Белая готика. Три структурных этапа жанра

Эльдар Шарбатов
Белая готика в литературе. Структура жанра: II и III этапы

I структурный этап, «Связь с классическим жанром» рассмотрен в предыдущем эссе:
http://proza.ru/2022/07/06/141

II этап. За гранью феерии

Основной психологический этап произведения – это самая богатая сфера для стихийных литературных образов, и самых смелых метафор.  Герои пересекают фатальные врата невозврата и архетип индивидуальности отступает: маски, которыми они бытовали, уходят, как палые листья. Атмосфера контрастно становится красочной и волшебной, лишь растущая тревога напоминает о насущном трагизме покинутой реальности.

Прохождение первой грани, врат Преисподней не так страшно, как её рисует нуар-готика: герой может даже не понять, что уже пересёк её – всё проясняется позже. Из повествования произведение легко превращается в феерию. Сюжет похож на фэнтезийный, но психологически понятный.

III этап. Ожившая мистерия

Объединяет фееричный мир с практическим опытом героя. Качественно проработанная граница с миром духов отличает жанр и от классической готики, и от фэнтези.

Трагедия свершилась, реальность изменилась необратимо, но сознание продолжает жить. Часто на этом этапе прежде уязвимый герой сам становится воплощением ужаса, но пугает не сколько читателя, сколько окружающий мир (относящийся к первому жанровому этапу). Теперь он понимает намного больше читателя, отрешённая и непредсказуемая логика проясняется, меняя эпилог истории.

Это корректирующий момент: меняется мировосприятие; безнадёжно серый, или сумрачный мир отступает перед новым озарением и прежние напасти меркнут. Духовный опыт автора, выражаясь через образы и психологические приёмы, целостно и в цвете оживляет архетипную память читателей: таким образом, классические художественные образы неожиданно могут дать живое объяснение всем загадкам второго и первого жанровых этапов, или даже жизненным феноменам. Сегодня это возможно.

Такова приоритетная цель современного искусства: не загадки, но развитие самосознания. В современном мире гуманитарная сфера обязана стремительно повышать культуру общества вслед за опасным ростом технического прогресса – всё сводится к этому.

Таким образом, жанр Белая готика предполагает три ментальных этапа, разделённых двумя гранями бессознательного.
I этап – это связь с классическим жанром готики.
II этап – пересечение фееричной границы с подсознанием (грань невозврата).
III этап: главная особенность жанра – сверхсознательная связь мистерии с бытийным опытом.


В дальнейшем рассмотрим структурные особенности жанра на конкретных примерах из литературы.
Продолжение: http://proza.ru/2023/03/27/57