Знакомство с церквами

Олег Васильев 5
 
     Картины Б.М. Рядуева               
               
               
                (Выборки из «Мои рассказики-5»)
                Посвящаю  Другу
                Б.М. Рядуеву

                ЮРЬЕВ МОНАСТЫРЬ

     С Борисом Михайловичем Рядуевым (18.03.1939 – 06.01.1991)  я познакомился в Кронштадте, работая с ним в одной бригаде Васи Сурова  на Морском заводе в 1956 году. Считались мы судовыми электромонтажниками цеха № 10.   С Борей мы дружили только 34 года.
     С ним я, пожалуй, провёл время в молодые годы больше, чем с другими друзьями. За это время я стал инженером-электриком, он окончил Мухинское училище и стал дизайнером по стеклу (кажется так).  Он, как художник, часто путешествовал пешком и на электричке по нашему Северо-Западу с мольбертом. Стал и меня приучать к туризму. К дням рождений он дарил мне рюкзак, штормовку (ещё жива), удочку и прочие туристские принадлежности. Лишь бы привить мне любовь к туристским походам.  Мне это понравилось, и мы часто с ним стали проводить отпуска на природе, без жён и детей.

     3-го августа 1979 года на Московском  вокзале СПб нас провожали жёны.  Мы взяли с собой рюкзаки, фотоаппарат, я – удочку, Боря – мольберт и помахали жёнам ручками. Ехали, куда глаза глядят.  Вышли на станции «Волхов мост» и пошли вдоль реки на север подальше от посёлка. Погода была хорошая, тепло, солнечно. Поставили палатку на берегу под деревьями, обошли территорию. Ни людей, ни грибов не нашли.
     Боря развёл костёр, стал готовить поесть и выпить за начало отпуска. Я забросил донку с червями, поймал трёх маленьких ерша. Хотел их почистить и сварить, но Боря расхохотался на мой улов, и пришлось их выбросить. Похоже, что рыбы в Волхве нет. А тут ещё буксир-тихоход появился с баржей. Волны распугали всех речных обитателей.
 
     Когда ужин был готов, я заснял улыбающегося Бориса со стопкой в руке, и мы хорошо поужинали.   Вечерело, было тепло.  Уходящее солнце освещало противоположный берег  Волхова, низкий, заболоченный, неприятный на вид.  Боря наломал веток, постелил их в палатке для спанья (он это умел делать по опыту) и мы завалились спать. Поболтали при фонаре и заснули.
     Среди ночи нас разбудил сильный дождь. Потоки воды стекали с обрыва под нашу палатку. Много одежды намокло. Еле дождались солнечного утра и стали сушить намокшую одежду. Хорошо, что не холодно.
     Что делать дальше? Оставаться здесь, или идти на север, а там тоже самое, безлюдно. До ближайшего жилья несколько километров.
 
     Боря предложил изменить курс и отправиться в Новгород. Он там был и многое знал.
Мы собрали свои манатки и пошли обратно на станцию. Посмотрели в южную сторону.
     Там в Волхов впадают бесчисленные ручьи, болота. Не для нас, не пройти вдоль берега.  Взяли билеты до Чудово и стали ждать поезд на Питер.
     Доехали до Чудово, снова купили билеты уже до Новгорода. Поезд на Новгород шёл через несколько часов, и мы пошли в город, надеясь купить для еды и спиртное.
     Увиденное навело на нас тоску и уныние. Дома старые покошенные, на улице грязь, обрывки бумаг. Я бы там жить не смог. Выпивку мы не купили. Мужики только усмехнулись нашей затее, так как  выпивка продавалась по талонам и в определённое время. Такие были времена борьбы с выпивохами. Пришлось время коротать на вокзале.

    Сидим мы и видим вошедшего милиционера. Тот окинул взглядом присутствующих, увидел нас, одетых в штормовки, в грязных брюках резиновых сапогах и с рюкзаками.
Вошёл ещё один мент. Стали проверять документы у самых подозрительных.  К нам пока не подходят.  Нас с Борей разобрал смех, не зная от чего. Наконец менты дошли и до нас, смеющихся оборванцев, могли бы забрать для выяснения личности.  Мы показали им наши питерские документы и спектакль окончился. Через несколько часов мы уже были в Новгороде.
   
     Мы походили по Новгороду, посмотрели церкви, Софийский собор, Новгородский кремль, памятник 100-летию России. Боря мне всё объяснял, почему купола у церквей в виде шлема и в виде луковицы и многое другое.  Затем мы направились в Юрьев монастырь. Там была возможность Борису разгулять свои способности художника, так как там находились церкви, музей деревянного зодчества, а также туристская база. Там мы сможем получить харч и спальные места за небольшую плату...
   
