К счастью в резиновых сапогах. 3. Разговор по душа

Людмила Беспалько
      Разговор по душам. Глава 3
 
     Стоя у окна, Анюта вспоминала, как волновалась всегда в присутствии Никиты. От его прикосновений горячая волна окатывала ее с ног до головы. Он улыбался так неотразимо, что ей хотелось оторваться от земли и летать.

     Но сейчас ей вдруг пришло в голову, что рядом с Никитой она никогда не чувствовала себя защищенной и спокойной. Она не могла расслабиться, боялась потерять его. Она постоянно контролировала свое поведение: каждый жест, каждое слово.

     А вот со Степаном все было совсем по-другому. С ним всегда было легко и спокойно, как в домашних тапочках. Тепло и уютно. Можно было оставаться самой собой, не бояться сморозить какую-то глупость, не стараться казаться умнее, чем ты есть на самом деле. Между ними были совсем другие отношения. Они оба прекрасно знали, что могут в любой момент рассчитывать на помощь и поддержку друг друга.

     От этих размышлений Анюту оторвал звук открывшейся двери.

     — Мухтар, на место! — послышался голос Степана.

     Старенький Мухтар был самым преданным псом. И возвращаясь с пастбища, он первым вбегал в маленький коридорчик и с надеждой смотрел на своего хозяина: может быть сегодня ему позволят остаться в доме. Здесь было так уютно. В конуре тоже тепло, но все-таки это конура. Там нет того, кто ласково потреплет за ухо. И каждый раз Степан строгим голосом выговаривал ему:

     — Мухтар, ты же не комнатная болонка, а сторожевой пес. Совесть имей... Сейчас покормлю тебя и марш на улицу. Вот выйдешь на пенсию и можешь нежится у печки, сколько тебе вздумается.

     — Не так уж он и плох, как тебе кажется, — произнесла Анюта.

     — Ага, ага... Мне иногда кажется, что скоро я буду бегать за козами на пастбище, а он будет свистеть мне. — Девушка рассмеялась, представив себе эту картину.

     — Степ, ну, смотри, как он заглядывает тебе в глаза. Он же обожает тебя.

     — Лучше бы он не валялся под кустом целый день, а выполнял свою работу, — ворчал Степан.

     — Возможно, он не любит эту работу, как и я свою, — сделала вывод Анна.

     — Скорее всего.

     Неожиданно Анюте захотелось поговорить по душам. Она повернулась к другу и спросила:

     — А скажи, как скоро можно избавиться от призраков прошлого?

     Степан сразу понял, о чем речь, поэтому, подумав, рассудительно ответил:

     — Когда-нибудь... Со временем это обязательно произойдет.

     Он вспомнил, как много лет назад позвал Лизу замуж. Она даже согласилась. Но на долгое время их не хватило. И сейчас он иногда вспоминает эти золотистые волосы и необыкновенную улыбку.

     — Ты до сих пор не можешь забыть Лизу? — осторожно спросила Анюта.

     — Я бы не сказал так категорично. Иногда вспоминаю. Но все реже и реже. И теперь это уже не больно. Так и должно было произойти, наверное. Раньше мы думали по-другому. А сейчас разве можно представить Елизавету фермерской женой. Это не для нее.

     "В этом Степа прав. Лизка хоть и выросла в деревне, но никогда не любила это место. Всегда отлынивала от любой работы", — подумала Анюта. Сестру она всегда любила, гордилась ее красотой, но состязаться с ней в этом не пыталась.
— Лизу я, конечно, вспоминаю. Но прошла горечь. Время действительно лечит. И скоро и тебе станет легче.

     Анюта разлила заваренный чай по чашкам и, посмотрев Степану в глаза, спросила:

     — Ты из-за нее так и не женился до сих пор?

     — Не думаю, что из-за нее. Я готов влюбиться в хорошую девушку. — Степан встал и подошел к окну.

     Солнце уже спряталось за горизонтом, но еще дарило свои последние лучи этому миру, отражаясь в ползущих по небу облаках. В свои права вступала ночь, давая отдых всему живому.

     — Я думаю, что Рита Рязанцева тебе подошла бы, — Анюта искренне считала, что эта добрая и веселая девушка из их поселка сможет помочь Степану забыть Лизу. — А еще она хозяйственная.

     — Мне она тоже нравится. И мы с Ритой даже встретились несколько раз. Но, к сожалению, у нас с ней разные планы на будущее. И я не виню ее в этом. Она мечтает жить в городе, ходить в театры, встречаться в клубах с друзьями. Но такая жизнь, как ты понимаешь, не для меня. — Степан пожал плечами и больше ничего не добавил.

