор функционируют популярные центры паломничества (Лурд, Нок, Фатима).

С трансовыми состояниями непосредственно были связаны Элевсинские мистерии в Древней Греции, где людям давали напиток на основе спорыньи, чтобы они впали в коллективный транс. В индуизме прямо в Ригведе открыто говорится о волшебном и «божественном» напитке сома, который, скорее всего, изготовлялся из мухомора. Религии майя и Древнего Египта оставили после себя массу артефактов (памятников) и текстов, по которым несложно установить их непосредственную связь с употреблением  галлюциногенов...

И под конец нельзя не сказать несколько слов на тему «пропаганды наркотиков». В стране, где запрещено все, включая честь, совесть и здравый смысл, галлюциногены тоже запрещены. В таких условиях темный читатель, подсевший на телевизор, вполне может счесть пропагандой наркотиков описания употребления Хэнкоком аяуаски или его рассказы о других галлюциногенах. Действительно, автор на себе испытал, что такое транс, после чего подробно рассказал в книге, как его достичь, и что он увидел в этом состоянии. Формально во всем этом можно увидеть пропаганду запрещенных веществ, но любой вменяемый человек не найдет в книге ничего подобного. Лично мне не показалась увлекательной идея употребить какую-то блевотину (аяуаску), вызывающую немедленное желание срочно от нее освободиться. Причем, выпить ее только ради того, чтобы увидеть в состоянии транса множество огромных змей, извивающихся рядом с тобой, или встретить в иной "реальности" гуманоидов, напоминающих насекомых, которые сделают тебе операцию на мозге…
 
К счастью, никому из нас не надо пичкать себя блевотиной. Все уже сделали до нас! Нашлись люди, которые неоднократно пили аяуаску, попадали в непонятную нам «реальность» и подробно ее описали. Из этих описаний ясно одно: лезть без особых причин в эту «реальность» не стоит! Ведь, если долго смотришь в бездну, то бездна начинает смотреть на тебя…  С другой стороны, если вы собрались в шаманы… Тогда, хочешь – не хочешь, но придется глотать разную гадость.