О запоминании

Семенов Сергей Александрович
Существует несколько способов запоминания, один из которых – это многократное исполнение произведения, после чего оно запоминается само собой. В моей практике был случай, когда после многократного повторения я запомнил молитву, хотя такой цели перед собой не ставил. Это же может произойти и с музыкальным произведением, и с литературным. Ряд музыкальных деятелей, среди которых можно отметить Г.Г.Нейгауза, С.Т.Рихтера, Д.Ф.Ойстраха, выступали за непроизвольное запоминание музыки, т.е. за такое, которое осуществлялось бы «само по себе», одновременно и параллельно с достижением иных целей. Вот что пишет С.Е.Фейнберг: «Педагог нередко требует от ученика, прежде всего исполнения наизусть. Считается, что такой метод укрепляет память. Мне кажется, что это не совсем верно. Минуя творческий момент, начинается мучительный и нецелесообразный процесс запоминания… Вам необходимо запомнить данное произведение? Но для того чтобы его запомнить, вам надо его исполнить». От себя я могу добавить, что можно переиначить последнюю формулировку Фейнберга: для того, чтобы исполнить произведение, надо его запомнить. Я обратил внимание, что некоторые произведения трудно сыграть с листа. Когда произведение выучено наизусть, его исполнение становится значительно более легким. Так что в запоминании нет готовых рецептов, полагаться надо на свои ощущения и возможности.