если звёзды зажигают... действие первое

Инна Михайловская
               


             ... если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно ...               


                Драма

                в четырёх действиях

                Действующие лица

Владимир Маяковский, русский поэт.

Татьяна Яковлева, парижская возлюбленная Маяковского, русская эмигрантка.

Лиля Брик, бывшая возлюбленная и подруга Маяковского.

Осип Брик, муж Лили Брик.

Эльза Триоле, сестра Лили Брик.

Луи Арагон, поэт и друг(муж) Эльзы Триоле.
            
Юрий Анненков, русский художник, эмигрант, живёт во Франции, 
приятель Маяковского.

Марина Цветаева, русская поэтесса, эмигрантка, живёт во Франции.

Вероника Полонская, актриса и последняя женщина Маяковского.       

Фернан Леже, французский художник.

Робер Делоне, французский художник.

Михаил Ларионов, художник, муж Н. Гончаровой.

Наталья Гончарова, художница, жена М. Ларионова.

Медсестра.
Официантка.               
Многочисленная публика Парижа, присутствующая на творческом вечере Маяковского.               

               

                ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

                сцена первая

1928 год. Октябрь. Париж. Монпарнас. Номер отеля, обычный, без изыска. У окна стоит Владимир Маяковский и увлечённо наблюдает за движением жизни во внутреннем дворике. Милый французский мотив. Звук торопливых шагов по лестнице… Открывается дверь, входит взволнованная Эльза Триоле и уже с порога, без предисловий, решительно заявляет …

Эльза.          Володя! Чудесно, что ты уже вернулся! Только что узнала … от жены Сержа Симона… Татьяна Яковлева, помнишь, русская красотка, я тебе о ней говорила! Так вот … через час она подъедет к Симону. С ней случился сильный кашель, и она записалась к нему на приём. Весьма удачное совпадение! Конечно, с моей стороны не очень деликатно так говорить, но её бронхит оказался подходящей оказией … (она лукаво взглянула на Владимира и подмигнула ему). Всё будет выглядеть очень даже естественно и непринуждённо.

Владимир.        Действительно, что может быть более естественным, чем два здоровых человека на приёме у врача … (улыбается).

Эльза.           Мне придётся ненадолго сделаться больной! Чего только не сделаешь ради того, чтобы тебя отвлечь и рассеять меланхолию … Я слишком хорошо тебя знаю, и вижу, что твоя поездка в Ниццу не отпускает тебя … ты, наверное, думаешь о дочери …

Владимир.         Моя милая Эльза, впадать в печаль, норма для поэтов. Разве тебе это не известно?

Эльза.             Володенька, дорогой мой, про поэтов мне известно многое (улыбается). Также, мне известно, что нельзя вашему брату надолго уходить в печали … поэтому, любезный мой, тебе нужна собеседница … и желательно чтобы она радовала твой эстетический вкус… а Татьяна, именно то, что нужно… Её красота убережёт тебя от грустных раздумий. Вот и Лиличка просила меня устроить твоё приятное времяпровождение …
Ну не всё же тебе только со мной общаться, боюсь тебе наскучить (нежно целует его в щёку). К тому же у меня «горит» срочный заказ для Лелонга. Ты же знаешь, что меня пока «кормят» эти бусы. Да и француженки, что очень кстати, жаждут украсить свои изящные шеи моими прелестными бусиками!

Владимир.           Не могу лишить шеи француженок твоих шедевров!
 
Подходит к столу, берёт бусы и прикладывает их к своей шее. Эльза смеётся.

Эльза.              Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало …

Владимир снисходительно улыбается и с благородным поклоном отдаёт Эльзе бусы.
               
Владимир.           Я вовсе не против этого знакомства, меня просто несколько смущает, что оно случится на приёме у доктора. Тебе не кажется это нелепым?

Эльза.              Нисколько! Положись на меня. Я уверена, что всё получится как нельзя лучше. Его кабинет недалеко отсюда. Минут десять ходьбы, и мы уже там, но лучше подойти раньше Татьяны. Одевайся, Володенька. Сегодня прохладно, зато небо решило побаловать нас солнцем!

Эльза открывает шкаф. Владимир послушно надевает шерстяное пальто, шляпу и смотрит на себя в зеркало. Эльза берёт его за руку и игриво тянет к двери. Они смеются и выходят.

