Творчество, посвященное любви к жизни

Василенко Виктор
 
     Георгий Валентинович ЕПАНЕЧНИКОВ – мэтр среди окружающих собратьев по перу. Отсюда и обращение к нему по имени-отчеству. Сборник Избранных стихов, куда вошли лучшие стихи, написанные им за 35 лет, даёт повод хотя бы вкратце поговорить о его творчестве.
     На вопрос: Почему Вы пишите стихи? – Георгий Валентинович отвечает: Ради удовольствия, которое я получаю от творчества в доступном мне виде искусства.
Ничего себе – ради удовольствия! Мы-то, его соратники по цеху словотворчества, знаем какими муками даётся (по определению Маяковского) грамм радия из перелопаченных тонн словесной руды: из сонма распылённой в пространстве информации, из потока собственных впечатлений и ощущений, чаще всего по необъяснимым причинам, отбирается что-то конкретное, что взволновало, пробудило мысль, и что надо осмыслить, дать ему философскую и художественную трактовку, путём ли формального логического изложения или, если удастся, образного, вогнать это хаотическое облако мыслей в строгую форму с определённым ритмом и рифмовкой, чтоб получилось, наконец, стихотворение. Георгий Валентинович, случалось, на волне вдохновения писал по несколько стихотворений в день – а вдохновение, известно, случается там, где есть постоянный накал творчества. А накал творчества, что тоже известно, определяется уровнем энергии духа. А в случае с Георгием Валентиновичем, с энергией духа – всё в порядке, дай Бог каждому.
Предыдущие сборники и сборник Избранных стихов подтверждают преданность автора своей стихотворческой стезе. Как творчество всякого стоящего поэта, творчество Епанечникова есть реакция на современную ситуацию в литературе и в жизни. Отсюда в его стихах не редкое смешение дидактических рассуждений и тонкой лирики, где можно встретить лирическую трактовку исторических событий и личные переживания, изложенные голосом гражданина.
     Личность Георгия Валентиновича симпатична своей разносторонностью – он интересуется всем, что попадает в зону его внимания, потому сведущ во всём, и всё становится темами его стихов. Впечатления от большой жизни «отстоялись словом», как говорил Маяковский, и стали литературным фактом.             
В каждой строке – река
Мыслей моих и чувств.
     Автор дистанцирует себя, как «человека разумного» во всех отношениях. Он хочет быть во всём консервативно-правильным – человеку со здравым разумом положено, скажем, любить природу, искусство, людей, вот вы и найдёте массу деклараций на ту тему, что он их любит. Но любит сдержанной, выверенной любовью, не впадая в ложные восторженность и пафос. Большое количество стихов, написанных мэтром точного слова, говорит о широком его кругозоре, неравнодушии и постоянном творческом состоянии души. Нет, кажется, ни одной грани Бытия, которой не коснулся бы приверженец городской жизни, и которая не стала бы темой стихотворения. Его творчество включает огромный диапазон размышлений, страстей, настроений, фактов и событий. Полифоничное по тематике, оно монолитно в искреннем поиске истин. Поэт отлично понимает драматическое устройство жизни, но в отчаянье от этого не впадает. Оптимист! Оптимизм, известно – или неосведомлённость или, пардон, ограниченность… Но здесь не тот случай: энциклопедическая осведомлённость не исключает в нём неистребимого оптимизма.
     Ведь большинство людей, как бы любят жизнь, любви к ней никак не проявляя, или того хуже – стеная и ноя при проявлении её причуд. Но базис личности Георгия Валентиновича – редкий по темпераменту вкус к жизни: безусловное, нередко упоённое её приятие, как ценнейшего дара судьбы. Отсюда редкое душевное полнокровие, не имитация жизни, а добросовестность бытия. От неудержимой истовости в деланье своей жизни этот всепоглащающий интерес ко всему сущему – творческому, научному, общественному, бытовому. Пристальное внимание к различным проявлениям жизни и полученные от того впечатления и составляют материал его стихотворчества. Из его же стихов узнаем о творческом принципе поэта. Души малейшие движенья –
Веселья смех и крик беды –
В стихах находят отраженье
                И оставляют в них следы.
