Стих об Илье Явленном

Пронин Алексей
Тут ли часовня стояла?
Тут ли святынька была?
- Здесь – мне старушка сказала,
Губы платком обтерла.
- Я уж не помню часовни,
Миленький, старая я.
Знаю, что в нашей деревне
Праздник – святой Илия.
Помнится всё говорили,
Будто когда-то давно,
Милый, иконка явилась,
Божие чудо, родной.
- Где?
- За деревней колодчик,
Ключик, святой родничок,
Он ещё жив, если хочешь
Глянь-посмотри – всё течёт.
Вот, при колодчике этом
Образ святой и нашли.
Думаю я, это летом,
В праздник святого Ильи.
Образ большой, да красивый,
Но сговорился народ,
Явленный божеской силой,
Образ отдать во приход.
Этой иконке чудесной
Место – приход, Божий храм,
Самое-самое место,
Быть сохраненному там.
И помолившись крестьяне
Образ в село отнесли.
Ночка прошла. Утром ранним
В храм прихожане пришли.
Но принесенной иконы
Нету в церковных стенах.
Где же? Замок-то не сломан…
Тут, в рушниках, на руках
Вносят крестьяне потерю
Ескинский, тот же народ.
Веришь, ты или не веришь?
Истинной крест тебе – вот!
- Верю, конечно же верю!
Что же там было потом?
- Вышел тут батюшка в двери,
Из алтаря со дьячком –
Эдак всплеснули руками –
Батюшки-светы мои!
Дивен Господь чудесами!
Где ж вы икону нашли?
Старенькой дед им ответил:
- Утром к колодчику шел,
Рано, на самом рассвете,
Там я её и нашел.
Батюшка снова икону
На аналой возложил
Перекрестившись с поклоном,
Принялся службу служить -
Богу святые каноны,
Густо кадить фимиам.
А приложившись к иконе
Все разошлись по домам.
Сторож засовом все двери
Изнутри плотно закрыл,
Все закоулки проверил,
Вход на замок затворил.

Утром, старушка, раненько,
Я уж не помню как звать,
Шла до колодцу с бадейкой,
Чистой водицы набрать.
Вот, к роднику-то пробралась,
Господи Боже ты мой!
Даже она испугалась –
Смотрит Илья как живой!
Перекрестилась старушка,
Бросив бадейку, скорей
Заторопилась к избушкам,
Чтобы покликать людей.
Вот у колодца собрался
Наш деревенской народ
Как же с иконой-то, братцы?
Снова отнесть во приход?
Тут из села приходского,
Видно, - подвода пылит,
Батюшка на ногу скорый:
- Здесь ли иконка? Нашли?
- Знамо! Опять отыскалась.
Эвота, сам погляди.
- Что же за притча такая?
Батюшка, ты рассуди!
- Вот что скажу прихожане,
Милые чада мои,
Строить часовенку станем,
В память пророка Ильи.
Видимо воля Господня
Образу в Ескине быть.
Надо бы, значит, часовню
Здесь небольшую срубить.
Так мужики и решили,
Батюшка благословил,
Быстро часовню срубили,
Он же её освятил.
В ладной часовенке этой
Образ поставлен и был.
С той поры в каждое лето
Батюшка в праздник служил.
А отслуживши, с народом
Явленный образ подняв
Шли на родник крестным ходом,
В колокол медный звоня.
Праздник потом отмечали,
Песни, гулянье, вино,
Родичей, всех привечали,
Это всё было давно…
Милой, давай-ка я чаем
Что ли тебя напою,
Нынче одна я, скучаю,
Хвораю, таблеточки пью…
Я согласился. В крылечко
Вслед за старушкой вошёл
Пахло лекарством и печкой,
В горнице светлой большой.
Чай вскипятила старушка
Чашки на стол принесла
Сахар, конфеты да сушки
И кипятка налила.
- Пей милый, пей не стесняйся
Больше песочка клади,
Я-то, от сахара маюсь, -
Пей, на меня не гляди.
Валенки вижу в заплатах
Руки сложив на подол
Села старушка на лавку
Я примостился за стол.
- Ты расскажи, баба Маня
Где же часовня теперь?
- Вон, за окошком-то, камни.
Всё что осталось, поверь.
В этой часовенке, что ли,
Помнится был магазин,
Что продавали? – соль,
Мыло, муку, керосин.
Я не припомню что сталось
После с часовенкой той:
Или ее раскатали,
Баню кто может построил.
Или ее распилили -
В печки пошла на дрова.
Или на месте согнила,
Ветхая все же была…
Только и есть, у канавы
Груда лежит валунов,
Тут вот она и стояла,
Камни-то, из под углов…
- Жалко… Скажи баба Маня,
Где же икона Ильи
Что у колодца крестьяне
Ты говорила, нашли?
- Миленькой, Бог её знает,
Столько минуло годов…
Старая я, и хвораю,
Зябну, не греет уж кровь…

Нету теперь той старушки
И деревенька пуста.
Ветер гуляет в избушках
Треплет листву на кустах.
Сыплет листвою на камни –
Зазеленевший гранит.
А по за полем, кустами,
Льется холодный родник.

2021-22г