Удивительный человек

Александр Тихонов 4
                Удивительный человек
   Он дважды подставлял меня, но мне почему-то его жалко. Он удивительный человек! Говорю так потому что хорошо знаю его, довольно тесно общался с ним. Я был не единожды сердит на него, но прощал. Он передо мной был просто рубаха-парень. Я знаю о нем многое из его рассказов и действий. Я даже стих о нем сочинил для него, который ему очень понравился. Подробный рассказ о нем наверняка бы занял не одну печатную страницу. С биографии этого человека можно написать не один захватывающий роман, о чем он просил меня не единожды. Несмотря на преклонный возраст (ему за восемьдесят) он так же деятелен, как и в былые времена, выглядит молодцом, хотя и носит под сердцем кардиостимулятор. Ему можно было бы позавидовать, но односельчане втихаря посмеиваются над ним называют его не очень-то лестными словами. Он же, видя и слыша это, воспринимает скрытые и открытые усмешки, шутя и утрируя над самим собой.
    Длинна и извилиста его трудовая биография. Он начинал с профессии комбайнера, быстро выбился в бригадиры тракторной бригады, окончил сельхозтехникум по специальности механика, потом институт по специальности агронома, был назначен сначала управляющим отделением, а потом и директором совхоза. Но за всю свою длительную и деятельную жизнь он выше должности директора совхоза не поднялся, сменив не один, не два и даже не три совхоза. И везде, по его словам, после его появления там, совхозная жизнь начинала бить ключом. Переводили его из совхоза в совхоз чаще не за развал совхозной, а за неуёмную натуру, за несоблюдение моральных и общественных норм поведения.  В советское время таких деятельных не выкидывали на помойку, ими пользовались, пользуются и сейчас.
   Он хвалился тем, что двенадцать раз был женат, говорил: «Вот если бы тринадцать, то стал бы святым и после смерти попал бы в рай». Активным он был человеком, активным является и сейчас. Он заявляет: «Я не могу быть без работы!».  Ему её предоставляют. Он то организует партию пенсионеров, то ездит по селам и деревням агитируя за кого-то или против кого-то, то возглавляет общественный совет при сельском совете, то является представителем по особым поручениям при районной администрации. Он ведет здоровый образ жизни, не пьёт, не курит, занимается скандинавской ходьбой, проходя в день расстояние до шести километров. Ну, не просто человек, а феномен какой-то! И руководство села и района пользуются его неуёмной натурой, и является он у чиновников, можно, сказать мальчиком на побегушках.
   Наверное, пора читателю узнать о ком идет рассказ. Это Владимир Викторович Гончаров проживающий в селе Идринском Красноярского края.
   На этот раз он организовал в районном селе местное отделение Народного фронта. Кто ему это дело поручил остается загадкой. Не мог он сам организовать всё правильно не зная Устава фронта. Кто его надоумил и помог, не знаю, говорят, что сам глава района. Едва ли это так, не мог глава района сам против себя поднять общественность. Но сила какая-то за этим стоит, не даром же об этом деятельном человеке заботятся высокопоставленные люди, обеспечили ему лечение в санатории на Тагарском озере. Теперь вот лечат в краевой больнице, где, по его словам, у него отдельная палата.
   Он затянул в эту группу и меня. Дело-то задумано благородное: защитить лес от китайцев, которые закупили наш лес на корню, рубят, пилят и увозят в Китай, в то время как наши местные переработчики прекратили свою деятельность из-за отсутствия кругляка. Как отказаться?! Они со Славским Валерием Владимировичем, зараженным той же идеей, приехали ко мне и, зная о моей связи с периодической печатью, попросили ознакомить общественность края с обстановкой, сложившейся в Идринском районе. Я согласился. Для ознакомления с обстановкой мы с Гончаровым проехали по селам, где работали пилорамы. Отсюда и родилась корреспонденция с обращением к губернатору, которая была опубликована в «Красноярском рабочем». Все это происходило в 2017-2018-ых годах.