     Стихи Георгия Валентиновича, как и любого поэта, – зеркало души. В них отражается в художественном преломлении весь опыт жизни, её понимание и пожелания – какой хотелось бы её видеть. Надежда, что красота жизни незыблема:
И живу я верою:
Жизнь не будет серою,
следуя правде, сменяются неприятием и осуждением её уродств:
Всё время рвёмся вверх…
И в то же время вниз летим ежеминутно.
     Все стихи автора носят исповедальческий характер, что делает их искренними, наглядно представляющими его духовный мир.
     Большинство поэтов по наивности пытаются назвать и объяснить, что давно (ещё древними греками) названо и объяснено. Новое слово в искусстве давно требует не о ЧЁМ, а КАК сказать об известном. Георгий Валентинович знает об этом требовании искусства:
Чтоб плыть в фарватере искусства,
Нужны и знания, и чувства,
Души особенный настрой,
Согласье сердца с головой…
Здесь к мастерам законы строги,
Но я ищу своей дороги.
Слова, которые рутинны,
Рисуют общую картину –
Но создают её наряд
Слова, которые горят.
     Многие постигнутые им истины, выражены образно и афористично, и рассыпаны во множестве стихотворений. Золото сберечь и вы могли бы,
Когда б не прятали его в карманы.
или:
Ведь счастье – свет, а свет даётся свыше.
Во многих стихах автор фактически следует Блоковскому завету – Сотри случайные черты И ты увидишь – мир прекрасен! В таких стихотворениях, как «Жизнь», «Говорят, от себя не уйдёшь», «В душе хорошие стихи вдруг полыхнут» и многих других, он поднимается до высокого поэтического звучания, когда от них, по его же выражению –
Душа то плачет, то поёт,
Стихи прекрасные услышав,
Встаёт на цыпочки всё выше
И отправляется в полёт.
     Поэт знает, что высшим смыслом жизни, её скрепой является любовь.
Те, кто сдал любви экзамен,
Любят также, как и дышат.
     Как видно из уже сказанного, поэту подвластны разные виды стихотворчества. Вот, к примеру, подлинная поэзия, с использованием ярких поэтических образов и звукописи – в данном случае аллитерации на Р и Г, что делают стихи яркими по мысли и звучанию:
В этот вечер выпал первый снег
И улёгся, перепутав сроки.
Всем казалось – только на ночлег,
Но за ним пришёл мороз жестокий.

Ночью ветры вышли на разбой,
Грабили красавицу рябину:
Налетели, грубые, гурьбой,
То толкали в грудь её, то в спину.

Утром рдели кровью на снегу
Гроздья обворованной рябины…
Кончен бал! Зима пошла в разгул!
Снег искрился, и в глазах рябило.
Привлекательны и стихи без поэтических изобретений и художественных украшений, но в которых точно названы конкретные подробности из окружающей действительности. Иногда истины выражены по законам формальной логики, но литая форма делает их запоминающимися. Нас возвышает красота,
А ненависть и злоба унижают.
или:
Стареет время, а не мы.
или:   
                Не веря в Бога, Бога славим.
     Большое мастерство автора особенно наглядно, когда стихотворением становится одна развёрнутая метафора – к примеру, «Песня сумасшедшего».
Главная особенность души поэта – восторг перед жизнью. Сквозной оптимизм в стихах и песнях не исключает, однако, самого серьёзного и критического взгляда на проблемы в ней. Лиризм его музы неразрывен с социальной совестью: оценка им общественной жизни порой полна сарказма, бывает печальной от сомнений, что улучшения в ней наступят скоро, но оптимизм при этом неубиваем.               
 Был суд над совестью несправедлив и скор…
Но всё ж призыв поднять топор
Звучит всё глуше,
И есть надежда – миром разрешится спор.
Поэт всегда мыслитель, и, если он искренен, в стихах помимо его воли проступят времени черты, в каком ему довелось жить.
Что за время такое!?
Война? – Не война…
Блеск богатства и тени разрухи.
Развалилась на части большая страна,
Как осколки – бомжи и старухи…
     Главным критерием в оценке человека и тем более художника всегда считалось его отношение к людям. Георгий Валентинович радушно относится к людям –
Дом у нас открытый, речь друзей слышна.
