Читая Тургенева

Елена Разум
     Сегодня воскресенье. Дома я одна. Жорка на улице, а мамка с папкой на поминках, дедушке сегодня 40 дней.  Вчера я дочитала до конца роман Тургенева "Дворянское гнездо". Роман прекрасный. Я не могла оторваться от него, пока не дочитала. В Лизу и Лаврецкого я просто влюблена, в их чистую и настоящую любовь. Как я хотела им счастья! А проклятую Варвару Павловну, пустую и легкомысленную, просто ненавижу. Паншин противный и надоедливый и Марью Дмитриевну ненавижу тоже, это тоже пустая женщина и поэтому ей и нравятся люди пустые, алчные, такие как Паншин и Варвара Павловна . Марфа Тимофеевна - это простая, русская и умная старушка.
         
      Лиза - умная, нежная Душа.  На неё похожа Катя из пьесы Островского "Гроза". Она, Лиза, любит страстно своего Бога, она готова подчиниться Ему во всём, даже отдать свою жизнь. Недаром ведь она ушла в монастырь. Она любит всех людей, и хочет всем им счастья. Она любит Лаврецкого, но ей жалко Варвару Павловну и её дочь Аду, которых бросил Лаврецкий. Ей кажется, что им трудно. И когда вскоре она узнаёт Варвару Павловну, она презрительно говорит себе: " И он любил эту женщину? " И видя эту пустую, развязная женщину, она всё-равно просит Лаврецкого не оставлять его жену.
      
     Любя своего Бога, она не может совершить такого "преступления" - полюбить женатого человека. Она постригается в монахиню, чтобы там, в монастырской келье, отмолить грехи всех.
Вот такова Лиза.
    
     Лаврецкий - он честен в своей любви к Лизе, в отношении к ней он искренен и чист. Он сильно любит свою родину и пусть в прошлом у него были недостатки и он совершил грубую ошибку, полюбив Варвару Павловну, которая пользуясь красотой и богатством стала известна во многих кругах, в Париже, стала известной русской " парижанкой", и стала обманывать Лаврецкого, изменять ему. И тогда он понял, какую он полюбил женщину и бросил её навсегда.
      
      И тут он встретил Лизу. Ему было 35 лет. После неудач его сердце постарело, да и телом он постарел, и вдруг снова стать молодым, полюбить девочку. Он знал, что Лизу он полюбил по-настоящему, но его это не радовало. Если б не религиозные предрассудки Лизы, он был бы с ней счастлив.
      
     Но выйти за него замуж Лиза бы не смогла, она была честна, верна своему Богу. Он узнаёт из фельетона Парижского журнала о смерти его жены. Но это могло оказаться неверным и поэтому нужна проверка.
      
     Возвышенное чувство любви его охватывает в тот момент, когда он неожиданно ночью попадает в какой-то сад. Когда он хорошенько присмотрелся, то увидел, что этот сад принадлежит матери Лизы. Он пришёл туда, где Лиза, это ему как бы доказывало его любовь к Лизе. И в эту ночь, проходя мимо дома, где жил учитель музыки Лизы, Христофор Фёдорович Лемм, то услышал чудесную музыку. Это было сочинение Лемма, который давно хотел написать музыку, которая выражала возвышенное чувство Любви. Он был очень стар и вдохновение не приходило к нему. И вот он написал такую музыку и она сделала Лаврецкого счастливым.
      
      Но его счастливые мгновения, надежды обрываются. В город О... приезжает его жена. Он отдаёт ей своё имение "Лаврики" с условием, что она не будет вмешиваться в его судьбу. И выполнил то, что не хотел, Лиза попросила сделать для неё то, чтобы он примирился с его женой. Он расстался с Лизой навсегда, но помнил и любил её всегда. Да, прекрасный роман!
    
      Я ещё прочитала роман "Рудин", но тот мне не очень понравился. Сегодня начну "Накануне" читать.  Сейчас я начала развивать одно дело. Вдохновение есть, посмотрим что будет дальше. Может надоест, у меня такое часто бывает.
    
      Я хочу заняться снова самовоспитанием, уже в который раз, т. е. уметь прекрасно все шить, готовить еду, знать музыку, уметь следить за собой, держать себя среди людей, знать политику, понимать её, прекрасно владеть английским языком. Вот таковы мои планы. Заниматься буду по вечерам после школы, решила заниматься точно по плану.  Побеждать неохоту и лень.
      
      А теперь мне надо написать сочинение на завтра по Радищеву "Путешествие из Питербурга в Москву". Сейчас я всматриваюсь в книжечку и пытаюсь вспомнить, где я её видела. И что-то на душе такое, как будто что-то особенное с этой книгой связано. Так силюсь вспомнить, где я видела эту книгу. Её обложка мне почему-то знакома. Читать её вроде я никогда не читала. Сочинение, которое надо завтра сдать называется " Радищев - первый русский писатель-революционер".План нужно составить самой и писать, как Майя Петровна сказала, надо с чувством. А мне всё-равно придётся спешить и из книг всяких списывать.
   
      В среду у нас будет комсомольское собрание на тему "Идейная закалка каждого комсомольца". Всем были даны вопросы, на которые каждый должен подготовить ответ .  Мне достался такой: "Твои  предложения по улучшению идейно-политической работы в классе". Ответить что-нибудь найдём.
      19.10.1975 г  Сальск