     "Бедненький Степка. — подумала Анюта. — А может Рита почувствовала, что он любит до сих пор другую девушку? Никому не захочется быть на вторых ролях. Интересно, а как бы я повела себя в такой ситуации?"

     Анна подошла к шкафчику, в котором тетя Мила, мама Степана, всегда прятала разные вкусности для них: печенье, конфеты, варенье. Открыв дверцу, она с сожалением смотрела на пустые полки. И эти пустые полки еще раз напомнили Анюте о том, что тети Милы больше нет. А Степка, конечно, не будет печь пироги по ночам. Сдержавшись, чтобы не заплакать, произнесла:

     — Мне так жаль, что твоя мама ушла так рано.

     — Знаю. Мне тоже ее не хватает. — Степа встал и пошел в кладовку. Вернулся он с пачкой печенья. — А давай, как раньше, выложим его в самую красивую тарелочку.

     Эту красивую тарелочку много лет назад вылепила на гончарном круге Анюта сама. Она была немножко кривая, но ее она подарила на день рождения маме своего лучшего друга. И та хранила ее, как самый лучший из всех подарков.

     Разложив печенье, Степан наблюдал, как Аня помешивает в чашке чай.

     — Сегодня удивительный день. Когда я возвращался, в доме горел свет. Мне даже почудилось, как свистит чайник на плите. И на мгновенье показалось, что мама ждет меня к ужину.

     — Степа, прости меня. Я постоянно прихожу к тебе со своими проблемами. Вываливаю их на тебя. А у тебя самого столько накопилось. Как ты справляешься?

     — Эй, подружка! Не вздумай меня жалеть. У меня все в порядке. Просто только сейчас подумалось, как много держалось на маминых руках. И когда она все успевала: и постирать, и приготовит, и хозяйство покормить? Я не жалуюсь. Но как поздно мы иногда начинаем ценить человека. Особенно маму.

     — Степ, ты не должен чувствовать себя ни в чем виноватым. Тете Миле это бы не понравилось. Она ведь любила тебя. Послушай, мне иногда кажется, что ты только прикрываешься Лизой. А сам сознательно не хочешь жениться. — Степан засмеялся.

     — Не говори глупости. Но все же я все чаще задумываюсь о том, что в этом доме слишком одиноко самому. Пожалуй, надо всерьез заняться поисками жены.

     — А может быть ты в выходной приедешь в город? Я познакомлю тебя с несколькими довольно симпатичными девушками. — Степан, конечно, не был красавчиком, но был привлекательным и, самое главное, надежным. По ее мнению, из него должен выйти отличный муж.

     Глядя на свою обеспокоенную подружку, Степан улыбался. Представить себя в городе ему было трудно. Туда он мог съездить по очень важным делам, и быстро назад. Ему казалось, что эти каменные джунгли давят на него. Но и ехать на смотрины ему не хотелось.

     — Анюта, ты это сейчас обо мне говоришь? Где же в городе найти девушку, которая по своей воле захочет переехать в деревню? Да она сбежит отсюда через пару дней обратно. Или начнет ныть и жаловаться на жизнь. Нет, дорогая! Мне нужна девушка деревенская, которая хорошо знакома с жизнью фермера. Пока такую найти затруднительно. Или мне просто не везет.

     Они сидели молча некоторое время. Каждый смотрел в свою чашку. Какой-то странный звук привлек внимание Степана. Подняв голову, он увидел, что Анюта плачет.

     — Аня, что случилось? Я тебя обидел чем-нибудь?

     Девушка решительно помотала головой, продолжая хлюпать носом. Она несколько раз пыталась остановить поток слез, но у нее не получалось:

     — Степа, мне вдруг стало так обидно... И жалко себя. Все равно скоро ты найдешь себе жену, которая подойдет по всем параметрам. И она станет жить в этом доме вместе с тобой. И будет готовить тебе обеды и ужины на моей любимой кухне. А потом она будет сидеть рядом с тобой у камина и слушать, как потрескивают дрова. Разговаривать, шутить, смеяться. Скажи, а почему я не могу быть ею? Почему я не могу выйти за тебя замуж? — высказавшись, наконец-то, девушка заплакала еще горше.

     Степан сначала с удивлением смотрел на Анну, но быстро взял себя в руки. Его голос был абсолютно невозмутим:

     — Действительно... А почему бы и нет?

     Теперь растерялась Анюта. Она даже перестала плакать и разглядывала своего лучшего друга так, словно впервые увидела.
     Продолжение читать здесь  http://proza.ru/2022/08/09/307