                Сегодняшние дни.
   Мы тогда крепко поссорились и три года не общались. Но как говорят время лечит, и вот опять мы, можно сказать, дружим.
    Я заехал к другу по его просьбе на беседу. Он пожелал поведать мне свою трудовую биографию и попросил оформить её в газетную статью. Потихоньку захожу в ограду, слышу негромкую музыку, иду на звук. Вижу, под навесом сидит Владимир Викторович, накрытый пледом, на коленях радиоприемник негромко передает последние новости и лёгкую музыку. Владимир Викторович спит. Сажусь на скамейку напротив и наблюдаю несколько минут его сон. Потом трогаю за руку. Здороваемся, и он начинает рассказывать.
---- 18-го мая мне исполнится 86 лет, и вот решил я эти свои восемьдесят шесть обнародовать. В них много интересного для людей и прежде всего для меня: почитаю, вспомню,
----Да, вспомнить тебе есть что. – вставляю я свой комментарий. -  В них, однако, много поучительного и даже забавного.
---- Есть всякое!
---- Давай его сюда, пусть дети, внуки почитают, поучатся, - и я включаю диктофон.
---- Начну с воспоминаний об отце. Это он передал в наш род такую человеческую закваску, которой хватило мне, моим  детям, и внукам. Бродит она, кипит, поднимается, не даёт покоя ни душе, ни телу. Деда я не помню, считаю основателем династии Гончаровых отца, имевшего всего два класса образования, но проработавшего председателем колхоза в селе Кавказское Минусинского района тридцать лет.
     Рассказывает он об отце с такой теплотой и такими словами, что на глаза наворачиваются слёзы.
--- Родился папа 14-го октября 1913-го года, умер в 1979-ом едва ему исполнилось 66 лет. Про таких говорят человек-эпоха. Участник Великой Отечественной, ушел на фронт добровольцем, хотя имел бронь. Хозяйственник, успешный руководитель, крепкий семьянин. Благодаря таким, как мой папа, Виктор Иванович и поднялась Россия после такой жестокой и кровавой войны росла и крепла. Во всём и всегда он работал на совесть, не жалея ни сил, ни времени. Да ему и не привыкать было. С 14-ти лет после вступления в коммуну папа трудился с утра до позднего вечера, пахал, боронил, возил копны на ток. Когда подрос коммунары заметили смекалистого паренька и отправили на курсы полеводов. А после службы в армии папа возглавил колхоз. Строгий и справедливый он не терпел разгильдяйства, в то же время внимательно относился к нуждам колхозников, помогал каждому по мере возможности где материально, кому-то требовалась и моральная поддержка. При таком отношении руководителя рабочие старались показать результат. Не случайно колхоз развивался, увеличивалось поголовье скота.
--- Не обошла война стороной и нашу семью. Семья наша состоящая из мамы и четырех детей, младшему из которых не исполнилось и года, осталась без кормильца отца. А я, шестилетний парнишка остался за старшего. Папа, слава богу, благополучно прошел дорогами войны, воевал под Сталинградом, на Курской дуге, форсировал Днепр, освобождал Украину, Румынию, Болгарию. В 1945-ом вернулся домой и снова возглавил колхоз. В 1953 году колхоз вышел в миллионеры.
 --- Папа часто брал меня в поездки по хозяйству, и я на всю жизнь запомнил, как отец помогал тем, кто хорошо работал, но плохо жил, как папа внимательно относился к просьбам односельчан, старался вникнуть в ситуацию, оказать помощь. Я в своей дальнейшей работе и жизни старался следовать по стопам отца.
