Спящие боги, гл. 73. Выбор

Владимир Пяцкий
ВЫБОР
Самосознание развивается благодаря принятию решений, то есть использованию ПРАВА ВЫБОРА.
Право выбора является преимуществом в любой ситуации, сколь бы болезненным и тяжёлым не был выбор. Важно понимать, что в потоке движения, которым является существование, не использование права выбора означает лишь одно – тягу к небытию, опасную, гнетущую, преисполненную отвращения и разрушительности. Систематический уход от сознательного использования права выбора развивает в личности апатию. Когда же апатия опустошает силы сознания, оно угасает.
Управление собственными действиями, речью и мышлением – великое благо. Будучи мудро использованным, оно, безусловно, способно привести к прекращению неведения и страдания.
Совершая нравственные выборы, мы формируем чувство «я», и его форма затем определяет наши пути в этом мире и мире грядущем. В зависимости от наших выборов, чувство «я» может быть наполнено мудрым или глупым содержанием, быть умелым или неумелым. У учёного человека место «я» займёт знание, у сострадательного – мудрость. Для сомневающихся людей  чувство «я» –  это страх, для алчных – деньги, для похотливых – сладострастное желание.
Но часто люди чувствуют себя слишком слабыми, чтобы управлять своими нравственными выборами. Что происходит в хозяйстве, владелец которого ещё слишком мал и несведущ для ведения дел? Его дела временно препоручаются для их ведения управляющему, который должен быть благонадёжным и доверенным человеком. Управляя, он одновременно помогает постичь науку хозяйствования самому владельцу. Кто в уме способен выполнять роль такого управляющего? Это доброжелательность. Суть доброжелательности по отношению к себе и другим Будда сформулировал в трёх положениях: "творить благое, не причинять вреда, очищать разум".
Приводимая ниже история случилась с моим двоюродным братом, когда он вместе с ещё одним сторожем дежурил на воротах промышленного комплекса. В обязанности сторожей входило открывать ворота перед каждой подъезжающей машиной, проводить досмотр и закрывать ворота вновь. Напарником моего двоюродного брата был сильно хромающий парень-инвалид, опирающийся на палку. Для инвалида проходки к воротам и обратно были трудны и утомительны, поскольку их нужно было делать быстро. Мой брат чувствовал, что не может возлагать на своего напарника равные по объёму обязанности и поэтому бегал к воротам сам, что весьма утомляло его. После смены он чувствовал себя выжатым и озлоблённым. В беседе со мной он рассказал, что возможности решения проблемы сводятся к следующим вариантам: 1) не выполнять обязанности инвалида, принуждая, тем самым последнего работать на равных; 2) обратиться к начальству за помощью в решении проблемы, что было равносильно жалобе на напарника-инвалида; 3) терпеть и накапливать усталость и злость; 4) добиваться собственного перевода на другую точку, возможно, с угрозой временно остаться без работы. Последний вариант показался моему брату меньшим из зол, и, как он заметил, даже если инвалида потом уволят, он продержится ещё какое-то время на работе, что даст ему дополнительные возможности поиска более подходящего для него места работы. Так мой брат и поступил, что позволило ему сохранить внутреннее равновесие в непростой ситуации.