СУБМАРИНОЙ КОМАНДУЕТ А. С. ПУШКИН
«Проходят расстояния любые и, не всплывая обойдут весь свет.
А в лодках люди, русские, простые, застыли у приборов и ракет.
Они на страже мира – часовые, чтоб мы спокойно встретили рассвет.
Нам чести удостоила Россия хранить её святые рубежи.
Ведь мы на страже мира часовые, нам трудности в походах не страшны.
Запомни, враг: напрасны все стремленья затеять в мире атомный пожар,
Мы начеку, и надо нам мгновенье, чтоб нанести решительный удар!»
Из песни советского времени
Взглянувший на название очерка, любознательный читатель наверняка подумает, при чём тут фамилия великого русского поэта, да ещё и подводная лодка.
Оказывается, такие же имя, отчество и фамилию носил замечательный советский подводник, хотя и называвший себя в шутку «Не Пушкиным», первым испытавшем в море самый уникальный корабль – подводный истребитель – перехватчик 705 проекта под названием «Лира».
Это произошло 18 декабря 1969 года, когда в ходе государственных испытаний лодка К – 64 проекта 705 развила полный ход в течении 12 часов, совершила полный поворот и испытание всей техники. Отметки лагов дошли до цифры 42 узла, тем самым был установлен мировой рекорд скорости подводного плавания. В запасе оставалось ещё 20 % мощности главной энергетической установки нового типа с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ), позволявшей значительно снизить водоизмещение по сравнению с обычным реактором.
Особенностями нового атомохода явились: титановый корпус, комплексная автоматизация, уникальная боевая информационно – управляющая система (БИУС). Впервые в мире на «Лире» установили аварийно – всплывающую камеру для спасения всего экипажа, состоявшего из 25 офицеров и 4 мичманов.
Высокие скоростные характеристики – развитие полного хода в течении одной минуты, позволяли атомоходу быстро заходить в «теневой» сектор любого корабля даже при обнаружении самого. Одновременно, «Лира» не позволяла зайти вражеским кораблям в свои кормовые углы (зону гидроакустической тени), которые всегда являлись удобными для скрытного слежения и нанесения внезапного удара. Так, например, чтобы развернуться на 180 градусов при максимальной скорости ей требовалось только 42 секунды, именно при такой внезапности противник терял цель, а «Лира» оказывалась у него в хвосте.
Таким образом, у ВМФ Советского Союза появилось совершенно новое оружие, способное уничтожать любую авианосную ударную группу и подводные ракетоносцы США. Атомоходы проекта 705 (шифр НАТО «Alfa») вызвали настоящий шок на Западе, под ударом оказался ВМФ Америки. А лодка с командиром капитаном 1 ранга А. Пушкиным получила у американцев название «Голубой кит».
Сам командир лодки писал: «Не случайно наш первый выход на испытания был отмечен радиостанцией «Би – би – си». Радио объявило о начале испытания в Советском Союзе уникальной подводной лодки «Голубой кит» - под таким кодом она проходила в справочниках Джейна. В ходе испытаний радиостанция несколько раз отмечала, что пока испытания идут успешно. Не случайно эта лодка заинтересовала военно – морских специалистов Запада. Против такого корабля всё существующее оружие, кроме ядерного, было бесполезным. Благодаря своей манёвренности и скорости она могла уклониться от любой вражеской торпеды.»
Одна из таких советских лодок в течении суток осуществляла в Атлантике слежение за атомоходом противника, находясь в его кормовом секторе. Предпринимаемые им попытки оторваться от «Лиры» не имели успеха, и только когда она получила приказ с берега, «охота» прекратилась.
В Ленинграде и Северодвинске построили серию из 6 лодок проекта 705, все они несли боевую службу в составе противолодочных и противоавианосных соединений.
К сожалению, наступили известные 90 – е годы, приведшие к закату существования уникальных атомоходов, флот лишился финансирования, и они были выведены из боевого состава, первыми, как говорится, пошли под нож. Судьбу субмарин решил и дорогостоящий титан, корпуса быстро «утилизировали», не без участия из – за рубежа. Сыграли свою роль и несовершенство энергетических установок, полная автоматизация кораблей, требующие совершенствования и доработки. Атомоходы проекта 705 намного опередили своё время и внесли огромный вклад в создание будущих атомных подводных лодок.
Первый командир «Голубого кита» А. С. Пушкин продолжил службу на Северном флоте, стал командиром 33 – й Дивизии 1 – й флотилии атомных подводных лодок, получил звание контр – адмирала. На досуге Александр Сергеевич писал стихи, занимался живописью, увлекался музыкой, знал английский и французский языки. С 1978 по 1987 годы возглавлял редакцию главного журнала ВМФ «Морской сборник». Помимо работ по истории военно – морского искусства написал очерки «У ледяных причалов» и «Подводная лодка <Голубой кит>». Символично, что именно Александр Сергеевич учредил и являлся президентом Международного Пушкинского общества в России.
ТАКИМ БЫЛ ЭТОТ МУЖЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК, ПОЛНЫЙ ТЁЗКА ВЕЛИКОГО ПОЭТА, СЛУЖБА КОТОРОГО ПРОХОДИЛА НА ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ, А ОДНУ ИЗ НИХ, САМУЮ УНИКАЛЬНУЮ ОН ИСПЫТАЛ, ОТКРЫЛ ЕЙ ДОРОГУ В МОРЯ И ОКЕАНЫ.
6 августа 2022 года Вячеслав Прытков