После сменщика. ч. 1

Александр Дед
 Продолжение рассказа «Сменщик»

   Да…Дела мои обстоят не лучшим образом…Надо отходить, а компрессоры убиты. Тифоны мы с мотористом Славкой уже перебрали, с водой в картере третьего дизель генератора разберемся, выйдя из Европы. В Службе судового хозяйства в курсе, что на борту аварийная ситуация и нам срочно подвозят новенький воздушный компрессор. Второй обещают подвезти по нашему возвращению в порт.
 Из трех компрессоров, 2х главных пусковых и одного вспомогательного, мы лепим один. Цилиндры второй ступени убиты, диаметр и овальность превышают все мыслимые и допустимые пределы. Похоже, поршневые лубрикаторы смазки у сменщика не работали, драло цилиндры кольцами по- сухому. Из пяти цилиндровых крышек выбираем пару достойных жить дальше и собираем компрессор. Лубрикаторами не занимаемся, поздно пить боржом, когда почки отказали и пытаться что-то смазать при таких зазорах поршень-цилиндр. Славка цинично сравнивает зазоры в цилиндрах с зазорами в определенном месте у старой проститутки. На отход что-то есть и это что-то даже умудряется накачать оба пустых пусковых баллона до 30 кГс/см2.
На сам отход из порта нас страхуют и помогают маневрировать парочка буксиров. Все, мы вышли в залив и даем полный ход. Рейс начался.



   До прихода в первый порт Европы, а их там будет несколько, оперативно сдергиваем воздушный компрессор №1 с фундамента. Токарь и старший моторист увеличивают фундамент под новый компрессор, он кажется нам просто громадным. Это компрессор нашего, родного производства, ЭКП 210/25. Его производительность почти в 2 раза превышает производительность снятого немца. Фундамент сварен, компрессор установлен на штатное место. На всякий случай, мы сняли и осмотрели его клапаны. Клапаны приятно поражают толщиной пластин и витыми пружинами. На немце стояли пластинчатые пружины, они менее надежны. Смазка цилиндров здесь совсем незатейливая, на крышках установлены колбы капельных масленок. Масло поступает в цилиндры самотеком, лубрикаторов нет. Все сделано по принципу-«чем проще, тем надежнее». И это нас со Славиком несказанно радует. На обслуживание будет уходить меньше времени. Все готово к пуску, компрессор проворачиваем короткой фомкой вручную, и нажимается кнопка «Пуск». Детище советского производства оживает, делает первые вдохи, и начинает мощно и уверенно подавать воздух в главные пусковые баллоны. Мы с мотористом орем «Ура!» и пляшем какие-то дикие танцы вокруг него. Наконец-то можно открыть пусковой воздух на Главный двигатель и дизель генераторы. Все это время, в нарушение всех инструкций и правил, судно шло с закрытыми клапанами баллонов пускового воздуха.


   Присутствующий при первом пуске компрессора, электромеханик Владик, тоже рад. Он веско замечает, что «это дело надо обмыть!». Да, мы обмоем его, но позже. Надо подключить автоматику пуска. Докладываю Деду о результатах. Палыч спускается, и мы запускаем компрессор еще раз в его присутствии. Потом инструктируем вахту четвертого и второго механиков об особенностях эксплуатации. Тревожит паронитовая прокладка под крышкой второй ступени высокого давления, на немце она была красномедной. Это кажется мне не надежным и автоматику я подключаю только на остановку по давлению. Пуск вручную и только после проворачивания, во избежание гидроудара в случае пробоя прокладки и попадания воды охлаждения в цилиндры.
 Без нареканий проходим порты Европы и выходим в океан. Наш путь лежит в Латинскую Америку. С выходом из Ла-Манша, не теряя времени, беремся за дизель генератор №3. По нему нет вопросов, попадание воды в картер происходит из-за сгоревших от времени уплотнительных резинок цилиндровых втулок. Дизель выработал свой срок под перепрессовку втулок  еще месяца три-четыре назад, но был выведен в резерв. Сменщик особо не обламывался, работая по принципу: «Саня придет, починит». Вот и дотянул с таким отношением и с тифонами и с компрессорами и дизель генераторами. Я смутно предполагаю, что с ним будут делать в службе и в отделе кадров. Похоже, что перед визитом туда, тезке придется штанишки одевать ширинкой назад и брать с собой баночку тавота.


   
   Нам в помощь дают моториста из рабочей бригады, и работа по дизель генератору, идет в две смены. Мы со Славкой молотим на ночной и дневной вахте, моторист работает днем. Объем работ достаточно большой, надо разобрать крышки, перетереть клапаны, выдернуть поршни и втулки цилиндров, а их восемь штук, снять с поршней кольца, заменить изношенные. Обмерить все после сборки, замерить положение коленвала, опрессовать ТНВД(топливные насосы высокого давления). Потом все отрегулировать и запустить дизель после обкатки в работу. Рейс только начался, сил хватает, и работа движется слаженно и без остановок. После утренней вахты с 04 до 8 утра, я пью кофе у себя в каюте с электромехаником Владиславом, совершившим утренний обход. Перекуриваю и отдыхаю от шума и жары машинного отделения. После этого вновь спускаюсь в машину и до обеда занимаюсь дизелем. Собираю крышки и устанавливаю арматуру. Дизели фирмы СКЛ ремонтнопригодны, но монтаж наддувочных и выхлопных коллекторов сопряжен с трудностями, ну очень неудобно заводить болты их крепления к крышкам! Причем на всех моделях. А работать или ремонтировать дизели марки СКЛ мне довелось, волею судеб, почти на всех моделях того времени.