                По стопам отца
---- В 17 лет я уже работал комбайнером. В нашем отряде было шесть комбайнов «Сталинец-6». Каждое утро учетчик вывешивал результаты намолотов. Сводку посмотрю, я где-то на третьем ли четвертом месте. Меня это задевало, что не первый, поэтому старался работать больше. В первую осень я намолотил 4800 центнеров, во вторую 5600 и в третью 8600 и стал передовиком. Это чувство соперничества не раз помогало мне в дальнейшей жизни. Эти годы совпали с годами учебы в Минусинском техникуме механизации сельского хозяйства. Летом и зимой я учился, а осенью убирал хлеб. Заодно в техникуме я заимел первый разряд по боксу. Там был хороший тренер.
---- По окончании техникума меня назначили бригадиром тракторной бригады. Наша бригада вышла по выработке гектаров мягкой пахоты в передовые по Красноярскому краю в 1954-ом году. Я был отправлен на ВДНХ СССР где мне вручили медаль и наградили бригаду автомобилем ГАЗ АА, на котором мы выполняли хозработы.
---- 1956-ом году МТС были расформированы, вся техника передана в совхозы и организована Знаменская РТС, куда меня назначили главным инженером. Мы стали проводить техуходы тракторов прямо в поле, а сезонные и капитальные ремонты в РТС.
---- Далее по распоряжению крайкома КПСС я был назначен директором откормсовхоза с центральной усадьбой в Мёрзлой Салбе Краснотуранского района. Мы закупали молодняк в Идринском и Краснотуранском районах, откармливали и увозили или перегоняли «своим ходом» в Абакан, на мясокомбинат. Хозяйство стало образцово-показательным. К нам приезжали со всего края за опытом.
---- В 1970-м году меня избрали директором Тубинского совхоза, где я проработал до 1976-го года. Хозяйство тоже было образцово-показательным.
---- С 1976-го года по 1980-ый я проработал с заслуженным строителем Федяевым в одной строительной организации. Я работал в должности заведующего нефтебазой. Такая у меня было должность по штатному расписанию. Мы занимались строительством жилых и производственных объектов. И тут мы превысили свои полномочия, построили себе квартиры и коттеджи на берегу Енисея. Нашлись жалобщики и отправили петицию в Москву. Приехала комиссия, с нами разобрались и разогнали в разные стороны. Федяева отправили в Ермаковский район, меня на Таймыр. Таким было распоряжение крайкома.
---- А институт когда окончил?
---- В 1963-ем. Заочно по специальности ученый агроном.
---- И в 1981-ом ты улетел на Таймыр?
                Таймыр
---- Да. Таймыр – это моя гордость. Там я смог развернуться «во всей красе». 12 мая 1981-го года я приехал в поселок Носок и принял совхоз «Заря Таймыра» Целую неделю мы с первым секретарем Усть-Енисейского райкома КПСС ездили на двух вездеходах по оленеводческим бригадам.
--- Разобравшись с основными отраслями, я начал заниматься внутренними делами в поселке.  А в поселке была такая обстановка: маломощная электростанция, нет пилорамы, благоустройство запущено. Когда я проработал в совхозе 2 месяца, меня пригласили на совещание в окружное управление по сельскому хозяйству. Я сделал там доклад, где сказал, что поселку нужна более сильная электростанция в первую очередь.
---- При помощи Норильского ГМК мы построили здание новой электростанции. Из Украины, из города Николаевска доставили ДЭС – 300. И к ноябрю 1983-го года станция была запущена в работу. Это был большой праздник для посёлка Носок и всех жителей тундры. Электроэнергии стало хватать всем и на всё. Люди начали покупать домашние электроприборы и агрегаты. Была запущена пилорама, организованы бригады по вылову леса в Енисее. Началось строительство в поселке Носок и расширялись производственные объекты.  Построили дом быта, началось строительство жилья. За два года, 1984-1985 годы построили 10 четырехквартирных дома. Электричество стали подавать сутками. Для оленеводов стали строить передвижные оленеводческие балки. В поселке построили тротуары. В 1983 году в газете «Красноярский рабочий» была опубликована статья с фотографией под заголовком «Кирпич Гончарова», в которой говорилось о запрете ездить по поселку на тракторах. Всё шло отлично, но я опять «превысил» свои полномочия. Я менял рыбу на стройматериалы, и меня осудили на 6 лет.
