Обреченно пьем отраву тусклых мелочей

Хамзат Фаргиев
                ОБРЕЧЕННО «ПЬЕМ ОТРАВУ ТУСКЛЫХ МЕЛОЧЕЙ»

                Под разврат бессмысленных речей
                Человек тупеет, как скотина...
                Саша Черный

Первая русская революция 1905 - 1907 годов разгромлена и Российская империя, по мнению Саши Черного, превратилась в политическую психушку - «Желтый дом».1 Полицейщина самодержавия была настолько отвратна, что у сатирика и миллионов россиян она вызывала явное отторжение и нелестные отзывы. Как это не прискорбно звучит, но его сатира актуальна и приложима к современным реалиям России. В частности, поэт охарактеризовал свою и (!) нашу действительность следующими хлесткими словами:

От службы ... от прелой политики
Безмерно устали мозги.2

Эту усталость у поэта - сатирика, вызывает безмерно корыстолюбивая и властолюбивая политика самодержавия, алчно отрывающая от государственного пирога громадные куски, выделяя народу только крохи власти и собственности, ибо она равнодушна к тяготам жизни подавляющего большинства подданных. Например, по различным оценкам в 1901-1912 годах от голода и его последствий в царской России погибло около 8 миллионов человек.

Во-вторых, представление о нищенском существовании народа можно судить и по следующему примеру: 250 тыс. крестьян не имели ни коровы, ни лошади - единственной тягловой силы в крестьянском хозяйстве. А надежа и опора России император Николай II подарил своей сестрице Ирине на день рождения один миллион рублей. Представить себе масштаб денег того времени можно по следующей цифре: цена одной породистой коровы составляла четыре рубля. Таким образом, царь Николай II, «обделив» свою сестрицу подарком на день рождения, мог бы одарить 250 тыс. крестьян коровой. Подобных примеров можно привести огромное количество, но не имеет смысла, ибо и приведенных хватает для представления об уровне заботы заправил империи о своем народе.
 
Вдобавок к этим политическим и экономическим тяготам, аморальным уродствам, нравственную усталость у С. Черного вызывало и состояние дел в сфере его деятельности - словесности. В ней торжествовал моральный разброд и шатания, жалкие блуждания в дебрях никчемных, «мутных» тем, далеких от реалий жизни, от политических тягот и тяжко нищенского прозябания народа в ярме угнетения и узде жестокого принуждения к покорству.

Таким образом, С. Черный, рассуждая о литературной жизни империи, подчеркивает, оттеняет мерзопакости политических и экономический реалий в империи. В частности, поэт беспощадно и жестко описал литературную сторону жизни России:

Возьмешь ли книжку - муть и мразь:
Один кота хоронит,
Другой слюнит, разводит грязь
И сладострастно стонет...

Дополнительным фактором, подчеркивающим пакостную отвратность политических реалий и «мути и мрази» литературных блужданий, является и описание погоды. Она, по представлению С. Черного, накрывает, описанные им стороны жизни, покрывалом промозглой сырости, туманов и ветров:

Восемь месяцев зима, вместо фиников - морошка.
Холод, слизь, дожди и тьма - так и тянет из окошка
Брякнуть вниз о мостовую одичалой головой...

Отчего же у Саши Черного было так муторно и так слякотно на душе?!.. Что заставляло его описывать имперскую действительность подобным хлестким словом поэтической сатиры?.. Ответ ясен: ее реалии, двойственность политики, отказ от проведения кардинальных начинаний по изменению политического ландшафта в стране. Она вызывает у Саши Черного «тоску и бессилье гнева» и возмущение из-за того, что «постылых дней не счесть»:

Есть парламент, нет? Бог весть,
Я не знаю. Черти знают.
Вот тоска - я знаю - есть,
И бессилье гнева есть...
Люди ноют, разлагаются, дичают,
А постылых дней не счесть.

Вся данная отвратная политическая круговерть и литературная «мразь и муть» подвела поэта к весьма неутешительному выводу о состоянии души и разума россиян. Они, воочью и отчетливо тупея «под разврат бессмысленных речей», были вынуждены «пить отраву тусклых мелочей» как в политике, так и словесности:

Каждый день по ложке керосина
Пьем отраву тусклых мелочей...
Под разврат бессмысленных речей
Человек тупеет, как скотина...