     Сейчас я удивляюсь, как мы тогда могли покупать ж/д билеты, талоны на туристской базе и прочее, имея в кармане не так уж много денег. Ведь дома оставались жена и дети, и им надо было тоже питаться. Ответ прост. Всё было дёшево и доступно...
     Итак, мы доехали до Новгорода, посмотрели, погуляли, затоварились и отправились в Юрьев Монастырь там была туристская база. Поселились мы в монашеской келье на десять дней. Вокруг нас находились церкви, старый, видимо, 14-го века собор, но не восстановленный, и всё монастырское подворье.
 
     Юрьев монастырь стоит на берегу, вернее, на мысу озера Ильмень и реки Волхов. Вид ошаленно красивый. Когда нам давали в столовой кашу в мисках, мы уходили на высокий берег Волхова, садились на землю, лопали кашу и любовались проплывавшими судами. Август выдался тёплым и не дождливым. Нам повезло.
     Боря с мольбертом стал уходить на этюды, а я пытался ловить рыбу и, как прежде, напрасно. Потом мы с ним пошли в музей деревянного зодчества. Туда были свезены все деревянные дома и церкви из округи, построенные без гвоздя. Там их были десятки и более.
     Боря выбрал один дом, стал снимать его размеры. Сказал, что в Посёлке построит такой же. Но его замыслы почему-то не осуществились, построил дом по своему проекту и не хуже, но  на гвоздях.
   
     В музее Деревянного зодчества Боря написал картину (не закончил) вид на Собор Юрьева монастыря, как он его увидел с территории музея (помещена первой в начале рассказа). Я на всякий случай оттуда же сделал снимок. Разница, конечно, налицо.
     Боря сказал, что художник не фотограф, а создатель произведения, куда он вкладывает душу. Вот поэтому фото не совпадает с картиной. Я согласился. Картина более привлекательна, чем фото.
     Прощаясь с Юрьевым монастырём, мы прокатились на пароходе, посмотрели Новгород с реки, Детинец и другие примечательности Новгорода. Всё было замечательно.

     Настало время надеть рюкзаки и отправиться дальше, куда глаза глядят. А глаза уже глядели к дому, отпуск заканчивался. Мы успели познакомиться с девушкой, которая решила с нами путешествовать. Мы доехали до станции Луга. Там от Толмачёва пешком вдоль реки Луга пошли по местам, где я когда-то был в доме отдыха и знал эти места.
     Поставили палатку, купались, я ловил рыбу, которой не было, Боря рисовал.
     По реке Луга ходил сезонный  пароходик туда-сюда. Мы решили прокатиться вместе с экскурсантами. Массовик играл на баяне и многие танцевали на палубе. Я напросился  его сменить. Он с удовольствием мне уступил баян. Я немного  поразвлёк народ, и на этом наша поездка закончилась.

     Боря стал торопиться в Вырицу домой и уехал, а на мне осталась девица, которую я не знал, куда девать. Она попросила меня доставить её  в Питер, что я и сделал. Там у неё были родственники. Я приехал домой к семье. Наш отпуск 1979 года с Борисом закончился. 
     За время, почти в месяц нашего совместного пребывания  днём и ночью, мы ни разу не спорили, не ссорились. Как у нас это получалось, не знаю. Для себя я этот феномен объясняю настоящей дружбой, взаимоуважением и взаимопониманием друг друга.   Кому-то Борис не нравился, не находили общий язык. Но не для меня и многих других.
     В его ленинскую улыбку нельзя не влюбиться. И многие женщины влюблялись, дружили с женой, дружили семьями. Он был центром компании.

                ИВЕРСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

     Следующий отпуск в мае 1980 года был тоже замечательным. Фотографии остались. Я смотрю на них, на чёрно-белые, и вспоминаю воочию, что было.
     Немного истории...   
     В Ломоносове мы как-то с ребятами загорали в парке и меня соседка Таня познакомила со своей подругой Ритой Яковской из Ленинграда. Мы подружились.
     В мае 1980 года я договорился с Ритой поехать в Старую Руссу. Она водила «Жигули»- копейку. Рано утром мы с Борей сели к ней в жигули и поехали в Руссу.
     Я сидел на переднем сиденье, Боря сзади. Как только я махал руками, что-то рассказывая, Рита одёргивала меня, говоря, чтобы не мешал ей смотреть на дорогу и на дорожные знаки. Я подчинялся и замолкал. Приехали в Старую Руссу после обеда. Рита пошла на почту звонить в Питер маме, а мы зашли в магазин и уговорили её  поехать на Ильмень  на рыбалку.
    
     На берегу было много таких. как мы рыбаков с палатками и  на машинах.
Рита поставила свою машину на верху обрыва, а Боря развёл костёр у воды. Там же и палатку поставил.  Я забросил снасти, сели втроём выпили, поели. Я ничего не поймал, как обычно, стали укладываться спать. Комары донимали. Рита пошла спать в машину, мы в в палатку. Спать не хотелось и мы с Борей по очереди навещались к Рите в машину. Никого она к себе не пустила. Только измучились от бессонницы, мы и она.