---- Отсидел я в красноярской тюрьме 3 года. Не помогли и заслуги, а заслуги были немалые. Совхоз за 1983-85 годы был награжден переходящими знаменами за первые места.   
По Усть-Енисейскому району
По Таймырскому автономному округу
По АПО «Арктика»
По Красноярскому краю
По Российской Федерации
Все знамена были в кабинете директора совхоза. Посёлок был признан образцовым по округу. Помогло письмо жителей посёлка Носок в Москву с ходатайством об моём освобождении. Под петицией стояло 486 подписей. И пошло из Москвы в Красноярск распоряжение «Освободить!»
--- И отсидел я три года. Сел я весом 120 кг, а вышел весом в 70. За три тюремных года дрался неоднократно. Я же боксером был, никому не сдавал. В голове у меня пробоина, вот пощупай.
                Свобода
---- Освободился. Иду по Минусинску навстречу друг Федяев едет. Остановился: - Ты ли это Владимир Викторович?!
--- Я, - отвечаю. - Разговорились.
--- Пойдем ко мне в помощники, - предлагает он.
--- Мне же три года нельзя нигде работать.
--- Ерунда! Пойдем.
--- Пошел я к нему в агрофирму полномочным представителем в деревню Васильевка Идринского района. Сначала представителем потом директором, но поругались мы с ним и ушел я от него. Наверху вспомнили обо мне и заочно избрали директором Белоярского совхоза. В Белоярске я проработал с 1992-го года по 1996 –ой. а в 2000-ном я начал работать в родном селе  Кавказском. И опять меня избрали заочно директором СХПК Кавказское. В характеристике, выданной управлением сельского хозяйства Минусинского района говорится, что производство зерна в 2001-м году увеличилось по сравнению с 2000-м на 13%. Производство молока с  1782-х кг на фуражную корову до 2340 кг Привесы молодняка возросли на 120%. Требователен к себе и подчинённым. Отличается высокой трудоспособностью.
--- Но обстановка вокруг становилась всё хуже и хуже. Затраты не окупались. Мне эта свистопляска надоела, я сдал совхоз Гаврилову и уехал на Таймыр. Меня туда позвал Пальчин. Мы были с ним в восьмидесятых в хороших отношениях. Он был тогда уполномоченным коренных малочисленных народов в Красноярском крае. Его избрали главой Таймыра. Он хотел взять меня к себе заместителем. Я сказал: «Нет! Я хозяйственник! Вот если снова стать директором в «Заре Таймыра». Он согласился, и я уехал на Таймыр.
---- Но перестройка уже дошла и туда. «Заря Таймыра» развалилась. Не стало управления по сельскому хозяйству, а все вновь организованные общины СХА, Артели, ООО в поселке, вместо одного совхоза, стали никому не нужны, брошены на самовыживание. И никакого толку от этого нет. В общем выживай кто как может. Молочно-товарная ферма закрыта, звероферма ликвидирована, пушмастерская распущена. В поселке появилась безработица. Нормально живут только те, кто работает в бюджетной сфере. Нет водоразделов, не появились морозильные установки, начатые при мне. Строительство ледника на 100 тонн приостановлено. Нет флота для рыбаков. Соленую рыбу никто не принимает
---- Я создал свою «Зарю», начал закупать у рыбаков рыбу с целью отправки её на юг, налоги отказался платить (не из чего было). Налоговики предупредили меня раз, два, на третий хотели арестовать, но за меня заступились. Пришлось начатое дело бросить и уехать, вернее уплыть с Таймыра на юг. Осел в Идринском.
--- Ну а здесь ты всё обо мне знаешь. С 2006-го я здесь. Я и здесь работал пока мог нормально двигаться. В сельсовете, в райисполкоме. Грамот и благодарностей куча.