                сцена вторая

Монпарнас. Приёмная доктора Сержа Симона. Интерьер не утяжелён лишними предметам. Всё функционально и лаконично. Вешалка для одежды. Два кресла. Небольшой столик с журналами. Диван. Консоль, на которой стоит ваза с живыми цветами. Пальма в большой напольной кадке. Под звук дверного колокольчика шумно входят Владимир Маяковский и Эльза Триоле. Из рабочего кабинета появляется медсестра.

Медсестра.          Добрый день, господа. На какое время вам назначено?

Владимир и Эльза приветствуют медсестру. Эльза перехватывает инициативу.

Эльза.              Я Эльза Триоле. Доктор знает о моём визите. Не стоит беспокойства. Мы подождём.

Медсестра.          Как Вам будет угодно. Располагайтесь. (уходит)

Они снимают верхнюю одежду и присаживаются. Владимир кладет ногу на ногу, покачивает ею, обводит комнату взглядом. Эльза таинственно ему улыбается. Владимир слегка волнуется.

Эльза.               Володя … Расслабься… и предоставь всё мне. (берёт со стола журнал) Вот, возьми … Она должна подойти с минуту на минуту. 

Владимир.            Очень на это надеюсь. (открывает журнал, листает)

Звук дверного колокольчика. Входит красивая и высокая девушка. На ней лёгкое пальто и тёплый шарф. Её встречает медсестра. Взгляды Эльзы и Владимира направлены на них.

Медсестра.            Добрый день, мадмуазель. Доктор ожидает Вас, раздевайтесь и проходите.

Татьяна.              Добрый день, я как обычно, опоздала… (кашляет и прикрывает рот платком).  Извините … (снимает пальто, шарф оставляет, кутается в него и смотрит на людей, сидящих в приёмной. Невольно задерживает взгляд на Маяковском, пристально смотрящим на неё. (она мгновенно ощущает силу, мощь, неординарность этого человека, попутно отмечая его элегантность, костюм на английский лад, дорогую обувь.)

Эльза.                Танечка, день добрый!

Пауза.

Татьяна.               Эльза… Вы? Здравствуйте! (кашляет).
А я вас сразу и не узнала …

Эльза.                Ничего страшного …Ой, как вы кашляете… приболели… А я, знаете ли, тоже слегка недомогаю … самую малость… (с неловкостью) решила сразу наведаться к Сержу! И вот … Володя со мной за компанию.

Пауза.
Татьяна переводит взор на мужчину. Пристально смотрит, словно вспоминает. Владимир продолжает внимательно наблюдать за Татьяной.

Владимир.              Добрый день, Татьяна!

Эльза.                Ой … Я вас даже не представила друг другу! Какая неловкость … Танечка, милая, это же наш Володя … (восторженно) Владимир Маяковский! Вы должны были о нём слышать … поэт … великий!

Татьяна.              (удивлённо) Конечно, слышала … и даже читала! Здравствуйте, Владимир Владимирович. Я смотрю и не могу понять, почему ваше лицо мне кажется знакомым … и лишь теперь всё прояснилось… Мне по душе ваша лирика … и я рада знакомству!

Эльза улыбается. Владимир приятно смущён.

Владимир.             И я рад, Татьяна. Можно без отчества… а то я ощущаю себя старше чем есть. (говорит с заметным стеснением)

Татьяна.             Хорошо … Владимир!

Владимир.            Так-то лучше! (уже уверенно). А отчего же только лирика? А остальное? (улыбается)

Татьяна.             И остальное … не менее талантливо, но уводит в идеологическое и … революционное прошлое, куда мне не хотелось бы возвращаться. (сильно кашляет, извиняется) Я стараюсь не касаться политики.

Входит медсестра и приглашает Татьяну в кабинет доктора.

Эльза.              Танечка, вы правы, здоровье важнее! Ну её, эту неблагодарную политику. Заболтали мы вас. Идите-идите…

Татьяна идёт за медсестрой.

Владимир.            Она прекрасна!

Эльза.               Я же тебе говорила! Вы под стать друг другу! Большие и эффектные … удивительное сходство.

Владимир.          (восторженно)Редкая птица!

Эльза.                Только эта птица действительно сейчас больна. Не наседай на неё, Володечка! Видишь, её нервирует политика. Не стоит затрагивать эту тему. Для выздоровления ей сейчас полезны беседы о красоте и о любви… а не о революциях.

Владимир.            Даже и не думал об этом … (иронично) Её красота затмила все классовые разногласия!

Эльза.               Она же сказала, что в восторге от твоей лирики. Так что держись этого направления. После Татьяны я зайду к Сержу. А ты иди её провожать. Только без смущения … ну что ты как мальчик. (мило улыбается) Твое стеснение слишком бросается в глаза …

Владимир.             Кажется … я влюбился … насквозь. Бесповоротно влюбился!

