Блок. С мирным счастьем покончены счеты... Прочтен

Виталий Литвин
«С мирным счастьем покончены счеты…»
 





                С мирным счастьем покончены счеты,
                Не дразни, запоздалый уют.
                Всюду эти щемящие ноты
                Стерегут и в пустыню зовут.
 
                Жизнь пустынна, бездомна, бездонна,
                Да, я в это поверил с тех пор,
                Как пропел мне сиреной влюбленной
                Тот, сквозь ночь пролетевший, мотор.
                11 февраля 1910

 




     «…Сквозь ночь пролетевший мотор»  – это не ночной самолёт.

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:

«
     – «...Как пропел мне сиреной влюбленной...» – Старинные пневматические сигналы, стоявшие на ранних автомобилях, издавали гармоническое звучание.
     – «…Тот, сквозь ночь пролетевший, мотор.»  –  По воспоминаниям В.А. Зоргенфрея о свиданиях 1915 г., он гулял как-то с Блоком по петроградской стороне: «Запомнился мне теплый летний вечер, длинная аллея Петровского острова, бесшумно пронесшийся мотор. «Вот из такого, промелькнувшего когда-то мотора вышли "Шаги Командора", – сказал А(лександр) А(лександрович) – И два варианта (то есть "С мирным счастьем покончены счеты ..." и "Седые сумерки легли ... " – Ред.). И прибавил, помолчав: "Только слово мотор нехорошо, – так ведь говорить неправильно".» (Воспоминания, 2. С. 24).
»

«Седые сумерки легли…»:

                «Седые сумерки легли
                Весной на город бледный.
                Автомобиль пропел вдали
                В рожок победный…
                11 февраля 1910»

«Шаги Командора»:

                «…Анна, Анна, сладко ль спать в могиле?
                Сладко ль видеть неземные сны?

                Жизнь пуста, безумна и бездонна!
                Выходи на битву, старый рок!
                И в ответ – победно и влюбленно –
                В снежной мгле поет рожок...

                Пролетает, брызнув в ночь огнями,
                Черный, тихий, как сова, мотор.
                Тихими, тяжелыми шагами
                В дом вступает Командор...
                1910-1912»

     Вильге;льм Алекса;ндрович Зоргенфре;й (30 августа (11 сентября) 1882 — 21 сентября 1938) — русский поэт Серебряного века, переводчик.
      Родился в Аккермане Бессарабской губернии; отец — военный врач, лифляндский немец по происхождению, мать — армянка.
      …В 1906 году познакомился с А. А. Блоком, оказавшим на Зоргенфрея большое влияние. Знакомство со временем переросло в дружбу. (Блок посвящает Зоргенфрею «Шаги Командора».) Свой единственный стихотворный сборник «Страстная суббота» (СПб.,"Время", 1922) Зоргенфрей впоследствии посвятил «благословенной памяти Александра Александровича Блока», а также написал две мемуарные статьи о поэте.
     …Арестован 4 января 1938 года по «делу ленинградской писательской организации» (по нему же арестованы Б. Лившиц, Н. Заболоцкий и другие[1]).
     Обвинён в участии в антисоветской контрреволюционной писательской организации (ст. 58-11 УК РСФСР).
     Осуждён 20 сентября 1938 года выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР. Приговорён к расстрелу.
     Казнён 21 сентября 1938 года в здании тюрьмы на Нижегородской улице, 39 в Ленинграде.
                Википедия.

     «– щемящие ноты // Стерегут и в пустыню зовут – “пустыня” для Блока связана с Вл. Соловьевым – его третьим свиданием  с Лучезарной:

                «…Как ветерка прохладное дыханье:
                “В пустыне я – иди туда за мной…”

                ...Смеялась, верно, ты, как средь пустыни
                В цилиндре высочайшем и в пальто,
                За чёрта принятый, в здоровом бедуине
                Я дрожь испуга вызвал и за то

                Чуть не убит.

                … О лучезарная! тобой я не обманут:
                Я всю тебя в пустыне увидал…»
                Вл. Соловьев. Три свидания.

     То есть в строках «…ноты // Стерегут и в пустыню зовут. // Жизнь пустынна, бездомна, бездонна»,  последнее предложение – это не углубление, раскрытие предыдущего «Стерегут и в пустыню зовут», а горькое противопоставление: пустыня? – Жизнь и так – пуста, безумна и бездонна…»   

     В его времена автомобили были всё-таки ещё  техногенной экзотикой, и, вот, по сумеречной мостовой, издавая гармоническое звучание – сиреной влюблённой – разбрызгивая огнями, проносится это чудо.  Внутри с водителем силуэт дамы…   А дома… Сравните даты –

Блок. Из записных книжек:
1910 год. 18 февраля.
     «Люба довела маму до болезни. Люба отогнала от меня людей. Люба создала всю эту невыносимую сложность и утомительность отношений, какая теперь есть. Люба выталкивает от себя и от меня всех лучших людей, в том числе — мою мать, то есть мою совесть. Люба испортила мне столько лет жизни, измучила меня и довела до того, что я теперь. Люба, как только она коснется жизни, становится сейчас же таким дурным человеком, как ее отец, мать и братья. Хуже, чем дурным человеком — страшным, мрачным, низким, устраивающим каверзы существом, как весь ее поповский род. Люба на земле — страшное, посланное для того, чтобы мучить и уничтожать ценности земные. Но — 1898-1902 сделали то, что я не могу с ней расстаться и люблю ее.»

     «Люба на земле — страшное, посланное для того, чтобы мучить и уничтожать ценности земные…» – наконец-то он понял.