   Матерясь, и проклиная все на свете, справляемся и с этим.  Дизель собран, я снимаю давления сжатия и сгорания по цилиндрам. Произвожу регулировку насосов и углов опережения, снимаю параметры окончательно и докладываю Деду, что дизель запущен в работу. Дед доволен оперативностью и эффективностью наших работ. Звучит короткая похвала: «Александр, молодец!» и мы улыбаемся друг другу.
Сменщик запустил сроки проведения плановых работ, поэтому у нас «Клюв вытащил, а хвост увяз». Подошел срок ревизии крышек и клапанов другого дизель генератора. Получив «Добро» на вывод его из эксплуатации, в темпе беремся за работу. Здесь объем работ поменьше, поэтому все завершаем быстро.



   Один за другим пошли порты Латинской Америки. Со временем становится посвободнее, и мы ходим в город. Если точнее, то с нашей вахты, в город хожу только я, Славка в город не ходит принципиально. Его досуг скрашивает слушание музыки и чтение книг в прохладе каюты. Кроме художественной литературы, мой вахтенный моторист штудирует «Правила технической эксплуатации судовых механизмов» и «Устав службы на судах ММФ». Штудирует он их постоянно, многие основные пункты выдает наизусть и дословно. Однажды он схлестнулся в споре со сменным вторым механиком. Тот требовал понизить температуру наддувочного воздуха Главного двигателя, выхлопные газы дизеля начали подходить к предельным значениям, мы шли у берегов Африки в тот момент. Я отказался сделать это и тот потребовал выполнения его распоряжения от Славки. Слава монотонно процитировал пункт «Правил эксплуатации» о «точке росы» для наддувочного воздуха при данной температуре забортной воды и температуре воздуха. Второй механик настаивал на своем, Славик угрюмо и уперто цитировал параграфы ПТЭ и Устава для данной ситуации. Напоследок выдал: «Если у вас есть сомнения, то обратитесь к «Карлу Марксу»-Инструкции завода изготовителя. Там все четко указано для решения данного вопроса! То, что говорите Вы, является явным нарушением, изучайте вопросы теплопередачи, инструкции и руководящие документы. Ваши указания, буду выполнять только после письменного распоряжения, двигатель губить не позволю!». Второй вскипел, а я  вежливо попросил его покинуть машинное отделение и не отвлекать нас от несения вахты. Запись своих распоряжений второй механик сделать не решился. Но нашу вахту просто возненавидел. Людей из рабочей бригады выделял нам только после распоряжений Деда.



    Вечер, мы сидим в каюте второго механика и ведем с ним беседы на посторонние темы. Звонок в каюту из машины, там Славка стояночной на вахте. «Тебя!»-передает мне телефонную трубку второй механик. Его голос слегка дрожит от волнения: «Саня, турбина на «двойке»(второй дизель генератор) подвывать начала! Или мне кажется? Спустись в машину!». Отдаю команду подготовить резервный дизель и собираюсь спускаться, мало ли, что кажется. Спуститься не успеваю, гаснет свет.  Пулей лечу в машину, слыша, как за мной следом вылетает из каюты электромеханик. У Владика постоянно горит ночник в кабинете, свет виден и спальни. Так он контролирует работу электростанции. Сейчас тихо, мы стоим у причала, и он проснулся от того, что встала вентиляция. Многие из нас, механиков, уже уйдя с флота, не можем заснуть ,если тихо совсем. Засыпаем под звук работающего телевизора, который потом тихо выключает жена. Такая вот колыбельная механическая.



   Славка уже запустил резервный дизель и электромеханик подключает его на ГРЩ. Моториста слегка трясет от волнения: «Турбина завыла, и я рубанул движок». Я успокаиваю его, и мы запускаем дизель и тут же останавливаем его. Похоже, турбине пришел каюк, очень не хорошие звуки издает она. Звоню второму механику и прошу снять Славу с работ по Главному двигателю, которые он выполнял. Второй разрешает и Славка приступает к разборке дефектной турбины.
Поднимаемся наверх в каюту второго. Пьем чай, я слегка нервничая, шучу: «Сейчас и вторая накроется». Дело в том, что обе турбины, перебирал моторист с вахты сменщика. Наработка смешная, на аварийном дизеле меньше месяца, на работающем  сейчас дизеле, меньше 200 часов. Я  уже заглянул в документы и переписал счетчики моточасов, пока был в машине. «Типун тебе на язык!»-замечает второй механик и свет гаснет вновь…