Эльза.                Ох уж эти поэты … Чуть что… и сразу крылья за спиной! У меня вот так не получается …

Владимир.             Так ты и не поэт, дорогая моя … тебе, как прозаику, больше удаётся заземление!

Эльза смеётся.

Открывается дверь. Выходит Татьяна. Медсестра приглашает Эльзу.

Эльза.               Что ж, Танечка, всего доброго! Выздоравливайте! До скорой встречи …

Татьяна.             Благодарю, Эльза. И вам здоровья. Увидимся.       

Эльза.               (Владимиру) Да, чуть не забыла, можешь меня не ждать… у меня после осмотра ещё процедуры … (посылает ему воздушный поцелуй и исчезает за дверью)

Владимир.            Ну вот … Эльза покинула меня (улыбается). Могу сделаться вашим провожатым… если вы не против!

Татьяна.            Отчего же мне быть против… Хорошо, идёмте… маститый провожатый!

Владимир.           Позвольте, Танечка (помогает ей одеть пальто). Вам не холодно … ваше пальто … (Татьяна кашляет) надо бы потеплее…

Татьяна.            Надо бы … (улыбается)

Владимир.           Так…  поедем на такси, где бы вы ни жили! (одевается)

Татьяна.            Даже если жила бы в соседнем доме?

Владимир.           Тогда … (протягивает руки) что может быть лучше моих рук!

Татьяна.            Хорошо, что я живу не в соседнем доме. Не хотелось бы так вас напрягать! (смеётся) Пусть будет такси …

Владимир.           Эх… какая жалость… а я уже приготовился нести вас на руках … Ну тогда позвольте хотя бы поделиться с вами теплом. (Снимает свое пальто и накидывает ей на плечи)

Татьяна.            Владимир, а как же вы? (кашляет) Мне неловко …

Владимир.           Танечка, я здоров и полон сил! Мне прохлада полезна… для закалки. А вот вам сейчас нельзя мёрзнуть. И прошу … не лишайте меня радости … заботы о вас!

Они направляются к двери и выходят.

Занавес.

Звучит французская мелодия.

Слышен звук подъезжающей машины. На авансцену выходят Владимир и Татьяна.

Татьяна.           Я почти дома. Очень вам благодарна, Владимир. (хочет снять его пальто, он останавливает)

Владимир.          Побудьте со мной ещё немного …

Татьяна.           Мне уже пора. (кашляет)

Владимир.          Какой же я дурак! Вам же нездоровится … Обещайте, как следует полечиться сегодня … Мне не терпится снова встретиться с вами! (неожиданно встаёт на колени, берёт руки Татьяны и целует их) Я влюблён! Я люблю вас, Танечка…

Татьяна смущена. Она с изумлением смотрит на поэта.

Татьяна.           Ну что вы, Володя… Немедленно встаньте! Вы меня смутили … очень …  Разве это возможно … вот так … сразу …

Владимир.          Возможно, Танечка, ещё как возможно! (вновь целует руки и поднимается) Вы просто плохо знаете Владимира Маяковского. А точнее совсем его не знаете! Поверьте, это не пустые слова … Я …

Татьяна.           Володя, прошу вас, не спешите …

Владимир.          Я не нравлюсь вам? (отчаянно, по-детски)

Татьяна.           Господи … Володя … вы … прямолинейны как ребёнок! Отчего же сразу такие выводы? Ну как вы можете не нравиться!  Я … я до сих пор не могу поверить … что рядом со мной настоящий Владимир Маяковский …

Владимир.          Верьте Танечка, это я … рядом … очень близко. (он нежно обнимает Татьяну). А теперь ступайте, и непременно выздоравливайте! Я позвоню вам завтра! Скажите ваш номер телефона.

Татьяна.           Эльза знает мой номер.         

                сцена третья

Кафе «Вольтер». Весь зал заполнен публикой. Большая часть гостей сидит за столиками. Кто-то стоит. Слышны хвалебные речи на французском и русском языках. Ждут выступление Маяковского.
Он появляется с Татьяной, Эльзой и Луи Арагоном. Снимают верхнюю одежду. Звучат аплодисменты. К ним подходит Марина Цветаева.

Цветаева.          (радостно) Приветствую, господа! Дорогой Маяковский, рада Вам! Вон, сколько народа набилось. Гончарова с Ларионовым здесь и ваши любимые французы Делоне, Леже, тоже прибыли! Все, по вашу душу! Заждались!

