Как стать востоковедом 3. Московские оккультисты

Горбунов Юрий Иванович
Юрий Горбунов


Часть 3. ЗНАКОМСТВО С МОСКОВСКИМИ ОККУЛЬТИСТАМИ.
———————————————————————————————————————————————
Из сборника «Как нелегко стать востоковедом».


В начале 1980-х я приехал в Москву из Крыма. Мне нужно было согласовать вопросы, связанные с изданием моей книги о Намибии в издательстве Академии наук.*

— Вы никогда не бывали на встречах руководства нашего издательства с читателями? — спросил меня редактор после длительного разговора в его кабинете в здании Института Востоковедения. Я ответил, что не бывал. — А не желаете побывать в воскресенье на такой встрече?
— С огромным удовольствием!

И он вручил мне пригласительный билет на эту встречу. Я поблагодарил его за подарок. В тот момент я и предположить не мог, что эта встреча станет судьбоносной, что та информация, которую я получу на ней радикально изменит мое мировоззрение.

***
Встреча с редакцией проводилась в одном из клубов крупного московского предприятия. После доклада об издательских планах редакции на следующий год от читателей к редакторам, сидевшим за столом на сцене, посыпались вопросы. Их вопросы поразили меня.

Прямо у меня за спиной на следующем ряду сидела группа чрезвычайно «отсталых», на мой взгляд, граждан. Все они интересовались в основном оккультными науками, магией, астрологией, эзотерикой.

Они спрашивали, почему в Советском Союзе не издаётся литература по теософии и Агни-йоге. Поразил меня их интерес к астрологии, «ветреной подруге астрономии».
Я понял, что эти люди имеют доступ к дореволюционным изданиям по оккультизму, что они всерьёз занимаются этими «ненаучными», как у нас считалось, дисциплинами. Меня это удивило. Зачем издавать книги по магии и оккультизму?! Кому они нужны подобная литература. Что такое каббала и магия я тогда себе не представлял. Не понимал я и политического смысла в издании подобной литературы до начала горбачевской «перестройки и гласности».

Я слышал как негромко кто-то из моих соседей с горечью проговорил:
— Видно, ещё Академия не созрела. Подождём...

***

Ну ладно оккультизм. А Рерихи — это что?! Это тоже мистика и магия!?
В годы перестройки, ещё до буржуазной контрреволюции, в России начался издательский бум. Многие частные издатели успели сделать состояние на выпуске оккультной литературы о черной магии и оккультизме. Они переиздали практически все. что было опубликовано по этой тематике до 1917 года, и затем приступили к переводам современной эзотерической литературы с иностранных языков. Не избалованная оккультизмом и теософией «самая читающая в мире советская публика» буквально сметала с прилавков эту литературу.
Запретный плод оказался сладким.

После изучения чудесной книги А. В. Клизовского «Миропонимание Новой Эпохи» я распродал часть своей домашней библиотеки, чтобы приобретать книги по Агни Йоге, теософии, оккультизму. Приносимые с базара книги по сравнительному религиоведению, парапсихологии, астрологии, оккультизму, кабале, а также первые сочинения Елены Петровны Блаватской, карты и литература по Таро вызвали во мне бурю восхищения премудростью их авторов, а также убедили меня в необходимости изучения всех этих новых для меня, востоковеда, — НАУК.

Увлечение теософией, сложность изучения «Разоблаченной Изида» Блаватской привели меня к поездке в Днепропетровск на конференцию, проводимую по решению Москвы и ЮНЕСКО. Признавая заслуги Блаватской и ее вклад в мировую науку и духовную культуру, ЮНЕСКО объявил 1991 год – Всемирным годом Е. П. Блаватской.

В Екатеринославе (Днепропетровске) она родилась в 1831 г. Я сфотографировал дом, в котором появилась на белый свет ПРАМАТЕРЬ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОСОФИИ. Позднее эти я дарил фотографии своим новым знакомым эзотерикам.­