Субмариной командует А. С. Пушкин

Вячеслав Прытков
                СУБМАРИНОЙ   КОМАНДУЕТ   А. С. ПУШКИН

«Проходят  расстояния  любые  и, не  всплывая  обойдут  весь  свет.
А  в  лодках  люди, русские, простые, застыли  у  приборов  и  ракет.
Они  на  страже  мира – часовые, чтоб  мы  спокойно  встретили  рассвет.
Нам  чести  удостоила  Россия  хранить  её  святые  рубежи.
Ведь  мы  на  страже  мира  часовые, нам  трудности  в  походах  не  страшны.
Запомни, враг: напрасны  все  стремленья  затеять  в  мире  атомный  пожар,
Мы  начеку, и  надо  нам  мгновенье, чтоб  нанести  решительный  удар!»
               
                Из  песни  советского  времени


Взглянувший  на  название  очерка, любознательный  читатель  наверняка  подумает, при  чём  тут  фамилия  великого  русского  поэта, да  ещё  и  подводная  лодка.
Оказывается, такие  же  имя, отчество  и  фамилию  носил  замечательный  советский  подводник, хотя  и  называвший  себя  в  шутку  «Не Пушкиным», первым  испытавшем  в  море  самый  уникальный  корабль – подводный  истребитель – перехватчик  705  проекта  под  названием  «Лира».
Это  произошло  18  декабря  1969  года, когда  в  ходе  государственных  испытаний  лодка  К – 64  проекта  705  развила  полный  ход  в  течении  12  часов, совершила  полный  поворот  и  испытание  всей  техники. Отметки  лагов  дошли  до  цифры  42  узла, тем  самым  был  установлен  мировой  рекорд  скорости  подводного  плавания. В  запасе  оставалось  ещё  20 %  мощности  главной  энергетической  установки  нового  типа  с  жидкометаллическим  теплоносителем  (ЖМТ), позволявшей  значительно  снизить  водоизмещение  по  сравнению  с  обычным  реактором.

Особенностями  нового  атомохода  явились: титановый  корпус, комплексная  автоматизация, уникальная  боевая  информационно – управляющая  система  (БИУС). Впервые  в  мире  на  «Лире»  установили  аварийно – всплывающую  камеру  для  спасения  всего  экипажа, состоявшего  из  25  офицеров  и  4  мичманов.
Высокие  скоростные  характеристики – развитие  полного  хода  в  течении  одной  минуты, позволяли  атомоходу  быстро  заходить  в  «теневой»  сектор  любого  корабля  даже  при  обнаружении  самого. Одновременно, «Лира»  не  позволяла  зайти  вражеским  кораблям  в  свои  кормовые  углы  (зону  гидроакустической  тени), которые  всегда  являлись  удобными  для  скрытного  слежения  и  нанесения  внезапного  удара. Так, например, чтобы  развернуться  на  180  градусов  при  максимальной  скорости  ей  требовалось  только  42  секунды, именно  при  такой  внезапности  противник  терял  цель, а  «Лира»  оказывалась  у  него  в  хвосте.

Таким  образом, у  ВМФ  Советского  Союза  появилось  совершенно  новое  оружие, способное  уничтожать  любую  авианосную  ударную  группу  и  подводные  ракетоносцы  США. Атомоходы  проекта  705  (шифр  НАТО  «Alfa»)  вызвали  настоящий  шок  на  Западе, под  ударом  оказался  ВМФ  Америки. А  лодка  с  командиром  капитаном  1  ранга  А. Пушкиным  получила  у  американцев  название  «Голубой  кит».
Сам  командир  лодки  писал: «Не  случайно  наш  первый  выход  на  испытания  был  отмечен  радиостанцией  «Би – би – си». Радио  объявило  о  начале  испытания  в  Советском  Союзе  уникальной  подводной  лодки  «Голубой  кит» - под  таким  кодом  она  проходила  в  справочниках  Джейна. В  ходе  испытаний  радиостанция  несколько  раз  отмечала, что  пока  испытания  идут  успешно. Не  случайно  эта  лодка  заинтересовала  военно – морских  специалистов  Запада. Против  такого  корабля  всё  существующее  оружие, кроме  ядерного, было  бесполезным. Благодаря  своей  манёвренности и  скорости  она  могла  уклониться  от  любой  вражеской  торпеды.» 

Одна  из  таких  советских  лодок  в  течении  суток  осуществляла  в  Атлантике  слежение  за  атомоходом  противника, находясь  в  его  кормовом  секторе. Предпринимаемые  им  попытки  оторваться  от  «Лиры»  не  имели  успеха, и  только  когда  она  получила  приказ  с  берега, «охота»  прекратилась.

В  Ленинграде  и  Северодвинске  построили  серию  из  6  лодок  проекта  705, все  они  несли  боевую  службу  в  составе  противолодочных  и  противоавианосных  соединений. 

К  сожалению, наступили  известные  90 – е  годы, приведшие  к  закату  существования  уникальных  атомоходов, флот  лишился  финансирования, и  они  были  выведены  из  боевого  состава, первыми, как  говорится, пошли  под  нож. Судьбу  субмарин  решил  и  дорогостоящий  титан, корпуса  быстро  «утилизировали», не  без  участия  из – за  рубежа. Сыграли  свою  роль  и  несовершенство  энергетических  установок, полная  автоматизация  кораблей, требующие  совершенствования  и  доработки. Атомоходы  проекта  705  намного  опередили  своё  время  и  внесли  огромный  вклад  в  создание  будущих  атомных  подводных  лодок.

Первый  командир  «Голубого  кита»  А. С. Пушкин  продолжил  службу  на  Северном  флоте, стал  командиром  33 – й  Дивизии  1 – й  флотилии  атомных  подводных  лодок, получил  звание  контр – адмирала. На  досуге  Александр  Сергеевич  писал  стихи, занимался  живописью, увлекался  музыкой, знал  английский  и  французский  языки. С  1978  по  1987  годы  возглавлял  редакцию  главного  журнала  ВМФ  «Морской  сборник». Помимо  работ  по  истории  военно – морского  искусства  написал  очерки  «У  ледяных  причалов»  и  «Подводная  лодка  <Голубой  кит>». Символично, что  именно  Александр  Сергеевич  учредил  и  являлся  президентом  Международного  Пушкинского  общества  в  России.

ТАКИМ  БЫЛ  ЭТОТ  МУЖЕСТВЕННЫЙ  ЧЕЛОВЕК, ПОЛНЫЙ  ТЁЗКА  ВЕЛИКОГО  ПОЭТА, СЛУЖБА  КОТОРОГО  ПРОХОДИЛА  НА  ПОДВОДНЫХ  ЛОДКАХ, А  ОДНУ  ИЗ  НИХ, САМУЮ  УНИКАЛЬНУЮ  ОН  ИСПЫТАЛ, ОТКРЫЛ  ЕЙ  ДОРОГУ  В  МОРЯ  И  ОКЕАНЫ.

6  августа  2022 года                Вячеслав  Прытков