Случай на пляже

Котенко Татьяна
               
                Случай на пляже
    Жаркий  июльский день. Солнце в зените. Пора прятаться в тень или, вспомнив молодость,  нырнуть с юнговской пристани прямо в море вниз головой, чтобы быстро освежиться и получить мощный заряд бодрости. Знойное марево полностью окутывает меня, словно флёром,  даже начинает клонить в сон, однако я продолжаю сидеть в шезлонге, делая вид, что читаю. На самом деле я давно с любопытством прислушиваюсь к детским голосам и  занимательному разговору  подростков. Не замечая  жары, дети что –то активно строят на морском берегу.  Командует девочка, мальчики послушно всё исполняют. Наконец, я закрываю книгу, снимаю солнцезащитные очки и открываю  глаза.
       На  песчано-галечном  пляже  выстроен из камней целый мегаполис, обнесённый стеной из таких же  гладких  морских камешков. Приглядевшись, с удивлением признаю  китайский город-крепость. Построен аккуратно и со знанием дела. Видно, строители в душе  - творческие  архитекторы. Надо же, нашли и собрали столько морских камней!   И плоские, и  круглые в виде пышек, и большие голыши,  и маленькие пузатые.  Все дома многоэтажные, скорее многослойные пирамиды - постройки средних веков. Такие я видела когда-то в совдепии на картинках в детских журналах и мультиках. Десятилетней девочке помогали двое ребят постарше. Я похвалила строителей за красоту и великолепие каменного города,  и у нас с девочкой завязался небезынтересный диалог.
-Ты хочешь стать строителем? Архитектором?
-Нет.
-Дизайнером?
-Нет. Хочу поехать в Китай.
-И как же ты идёшь к своей цели? Строишь китайские города?
-Нет. Учу китайский язык. Уже три года. Он такой трудный!
-Молодец. Сколько выучила слов?
И она чётко произносит по-китайски:  «Здравствуйте! Как ваши дела? До свидания! Будда! Фэн-шуй!», - при этом каждый раз не забывая поклониться.
-Молодец! Мой внук учит  английский тоже три года, но в диалоге может сказать  значительно меньше слов. А ты разрешишь пройти по улицам города - крепости? Красиво построено, со вкусом и изяществом. Знаешь, а мне больше нравятся славянские города.
-А это какие?
-Города, которые строят славяне.
--А это кто?! – искренне удивилась девочка.
Я удивилась не меньше: Ты православная?
После минутного замешательства:  А это какая?
-Ты крещёная?
-Не знаю.
Замечаю на шее  золотую цепочку: А крестик у тебя есть?!
Секунда на раздумье. «Да, есть!» - и достаёт из ворота футболки крестик,  показывает.
-А крёстная у тебя есть?
-Да, мамина подруга. Они сейчас вместе в Турции отдыхают. А я здесь с бабушкой и её внуками. Это мои двоюродные братья. Они в школе английский учат, в Англию собираются. Но по-английски могут только сказать,  как их зовут.
- O tempora, o mores!  О времена, о нравы!  – невольно вырывается у меня из груди  крылатая латинская фраза, осуждающая, на мой взгляд,  упадок нравов юного поколения. Наше поколение, бесспорно, было лучше! - Per aspera ad astra! Раньше через тернии мечтали летать к звёздам, а сегодня «Через тернии — за границу! К триумфу!».
- Тётя, а на каком языке вы это сказали? Это тоже китайский? НаУчите?!
-Девочка, это латынь. Но, если верить  Александру Пушкину, «она из моды вышла ныне…», поэтому зубри то, что в тренде. Авось, пригодится!
        А мне вдруг вспомнился герой рассказа Льва Толстого «После бала», который сокрушался, что человек сам по себе не может понять, что хорошо и что дурно, что всё дело в среде, которая заедает человека, а возможно, всё дело в случае! Именно! В случае! Спасибо тебе, девочка за эту встречу! Я быстро собрала нехитрые пляжные принадлежности и поехала тестировать внука.