друг детства Жилин

Александр Твердохлебов
В нашем классе учились два брата,  двойняшки -  Александр и Виктор.  Если близнецы, похожи друг на друга, то двойняшки совершенно разные, и по внешности, и по характеру.
 Где – то в классе  пятом, точно уже и не помню, проходили мы произведение  Льва Николаевича Толстого – «Кавказский пленник». После прочтения этого рассказа, все стали дразнить братьев – Жилин и Костылин.  И так крепко приклеились к ним, эти клички, что к завершению учебы в школе, они уже  не откликались  на собственные имена, а  реагировали лишь на клички.  Даже учителя, заметив это, к доске вызывали Жилина или Костылина.   Характеры у братьев были разные, и точно  соответствовали характерам литературных героев. Если Александр был ленив и флегматичен и соответствовал образу Костылина, то Виктор был совершенной противоположностью, смышлёный, предприимчив и целеустремлён.  Учились братья одинаково – плохо, и дисциплина была не очень, её вообще не было.
 Дотянув их, кое - как, до восьмого класса, директор школы, незабвенная Анна Павловна, взмолилась облегченно и отпустила братьев в свободное плавание.
 Энергичный и предприимчивый «Жилин» поступил учиться на повара и не прогадал.  Служить попал он на флот.   Оттарабанив  три года на крейсере, не покидая камбуза, дважды пересек экватор. С такой послужной характеристикой, его охотно взяли коком (поваром), на крупное торговое судно.      
 « Костылин»,  никуда учится не пошел, увлекся девочками, просаживал с ними легко добытые  деньги, пропадая вечерами в ресторане.
 Он занимался нелегальной поставкой леса, вступив в сговор, с правоохранительными органами. Но при первой же, неудавшейся сделке, его эти органы, спрятали в колонию – поселение, на длительный срок.
 В это времени, когда братик сидел в колонии, «Жилин» приехал в родной город на новенькой «Волге» с оленем на капоте. 
  Как же удивилась, директор школы Анна Павловна, когда Виктор подвез её до дома, на собственной машине.  Она на школьной линейке с гордостью рассказывала ученикам, какого замечательного человека воспитала её школа. Какой примерный ученик, был - мальчик Витя.
 Шли годы, все менялось, сменились нравственные приоритеты. То, что раньше осуждалось, стало приветствоваться. Жить по совести стало не модно.  Когда  – учителя, врачи, рабочие предприятий  по нескольку месяцев не получали зарплату.   «Жилин» бросил поварское ремесло и подался в бизнес.
Какими способами он сколотил свой первоначальный капитал, не известно. Но то, что он выкупил городской рынок, и, имел несколько магазинов на периферии, это было известно многим.
 Я столкнулся с ним на рынке, когда прикручивал вывеску, на киоск знакомому предпринимателю. Он узнал меня,  по братски обнял, предложил пообедать вместе.  Во мне бушевало внутреннее противоречие, его положение вызывало у меня зависть, и, в тоже время ненависть, как к чуждому социальному классу. Тем не менее, я согласился и покорно последовал за ним, в конце его многолюдной свиты. В отдельном зале ресторана, что находился на рынке, свита расселась за огромным  столом. Я пристроился на свободное место, подозревая что «господин», уже забыл обо мне. Когда гомон и верещанье приближенных прекратилось, Виктор оглядел всех присутствующих, и громко заявил,
 -- Я встретил друга детства, прошу вас, не мешайте нам общаться, идите в общий зал.
 Все безропотно удалились, по пути оглядываясь, любопытствуя, кто же останется.  Тогда, я поразился, поступком Виктора.     Он был настолько обременен, этими пресмыкающимися, что ради друга детства, решился опустить их статус до минимума.
 Я пересел поближе к Виктору, и меня понесло.  Я высказывал ему все, что накипело за последнее время. Он спокойно слушал мой словесный понос, и только кивал головой, в знак согласия,  слегка улыбаясь.  Он, чтобы разрядить напряженную обстановку налил коньяку и предложил выпить за встречу. Я замолк, и почувствовал себя таким опустошенным, даже стало стыдно, за свое поведение.
 Виктор спокойно резал ножом свой бифштекс, и, посылая маленькие кусочки в рот, тщательно пережевывал и  констатировал мне факты, своей биографии.
 – Я не задавался целью, во что бы то ни стало, разбогатеть - начал он, свою исповедь - оно как то само собой происходило.  Можно сказать, везло, может чутье природное, может еще, что то. Когда удается правильно вложить деньги, прирост колоссальный и все мелкие предприниматели видя мою удачливость, липнут со всех сторон, просят взять в долю.
 Я, не боюсь, брать большие кредиты, сколько дают, столько и  беру, рискую, но беру, а иначе не выжить.  Конкуренция брат такая, что чуть замешкался, сожрут, и не подавятся. 
- Я вот, братика «Костылина» хотел поднять, купил ему лесопилку, дал денег на раскрутку, он всё прокутил и помер в итоге, от инфаркта.  Я его жене и детям помогаю.   Землякам, тоже  помогаю, когда вижу, что совсем дела плохи.
  Может у тебя какие проблемы? говори не стесняйся.
 – Я учителем работаю в художественной школе, - стал сбивчиво объяснять я - зарплата маленькая, но мы приспосабливаемся, картошку, овощи на даче сажаем, экономим на всем. В летнее время, когда каникулы подрабатываю на оформительском поприще… 
  – Слушай, Александр, а пошли ко мне работать, - предложил Виктор - я зарплату тебе приличную определю, будишь вывески обновлять, где подкрасить, где, что оформить красочно… 
Все лето, я трудился на рынке у Виктора, привлек коллег художников, на помощь. Мы оформили два торговых павильона, обновили все вывески на торговых палатках, покрасили фасады. Виктор был доволен, выполненной работой и щедро оплатил, наши старания.
 … Зимой того же года, «Жилин» уступил рынок кавказцам, а сам взялся поднимать запущенное         сельское хозяйство в одном из бывших совхозов.  И тут, у него, всё получилось.   За год, он обеспечил работой сотни селян.  Разъехавшиеся на заработки мужики, вернулись в свои семьи, молодежь, не уезжала из села, как было раньше. На средства предприятия в поселке строили дома для молодых семей.  Отремонтировали Дом культуры, открыли вечерние кафе, магазины, построили стадион со спортзалом…   
 Более двадцати лет хозяйство «Жилина» служило примером социального развития села. Его избрали депутатом в меджлис республики.
 Можно было бы, и закончить повествование об этом замечательном человеке, который умел создавать благо, для себя, и для людей.    Но подвела его открытость и доверчивость.
 Июльским вечером, когда Виктор с супругой упаковывали чемоданы, а на столе лежали загранпаспорта с авиабилетами, на экзотические острова. В дом ворвались вооруженные грабители в  масках.   Они потребовали отдать им всю наличку, что есть в доме. Виктор выложил пачки купюр на стол и умолял отпустить перепуганную супругу. Но подонки заломили ей руки и срывали золотые украшения, доставляя  женщине боль.  Виктор не сдержался и бросился на  защиту любимой женщины. Удар ножа в грудь, оборвал жизнь «Жилина».
 Так неожиданно и несправедливо закончилась жизнь, моего друга детства.