     Наступило дождливое утро. Мы собрали манатки, и Рита отвезла нас в Старую Руссу. Морды у нас троих были не выспавшиеся, опухшие. Рита уезжала в Питер готовиться на работу в понедельник, а мы оставались. Поцеловались с ней в щёчку и помахали ей рукой.
     После отъезда Риты в Питер, мы с Борей походили по городу, зашли в местный музей, посмотрели с экскурсантами достопримечательности, и Боря сказал:
     --  Поедем на Валдай?
     -- Поедем.
   
     Не думая долго, мы взяли билеты на поезд до станции Валдай.  Залезли в пустом вагоне на верхние полки и заснули. Проводница нас разбудила, и мы вышли  в городе, или посёлке, т.н. Валдай. Не знаю, как его назвать. Представьте, что  это был май 1980 года.
     Не зная, куда идти, мы стали спрашивать, где можно переночевать или поселиться. Нам показали Дом рыбака, куда мы и направились.
     Дом рыбака в мае месяце ещё не функционировал, и нас с трудом туда заселили, как питерцев. Администратор, приятная полная женщина, уступила нам небольшую комнату с двумя койками, где мы поселились заплатив ей вперёд за несколько дней
   
     Сам по себе, г. Валдай тогда был селением  нищим. В магазинах было пусто. Хорошо, что мы из Питера взяли с собой кое-что из консервов, и этим питались. (Ещё раз повторю:  То, что мы покупали, было дёшево. Денег, что мы взяли с Борисом с собой, нам хватало).
     Мы поселились в комнате, ходили за грибами,
Боря писал пейзажи, а я иногда фотографировал тот же пейзаж, или вид. Совпадений не было.  На что Боря отвечал, что художник не фотограф, а создатель увиденного и вложившего туда своё я.  Поэтому мои чёрно-белые фотки не совпадают с Бориными этюдами. (Это я уже упоминал).
     В мае было прохладно. Ходили мы в свитерах, фуфайках и резиновых сапогах. Обошли почти всё озеро. А однажды взяли билеты на пароходик, который возил желающих посмотреть Валдайский Иверский монастырь на острове, и приплыли на остров.
    
     Монастырь огорожен каменным забором с башенками. Внутри усадьбы церковь, служебные постройки  и здоровенный кирпичный собор. Внутри собор пуст, стены, перекрытия, вход – всё порушено, только голуби летают. Вид был удручающим. Сейчас посмотрел в интернете на этот монастырь – красота, всё восстановлено, а тогда в 80-м...
     Народу было немного, все тепло одеты, а мы как бомжи.
     Боря опытным глазом усмотрел группу девчонок с коренастым, с бородкой мужичком, который подробно всё им рассказывал. Оказывается, он преподаватель московского художественного училища и везёт учениц по российским достопримечательностям. А направляются они из Москвы в сторону Питера.
     Короче, у него с Борей нашлось много интересных тем для беседы и по возвращении из монастыря решили вместе встретиться у нас в комнате. А дядька спросил, можно ли взять с собой некоторых девчонок. Мы, конечно, не возражали. Не возражала и администраторша, т.к. многие комнаты  ещё пустовали.

     Мы с Борей купили выпивку, закуску и они что-то принесли. Всё холодное вывалили на небольшой стол, расселись на кроватях почти вповалку. Нас стало шесть-семь человек. Девчонки поначалу, видимо, стеснялись своего учителя и он тоже, а после первой-второй рюмки разговорились, стали шутить.
     Рядом со мной сидела облокотившись на моё плечо толстушка монгольского вида. Оказалась японка, по-русски ни бум-бум, только по-английски. Одна девушка её переводила. У меня левая рука сама поползла к её груди, а она только улыбалась и не отстранялась…
     Вот вы, мужики-читатели, когда-нибудь обнимали японку в те годы? Нет? А мне довелось.

     Просидели мы допоздна, учитель был достаточно пьян, да и девки навеселе. Утром рано им предстояло уезжать. Их ждал автобус.
     Мы их проводили до гостиницы, расцеловались. Боря взял адрес этого учителя на всякий случай. Но случай так и не представился. Больше их мы не встречали. Пути наши расходились. Отсидели мы своё в доме рыбака, расплатились и отправились во Псков.

                СПАСО-МИРОЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ

     Не помню, где мы там поселились, но осмотрели все церкви в округе, Псковский кремль.  Я пытался ловить рыбку в реке Великой, не поймал. А Боря успел написать несколько этюдов. Один у меня в рамке на стене. Это Спасо-Мирожский монастырь с церковью Архимандрита Стефана и собором Преображения Господня (помещён вторым в начале рассказа). Ничего общего с моей чёрно-белой фотографией нет.
     Очередной отпуск заканчивался, и мы с Борисом вернулись в Питер к своим семьям.
     Жаль, что его так рано не стало. Путешествия с Борисом были и другие, не упомянутые здесь. Борису Михайловичу и его жене Нелли Михайловны мною посвящено много стихов и миниатюр по различным поводам, помещённые в первых произведениях.  Царство им обоим небесное.
     Примечание:  Названия монастырей и учебного заведения упомянуты, как разговорные.
                1980 - 2022