  К людям душа его всегда отворена:
Людям её раздаю не жалея.
Лучшего средства помочь им – не вижу.
Может быть, в стужу кого-то согреет
Или поможет кому-нибудь выжить.
               или:
Что впитала и что собрала,
И душа никого не забудет
Всех любимых мной милые лица,
Их поступки, мечты и дела.   
      Искренний интерес к людям обеспечил ему широкий круг друзей и знакомых. У человека, умеющего дружить, неслучайно тема дружбы сквозная во всём творчестве. Она произведена тем, что автор явный экстраверт, он без окружения людей жить не может. Ему необходимо ударяться о другие ипостаси, в результате чего из всего этого схоластичного материала высекаются чувства и мысли, запечатлеваемые стихами. Он не устаёт петь гимн дружбе, кстати, теме, почти не встречающейся в стихах современных поэтов. Трудно припомнить, кто ещё из поэтов дружбу оценил бы так высоко:
Друзья – это солнечный свет
И судьбы драгоценный подарок.
или:
Для меня общение – лучшее лечение.
Достаётся каждому по предназначению:
Кто из грязи во князья по веленью щучьему,
Ну а песни да друзья – только мне везучему.
      Вечная для поэтов тема жизни и смерти занимает не малое место в стихах Георгия Валентиновича. Он знает, что «Наша жизнь – одеяло лоскутное разных красок и разных времён». Чаще всего он говорит о жизни с любовью, с очарованием перед этим Божьим даром:
Жизнь – полёта высота.
В этом жизни красота.
Прославляя жизнь, поэт не скрывает, при этом, эпикурейских настроений.
Пустой стакан меня не веселит,
Пустой стакан – тоска огромной силы,
Сухая глотка пламенем горит.
Но если коньяком стакан налит,
То кажется мне очень он красивым.
Интересна его философская трактовка жизни и смерти через оценку прожитой жизни:
Лишь тот, кто знает, что бессмертен,
Кому Великие сродни,
Тот – независим и со смертью
Умеет жизнь объединить.
      Его рассуждения о смерти – без надрыва, без слезливого трагизма, а за самоиронией просматривается мужественный дух мудреца, не пасующего перед жестокими законами Бытия.
Полное любви к жизни и к людям стихотворение «Ближе к краю…».
Все заботы и печали,
Что за вашу жизнь возникли,
Чтоб других не огорчали,
Уходя, с собой возьмите.
        или из другого:
Жаль, что друзья не напишут мне писем,
Не отправят туда телеграмм!
     Тема времён года, явлений природы, обычная для поэтов, занимает большое место и в творчестве Георгия Валентиновича, причём, ему всегда удаётся сказать об известном по-своему ярко. Стихи, особенно с приходом общей компьютеризации, пишут миллионы. Но малому числу удаются стихи с ярко выраженной мыслью, а тем более с образной выразительностью, что является творческой особенностью Епанечникова.
Плавит лёд дыхание весны,
Реже облака, а небо выше…
Капают с сосулек, как с ресниц,
Ледяные слёзы из-под крыши.
     Юмор и самоирония, всегда говорящие о мудрости и силе духа автора, во множестве присутствуют и в стихах Георгия Валентиновича – см. к примеру, «Обгоняющему время».
     Не лишён автор размышлений о том, как его слово отзовётся.
Пространство горлом разорвав,
Я получил обратно эхо…
А вы найдёте те слова,
Которые ведут к успеху?
Редки моменты, когда в его стихах появляются мотивы печали – это происходит, когда он видит, как самое дорогое, что он ценит больше всего, уходит из жизни…
Любовь уходит незаметно.
Любовь уходит безвозвратно.
Любовь уходит постепенно,
С небес спускаясь по ступеням…
Автор знает цену времени, поэтому успевает так много – жить интересной, напряжённой жизнью, мыслить и создавать художественные произведения.
Ограничены дни,
Чтоб спасти этот мир.
Совесть – твой проводник,
Время – твой конвоир.
     Окидывая мысленно прочитанное, видишь, что наиглавнейшими побудительными мотивами, которые двигают всё творчество поэта, являются время и любовь, помноженные на жизнелюбие. Эти особенности творчества поэта подспудно, в подтексте, присутствуют, за редким исключением, во всех стихах, делая их значимыми не только для автора, но и для читателей. Стихи, представленные в сборнике, не авангардны, не ребусы, столь распространённые средь современных стихотворцев, но при их кажущейся простоте, они высокоинтеллектуальны и требуют внимательного чтения.