Владимир.          (деловито) Цветаева … Ну здравствуйте. Спасибо за участие! Сейчас начну… только вот, разместите моих спутников, будьте добры.

 Цветаева.          Да-да, не беспокойтесь! Вам оставлены места.
   
Цветаева сопровождает гостей к столу около сцены.

Владимир.           Спасибо. Вы меня представите?

Цветаева.           Конечно! Пойдёмте! (Под аплодисменты они выходят на сцену) Дамы и господа, разрешите представить великого … (секундное замешательство) русского поэта Владимира Маяковского!
 
Mesdames et messieurs, permettez-moi de vous presenter le grand poete russe Vladimir Maiakovski!

Публика аплодирует. Татьяна с восторгом смотрит на Маяковского.

Владимир.           Добрый вечер! Вижу, знакомые лица … и незнакомые тоже вижу! Рад вам всем и … с надеждой на взаимность! Что, ж почитаем?!

Аплодисменты.

Владимир.             Послушайте!
                Ведь, если звёзды зажигают -
                значит – это кому-нибудь нужно?
                Значит кто-то хочет, чтобы они были?
                Значит – кто-то называет эти плевочки
                жемчужиной?
                И, надрываясь
                в метелях полуденной пыли,
                врывается к Богу,
                боится, что опоздал,
                плачет,
                целует ему жилистую руку,
                просит -
                чтоб обязательно была звезда! -
                клянется -
                не перенесёт эту беззвёздную муку!
                А после
                ходит тревожный,
                но спокойный наружно.
                Говорит кому-то:
                «Ведь теперь тебе ничего?
                Не страшно?
                Да?!»
                Послушайте!
                Ведь, если звезды
                зажигают -
                значит – это кому-нибудь нужно?
                Значит – это необходимо,
                чтобы каждый вечер
                над крышами
                загоралась хоть одна звезда?!
               
Аплодисменты.  Раздаётся многоголосное «Браво». Продолжает читать.
 
                Четыре.
                Тяжёлые, как удар.
                «Кесарево кесарю – богу богову».
                А такому,
                как я,
                ткнуться куда?
                Где для меня уготовано логово?

                Если б был я
                маленький,
                как Великий океан, -
                на цыпочки б волн встал,
                приливом ласкался к луне бы.
                Где любимую найти мне,
                такую, как и я?
                Такая не уместилась бы в крохотное небо!

                О если б я нищ был!
                Как миллиардер!
                Что деньги душе?
                Ненасытный вор в ней.
                Моих желаний разнузданной орде
                не хватит золота всех Калифорний.

                Если б быть мне косноязычным,
                как Дант
                или Петрарка!
                Душу к одной зажечь!
                Стихами велеть истлеть ей!
                И слова
                и любовь моя -
                триумфальная арка:
                пышно,
                бесследно пройдут сквозь неё
                любовницы всех столетий.

                О, если б был я
                тихий, как гром, -
                ныл бы,
                дрожью объял бы земли одряхлевший скит.
                Я если всей мощью
                выреву голос огромный -
                кометы заломят горящие руки,
                бросятся вниз с тоски.

                Я бы глаз лучами грыз ночи -
                о, если б был я
                тусклый,
                как солнце!
                Очень мне надо
                сияньем моим поить
                земли отощавшее лонце!
               
                Пройду,
                любовницу мою волоча.
                В какой ночи,
                бредовой,
                недужной,
                какими Голиафами я зачат -
                такой большой
                и такой ненужный?

Аплодисменты. Крики «Браво». К нему подходят Фернан Леже и Робер Делоне эмоционально выражают свои чувства на французском языке, просят Цветаеву перевести слова благодарности.

Фернан Леже            Bonsoir! Vladimir, ravi de vous rencontrer et de votre performance! Merci!
               
Робер Делоне.          Bonsoir, Vladimir! Excellents vers!

Цветаева.               (Маяковскому) Они рады этой встрече и вашему выступлению …

Владимир.                (Леже и Делоне) Спасибо, друзья … спасибо … (жмёт им руки)

Цветаева.                (Леже и Делоне) Merci, les amis … merci …

Художники возвращаются к своему столу. Звучит лёгкая французская мелодия.

Цветаева.                (Маяковскому) Пойдёмте за стол, Владимир Владимирович!

Они присоединяются к Арагону, Триоле и Яковлевой.

Эльза.                Володечка, чудесно!

Луи Арагон.              Merveilleux, Vladimir!

Татьяна.                Это счастье, слышать стихи в вашем исполнении! Благодарю, Володя!

