Как причудливо тасуется колода

Мансур Суруш
Как причудливо тасуется колода
В одном роскошном доме у зажиточных хозяев была любимица – красивая болонка с белой густой шелковистой шерстью и загнутым на спину хвостиком. Не чаявшая в ней души  хозяйка именовала её Белозвёздочкой. Хозяева были богаты, жили на широкую ногу, транжили не жалея денег, часто приглашали в гости друзей и знакомых и устраивали кутежи, пели, танцевали и пиршествовали за столом, ломившемся от явств, с которого много вкусненького перепадало и Белозвёздочке. Хозяйка любила показывать свою декоративную собачку с ярким бантиком на шее гостям, приговаривая при этом: “Посмотрите, какая у нас милая девочка, просто душенька”. И впрямь, миниатюрная болонка никогда не была обделена вниманием, за ней ухаживали с любовью и холили, по несколько раз на дню кормили с рук. Лёжа и засыпая на мягких бархатных подушках, она думала, что так будет всегда. Но никому не дано предугадать, что судьба выкинет завтра. Прогадала и избалованная болонка.
Однажды когда хозяева устроили по обыкновению очередную гулянку и были заняты собой,  один из гостей испросив разрешения у дам, задымил сигарой Белозвёздочка, не выносившая гари, незаметно выскользнула на крылечко, чтобы подышать свежим воздухом. Она чуть было не прикорнула, как в это время во двор забежала лохматая, грязная и с измождённым видом, кожа да кости, собака. Увидев её, Белозвёздочка на правах хозяйки решила прогнать непрошенную незнакомку, но разглядев её габариты, благоразумно отказалась от этой мысли, и как потом покажет время, поступила правильно. Заприметила болонку и дворняжка, остановилась и уставилась на неё, не скрывая своего умиления.
- Кто ты? – прервав молчание, обратилась она к болонке. – Какой у тебя красивый бант. А как тебя зовут?
- Я болонка, - ответила надменна та. – Зовут меня Белозвёздочка. А хозяева, особенно хозяйка, не могут надышаться на меня.
И это было действительно так, не бравада.
- У тебя значит есть хозяева, - с удивлением молвила дворняжка. – А у меня их отродясь не было, сама себе хозяйка, когда хочу и куда, иду на смовыгул.
И с достоинством добавила:
  - Зато я не на привязи, чем очень дорожу.
 Этот ответ привёл болонку в крайнее изумление.
- Тогда как и где ты живёшь без хозяев? – спросила она.
- А где придётся, - бесхитростно ответила незнакомка. – В ненастные же дни я укрываюсь в небольшом заброшенном сарайчике на окраине города.
Озадаченная болонка задумалась, а затем сказала:
- Я хочу знать, кто ты, вообще?
Как зовут тебя?
- Кто я? – ответила забредшая собака. – Разве по мне не видно, я обыкновенная дворняжка. А как зовут меня, я даже сама незнаю. Впрочем, куда бы я не пришла, мне говорят: “Фу, паршивка, пошла вон!” А когда я убегаю, пацаны улюлюкая, забрасывают меня камнями. Выходит, меня зовут Паршивка. Вот мы и познакомились. Давай будем дружить.
Не зная, что и ответить, Белозвёздочка молчала. Выждав паузу, Паршивка, указывая на приоткрытое окно неподалеку от крыльца и глотнув слюну тихо сказала:
- Как оттуда вкусно пахнет.
- Там наша кухня, - пояснила болонка. – А ты что голодная?
- Да, очень, - призналась Паршивка, - который уж день не везёт, ничего съестного найти не могу. Хорошо бы заморить червячка.
Белозвёздочке стало жаль Паршивку, которая предложила ей дружбу, и она сказала:
- Сегодня наш дом полон гостей, приходи завтра, я тебе
что-нибудь вынесу.
- Спасибо, - ответила дворняжка, - конечно приду. И пошла восвояси.
Как и условились новоявленные друзья, на другой день Паршивка забежала в знакомый двор. Белозвёздочка в привычной позе возлежала на крылечке. После вкусного и сытного обеда она любила нежиться в лучах теплого солнышка. Это хозяйке рекомендовал ветеринар, и та приучила к этому своего домочадца. Завидев болонку, Паршивка подумала что та ждёт не дождётся её и обрадовалась. Но вопреки её ожиданий, та не выказывала никаких знаков внимания, как того велит закон гостеприимства. Удивлённая Паршивка подойдя ближе отвесила поклон и приветствовала болонку:
- Здравствуй, Белозвёздочка!
Но в ответ та не проронила ни слова. Теряясь в догадках, Паршивка продолжила:
- На тебе сегодня новый бантик, тебе идёт.
- Их у меня много, - призналась болонка.
- Что же будем делать? – поинтересовалась дворняжка.
- А ничего, - озадачив её больше, ответила болонка.
- Слушай, разве ты не узнала меня? Я Паршивка, и вчера ты пригласила меня в гости. Обещала накормить чем-нибудь вкусным с барского стола. Или ты вешала лапшу мне на уши?
- Так-то оно так, - последовал ответ, - но вчера хозяйка из окна на кухне заметила как ты любезничаешь со мной, и строго – настрого запретила общаться с тобой. Так и сказала, что ты безродная, бездомная псина, одним словом, бродяга. И ещё возможно, что у тебя водятся чумные блохи, что ты можешь заразить меня и я заболею.
Уязвлённая этими словами, Паршивка с достоинством сказала:
- Хотя мы принадлежим к семейству дворняг, мы вовсе не беспородные. И такие как мы как сельди в бочке. И всех нас тоже мать родила…
- Пусть и так, - перебила её Белозвёздочка, - но тебе лучше идти. А то в любой момент могут вернуться мои хозяева и ты, чего доброго, попадешь под горячую руку. Да и мне может попасть за то, что посмела ослушаться.
Паршивка хотела чавкнуть в сторону окна на кухне, мол, не буди во мне зверя, но передумала, и не прощаясь пошла прочь. Болонка облегчённо вздохнула, провожая её взглядом.
Так шло время, чередовались дни и ночи. Однажды, когда лил сильный дождь, несмотря на это Паршивка покинула своё укрытие и затрусила в поисках насущного хлеба. И перебегая дорогу, с изумлением увидела под забором всю промокшую и очень грязную болонку. От холода та вся дрожала и у неё зуб на зуб не попадал. Подбежав к ней, Паршивка участливо спросила:
- Белозвёздышка, хотя ты сейчас никак не походишь на белую звёздочку, ты ли это? Я еле узнала тебя.
Болонка кивнула головой, пряча глаза.
- Что с тобой? – стала допытываться Паршивка. – Как и почему ты оказалась здесь? И почему ты без бантика?
- Какой бантик? – сквозь слёзы едва слышно сказала та. – Мои хозяева заразились какой-то странной болезнью и умерли, чуть ли не в один день. В наш дом вселились другие люди, которые сразу же невзлюбили меня и выставили меня за дверь, и при этом ещё сказали, что я для прежних хозяев хоть была фавориткой, а им нахлебница не нужна. Так я стала уличной собачонкой. Не знаю, как быть, куда податься?
Паршивке стало жаль болонку, и она сказала подбадривающе:
- Ладно, не тужи, и не дрейфь, не убивайся. Бог милостив, пообвыкнешь и ты к условиям жизни без хозяев. Вот увидишь, всё обойдется. Для этого даже не обязательно выпрыгивать из собственных штанов.
- Не знаю, не знаю, - ответила болонка. – Ведь я совсем непригодна к такой жизни.
- Да брось ты, - возразила Паршивка, - ведь я же не сдохла, хотя и живу без хозяев. Зато я свободна, каким может быть только ветер, перелетные птицы.
И неожиданно к вящему удивлению болонки добавила:
- Если хочешь будем жить вместе. В тесноте, да не в обиде. Правда, в моём сарайчике мягких подушек нет, зато там есть стог сена. Хотя мы с тобой знакомы без году неделя, пустяки. Послушай что сказал поэт:
 