      Творческая устремлённость позволили ему создать обширное полотно жизни, отражённое в более чем в 1.5 тысяч стихотворений и более ста песен. Многие его стихи отличаются мелодичностью, и положенные на музыку самим автором и исполняемые им же под гитару, свидетельствуют о его музыкальной одарённости. И ещё одна особенность личности Георгия Валентиновича, как приверженца поэтического слова – он помнит наизусть множество своих и чужих стихов, более ста своих песен и не менее чужих, и этим может занимать ваше внимание много часов кряду. Итоговый сборник включает и тексты песен, которые по характеру близки к стихам. Занимаясь написанием песен, он мало озаботился об их популярности и известности. И напрасно – его замечательные песни остаются неизвестными, и, конечно, требует отдельного звукового издания.
Теперь надо ответить на главный вопрос: есть ли у автора свой почерк, своё творческое лицо? Ответ короток: да! Разнообразием тем, глубиной их трактовки поэт «стал больше себя», что делает его творчество ценным не только для дружеского круга. Прочитав книгу, видишь, что автор шёл в поэтическом творчестве своим путём, не унижаясь до подражательств и заимствований, и потому ему удалось осветить свою нишу Бытия. Сказанное Пушкиным о Байроне: «Он исповедался в своих стихах невольно, увлечённый восторгом поэзии», в полной мере можно отнести и к творчеству Георгия Валентиновича. История и содержание стихов Епанечникова позволяют понять его, как поэта и как человека. Высокий интеллектуальный заряд делает его незаурядной и запоминающейся личностью.
Хочется отметить одну особенность этой книги: почему некоторых признанных поэтов читать скучно и не интересно, а стихи Епанечникова, за редким исключением, затягивают ваше внимание?
Поскольку это сборник Избранных стихов, то есть лучших, то уместно удержаться от критических замечаний, больше относящимся к стихам, не вошедшим в эту книгу.
Сборник ИЗБРАННЫХ стихов Георгия Валентиновича – квинтэссенция его творческого труда, прекрасное свидетельство незаурядного творчества поэта, каждой строчкой доказавшего, что для него жить означает – любить.
Лишь любовь – в цене, как прежде.
Если нравы станут строже,
Спрос взлетит, и есть надежда –
Будет нам ещё дороже.
И вот ещё что замечательно: после сборника Избранные стихи, куда вошло лучшее из написанного им, Георгий Валентинович сумел издать ещё один – седьмой по счёту сборник, названный им Послесловие. Короткие стихотворения в 3-4 строфы вобрали в себя самые заветные мысли поэта, прожившего большую жизнь. Сокровенные, итоговые по смыслу, они полны мудрости уровня незаурядного мыслителя, великодушного прощения жизненных неурядиц и пронзительной грусти оттого, что белый свет нам подарен не навечно…
Так любить людей сердце жаждало!
Раздарил тепло всем и каждому.
На ветру стоял – сердце выстыло…
А теперь один и жду выстрела…
Последние стихи особо отличаются афористичностью:
Будет лишь тот после смерти в раю,
Кто боль чужую узнал, как свою.
или:
Умирают раньше смерти,
Если жизнь теряет цель.
Но и даже горькие мысли не обошлись без его фирменного сарказма:
Хоть жизнь болезнями полна,
До смерти всем здоровья хватит.
и:
Жизнь кипит, как говорится,
Значит, скоро испарится.
  Уже знакомые с творчеством Георгия Валентиновича искренне желают ему творческого долголетия и растущего числа читателей – на сайте Стихи.ру (из-за мизерного обычно в наше время тиража книг), и числа слушателей на портале Изба-читальня. Песни, где Георгий Валентинович музыкальным альбомом сотворил себе нерукотворный памятник. Хочется верить, что никогда не исчезнет внимание к жизнедеятельности хранителей русской речи, каким, бесспорно, является творчество Георгия Валентиновича Епанечникова.   
   
                Виктор ВАСИЛЕНКО