Маяковский целует руку Татьяне. Эльза ревностно наблюдает за возникшей идиллией.

Владимир.               (Татьяне, шёпотом) Всё для вас, милая!

Цветаева.                Присоединяюсь к хвалебным речам, Владимир Владимирович! Не устаю восхищаться вашим талантищем!

Владимир.                Принимаю … Марина Ивановна.

Цветаева.                Эх, Маяковский, родной вы мне по духу, человек, от того и тянет к вам безмерно …

Владимир.                Марина Ивановна … не могу я тебя взаимностью согреть.  Сама ведь знаешь, что не особо я к тебе расположен …

Цветаева.                Скорее чувствую … Разве я могу заставить вас относиться ко мне иначе, чем есть? Ну не глянусь я вам, что ж … Мне достаточно моей любви к вам! В этом мире не во всём взаимность теплится.

Владимир.                Да уж … далеко не во всём! Тогда, признаюсь … так и не смог я принять твоего отъезда!  Уж не обессудь …

Цветаева.                О чём вы, Маяковский … Я счастлива, что ваша современница, что дышу с вами одним воздухом, что вы есть в этом мире со своими фантастическими стихами!

Владимир.                Вот опять … так и пытаешься в душу проникнуть … Симпатию высказываешь, книжицы даришь …

Цветаева.                Далась вам эта книга! Ну подарила … Бог с ней … Я вас не неволю … не читайте, коли не хотите.

Владимир.                Не хочу … во всяком случае, сейчас …

Цветаева.                (смеётся) Поверьте … на моём отношении к вам это никак не скажется … Любила и буду любить!

Эльза.                Дорогие мои … Володечка, Марина Ивановна … такой чудесный вечер … (Цветаевой) кстати, начала читать вашу книгу «После России». Очень-очень нравится … восхищаюсь вашим талантом!

Владимир.                А никто и не сомневался в Цветаевских талантах …

Цветаева.                (улыбается) Спасибо … за доверие … суровый гений!

Все смеются.
 
Подходят Михаил Ларионов и Наталья Гончарова.

Ларионов.                Добрый вечер! Порадовал, Володя! Спасибо от души!

Гончарова.                Моё восхищение, Владимир! Огромное удовольствие – слышать вас!

Владимир.                Здравствуйте, друзья! Признателен вам!

Ларионов.                Надолго ли к нам? Хотелось бы ещё свидеться …

Владимир.                До декабря буду здесь … Обязательно встретимся!

Гончарова.                Прекрасно! До встречи … и ещё раз спасибо!

Ларионов и Гончарова уходят. Музыка, разговоры, атмосфера праздника продолжается.

Владимир.                (Татьяне) А давай сбежим отсюда. Прогуляемся по ночному Парижу …

Татьяна.                Заманчиво … согласна! Уходим по-английски … 

Владимир.                И по одному, дабы не привлекать внимания!

Незаметно прихватив пальто, они по очереди выходят из кафе.

Занавес.
 
Тихо звучит французская мелодия.

На авансцену сначала выходит Татьяна.

Татьяна.                (смотрит на небо) Красотища какая! Ночная магия!

Через минуту выходит Владимир.

Владимир.                В темноте Париж ещё прекраснее … А звёзд то сколько!
                … если звезды
                зажигают -
                значит – это кому-нибудь нужно?
                Значит – это необходимо,
                чтобы каждый вечер
                над крышами
                загоралась хоть одна звезда?

               
Татьяна.                Конечно нужно … целый океан звёзд и звёздочек …

Владимир.                Наше небо … и наши звёзды!

Татьяна.                Хотела спросить … о Цветаевой … Володь, почему вы так с ней?

Владимир.                Сам не знаю … будто отталкивает что-то … быть может схожесть и отталкивает … Словно мы с ней одного племени … но меня будоражит что-то необъяснимое, фатальность какая-то ... 
Понимаю, что её отношение ко мне предельно чистое, искреннее, от сердца, и вроде должен любить в ответ … но … (замолкает) Может позже … и в другом мире … в котором нам обоим будет легче дышать …

Татьяна.                Вы говорите странные вещи …

Владимир.                Знаю … но я так чувствую … Что ж мы всё о Цветаевой то? Если б она только знала о нашем разговоре … прыгала бы от радости до этих самых звёзд!

Татьяна.                А может всё-таки попробовать … уже в этой жизни сменить гнев на милость?

Владимир.                Пробовал … не получается … но я стремлюсь!         

Смеются и уходят.   
               
               
                Занавес



        продолжение http://proza.ru/2022/08/08/271