Наша дружба с тобой с вином старым схоже,
А чем старее оно, тем крепче и дороже.

Белозвёздочка устыдилась того, что когда-то свысока смотрела на дворовую собаку. И тронутая её словами, сказала:
- У тебя доброе сердце, Паршивка. А доброе сердце дороже красоты. Спасибо, что не затаила на меня обиду и хочешь мне помочь. Век помнить буду.
На это дворняжка ответила просто:
- Знаю, если будет  нужно, и ты тоже мне лапу помощи протянешь. Ты, наверное, проголодалась?
- Третьи сутки во рту маковой росинки не было, - печально ответила болонка, - с голоду на ногах еле стою.
Оглядев её, Паршивка сказала:
- Тогда скорее идём ко мне, а то ты совсем промокнешь.
- А ты разве нет? – ответила болонка.
- Нам не привыкать, - сказала дворняжка, - мы племя живучее. А дома я припасла две обглоданные кости, которые я нашла возле мусорного ящика. Раньше их было вдоволь, теперь же я их подбираю изредка. Говорят, что мясо подорожало, и не каждому по карману его покупать.
- Ладно, идём!
“Обглоданные кости, - подумала Белозвёздочка, которая, будь живы прежние хозяева, предложение дворняжки приняла бы за оскорбление, - а ведь какой гурманкой я была раньше”.
Но вслух ничего не сказала, и с понурым видом покорно поплелась за Паршивкой. А что ей оставалось делать, ведь голод не тётка. На безрыбье и рак – рыба.
Мораль, заключённую в этом рассказе притчи, можно выразить словами одного из героев романа “Мастер и Маргариты” Михаила Афанасьевича Булгакова, “Как причудливо тасуется колода!”.
Вот именно. Сегодня ты пан, а завтра…