---- Ну, а про женщин расскажешь? Ты же говорил, что 12 раз женился.
---- Женщины – это отдельная история. С шестью официально регистрировался. Из шести выделяю трех, первую, вторую и последнюю. Первой у меня была Сашенька. От неё двое детей, Витя и Таня. Сашенька умерла в 1985-ом. Сашенька всё болела. Операция за операцией. Очень хорошая была женщина! Вторая Татьяна Федоровна, норильчанка, родила мне Володю. Она живет сейчас в Норильске. Родила Володю в апреле, а в августе меня посадили. И последняя, Вера Петровна, идринская. Живет сейчас со мной, ухаживает за мной как за малым дитём. У меня же миллион болезней, кардиостимулятор вставлен. Спасибо ей. Умница! Я же с дурами не связывался. С ними и поговорить не о чем. А Веру Петровну пришлось завоевывать.
--- Как?
---- Познакомились мы с ней в Васильевке. Муж у неё недавно умер. Зову замуж. Она не идет. Купила дом в Идриском. Я – тоже. Зову – она ни в какую. Двое взрослых сыновей у неё. Говорю, собирай детей у них спросим. Собрались дети, я у них спрашиваю: «Вы согласны, чтобы мать жила со мной?»
    А им квартира нужна. Они отвечают: «Согласны!» Я говорю: «Ну, вот видишь, согласны. А она все равно не согласна. Тогда я делаю ход конем, она на работу, а я беру её паспорт – и в ЗАГС. Поставил печать, ей показываю, говорю: «И в ЗАГСе согласны». Вижу, говорит, но твердо хочу знать, что нужна, что не обманешь.
---- Что ещё я обязан сделать?
---- Перепиши на меня дом.
---- Завтра же, - отвечаю. - И вот живу я теперь в собственном доме квартирантом. Но Вера Петровна молодец! Умница!
     Я спрашиваю.
---- А как живут твои дети, внуки?
---- Хорошо живут! Человеческая закваска прадеда Виктора Ивановича и деда Владимира Викторовича им передалась. Сын Витя в Минусинске живет, предприниматель, Таня в Сосновоборске, экономист. У Вити дети, мои внуки, молодцы. Один в Иркутске преподает самбо, другой в Минусинске главный эколог Минусинска и Минусинского района, имеет высшее образование, ученую степень. Володя, северянин, с 2011 года служит в Пскове в войсках ВДВ, награжден орденом Мужества, пятью медалями.
   Внеплановый, так сказать, сын Костя родился в Белогорске, когда я там был директором совхоза, встречает как-то меня на рынке в Идринском:
---- Здравствуй, папа. Я твой сын…
--- А после 1996-го года я в Белоярске не был, его не видел. Спрашиваю: «Правда?» Отвечает: «Правда» Собрал я всех, кто был в тот момент на рынке, спрашиваю: «Похож он на сына?» Говорят: «Похож!» Если похож, говорю, значит правда – сын». А он одет как попало В СПТУ плохо учится, болтается по Идринскому. Завожу его в ближайший магазин, покупаю ему костюм, обувь и прочее, привожу домой: «Вера Петровна, это мой белоярский сын» - говорю - «С нами будет жить». Хотел я в Шушенский техникум его определить – не хочет учиться. Пошел в военкомат, говорю военкому: «Забирайте его в армию и посылайте куда подальше». Забрали отправили в Калининград (дальше уж некуда). Он там служит на какой-то электростанции, наверное, дизельной, машинистом. Электростанция сломалась, а отремонтировать некому. Он взялся и отремонтировал, и поставили его старшим на этой станции, Его заметил генерал.  Генерала перевели в Москву, и он забрал с собой Костю. Теперь Костя в Москве, предприниматель, богат.
--- Я доволен своими детьми и внуками. В целом доволен и своей жизнью.
Считаю, что советская эпоха была самым лучшим временем для России.