Саша Черный с тоской взирает на политическую серость, литературную безликость и климатическую промозглость, в которой неустанно торжествуют «Гучковы, Дума, слякоть, тьма, морошка...» И он, «негодуя», вопрошает: «Что же дальше, Боже мой?!..» Невозможность дать четкий ответ на этот простой вопрос исторгает из его сердца трагические и горестные строки обреченности, влекущей на стезю политического самоубийства.

Влекут на сию стезю не строки сатирика, а политическая безмозглость и отстраненность власть имущих Российской империи от наставлений истории и отлученность от нравственных назиданий Священных Писаний, литературы и искусства. Они начисто лишены способности мыслить стратегически. А уж сие качество разума дало бы им возможность узреть грядущее Отечества, чтобы действовать в интересах его преобразования в лучшую сторону. Однако его не было и нет в помине, зато есть негодование «одичалой головы» с мыслями о политическом суициде и одна из версий проклятых вопросов:

...Так и тянет из окошка
Брякнуть вниз о мостовую одичалой головой...
Негодую, негодую... Что же дальше, Боже мой?!

Что будет дальше С. Черный в ту пору не знал. А будет оно чудовищно трагичным из-за Октябрьского переворота 1917 г. и Гражданской войны 1918 - 1920 гг. Эти события ввергнут страну в море крови и вышвырнут вон навеки за ее рубежи миллионы человек, в том числе и С. Черного. Он, совсем не ведая о трагедии, которую постигнет Родину, но все-таки надеясь на лучший исход из ее тягостных реалий, завершает свой сатирический выпад словом надежды на то, что народу удастся «обрести близкое, милое, кровное».

Но его надеждам и чаяниям, лелеемых им, не суждено будет сбыться. Ведь, если взглянуть взором духа, сердца и разума на реальность Российского государства конца XX - первой четверти XXI веков, нашему взору предстанет такой же жалкий политический шабаш и дебош чудовищного казнокрадства, коррупции и мздоимства что господствовал и при царизме. Также мы четко и с горестью слышим, видим и воспринимаем истину, изреченную С. Черным, о пропаганде «власть имущих и власть имущих», обращающей народ в быдло-люд, отнимая у него способность самостоятельно мыслить:

Под разврат бессмысленных речей
Человек тупеет, как скотина...

Именно поэтому современники, пребывают в тоске и горести от таких ужасающих совпадений и параллелей в истории России, как и в начале XX в. И они с печалью обреченности и ожидания неминуемых последствий разгула алчной, безмозглой и аморальной политики Российского государства, твердят вслед С. Черному:

Где наше - близкое, милое, кровное?
Где наше - свое, бесконечно любовное?

Хамзат Фаргиев

8 августа 2022

Примечания

1. Жёлтый дом - одно из названий психбольницы или психушки. В литературе России жёлтый цвет - это цвет сумасшествия.
2. Стихотворение «Жёлтый дом» полностью приведено после примечаний.

Карикатура, прикрепленная к статье, извлечена из сатирических журналов, возникших в России с началом Первой Русской революции в 1905 г. Она о свободе слова и собраний, от которой народ стремглав пытался унести ноги...

***

ЖЕЛТЫЙ ДОМ

Семья - ералаш, а знакомые - нытики,
Смешной карнавал мелюзги.
От службы, от дружбы, от прелой политики
Безмерно устали мозги.
Возьмешь ли книжку - муть и мразь:
Один кота хоронит,
Другой слюнит, разводит грязь
И сладострастно стонет...

Петр Великий, Петр Великий!
Ты один виновней всех:
Для чего на север дикий
Понесло тебя на грех?
Восемь месяцев зима, вместо фиников - морошка.
Холод, слизь, дожди и тьма - так и тянет из окошка
Брякнуть вниз о мостовую одичалой головой...
Негодую, негодую... Что же дальше, Боже мой?!

Каждый день по ложке керосина
Пьем отраву тусклых мелочей...
Под разврат бессмысленных речей
Человек тупеет, как скотина...

Есть парламент, нет? Бог весть,
Я не знаю. Черти знают.
Вот тоска - я знаю - есть,
И бессилье гнева есть...
Люди ноют, разлагаются, дичают,
А постылых дней не счесть.

Где наше - близкое, милое, кровное?
Где наше - свое, бесконечно любовное?
Гучковы, Дума, слякоть, тьма, морошка...
Мой близкий! Вас не тянет из окошка
Об мостовую брякнуть шалой головой?
Ведь тянет, правда?

1908