Так говорил Мудрый Садовник. Учитель и ученики

Алексей Салтыков 1
Так говорил Мудрый Садовник. Учитель и ученики
   Все наши встречи с этим человеком я вспоминаю с особой теплотой. Вся его наружность и отзывчивость располагали к хорошей беседе, и всегда от него можно было ожидать добрых открытий и долгих бесед о чём угодно. И это было замечательно, тем более, что в наше время так редка беседа с человеком широкого круга мышления.
   Когда он был в своём саду, я не раз к нему захаживал посмотреть на его стройное, и в то же время экзотическое убранство, то его всегда окружала группа молодых, и не очень людей. И он никогда не называл их друзья, но более почтительно: мои ученики!
- Друг мой, - поучал он как-то своего ученика, вкладывая именно «ученичество»  в понятие «друг», - никогда, ничего не отдавай даром. Хоть мизерную плату, но возьми, нет денег – пусть принесёт в твой сад камешек и положит возле фундамента дома твоего. Отданное даром – не оценится, как добро, которое легко досталось, и тот ещё обрадуется, что тебя облапошил.
   И когда приходил я, у нас завязывалась неспешная беседа.
- Учитель, говорил ему я, - насколько почитаемо сегодня ваше звание?
- Общество сегодня живёт в состоянии перманентного конфликта внутри себя. Редко, кто хочет истинно учиться. Но те редкие – это будущие истинные жемчужины, аристократы духа, ибо для того, чтобы кем-то стать, нужно подняться и пройти самые глубины. Ибо многое в людях простых напускного, того, чего они сами не достойны. Но, как говорил Асклепий в своём поучении «О божестве Сократа»: «Рассматривая человека, … не чужое оценивай», ибо, «Я называю чужим то, что родили родители и дала щедрая судьба» Ничто из этого не выдаёт истинную суть человека, но: «Можешь все чужое перечислить подобным образом: «знатен» — восхваляешь родителей, «богат» — не доверяю удаче. <Не> зачту я и это: «здоров» — болезнь обессилит, «стремителен» — старость остановит; «красив» — подожди немного, и не будет. А если: «обучен благородным искусствам, в совершенстве образован и, насколько человеку возможно, мудр и постиг благо».
- Согласен с вами, учитель. Всё чаще я слышу нелепые вопросы: обязан ли ученик уважать учителя, что делать, если ученик оскорбил…
   При этих словах все его ученики глянулись на меня. На лицах многих выразилось недоумение. Но никто не вставил ни слова. Вот – истинное воспитание. Разговоры их были тихими, так, чтобы не мешать нашей беседе, но уши и души держали они востро, не пропуская ни единого слова.
- Это пройдёт, - сказал он, - за плохим всегда следует хорошее. Среди низкого  обязательно явятся жемчужины мысли, которые подчинят себе уставшие от хаоса массы плебеев, ибо без порядка, без закона и иерархии – всё общество находится в страхе и хаосе, и никто не может занять подобающее ему место, и лишь муть наполняет взбесившийся бурный поток.
- Есть ли у вас друзья? – спросил его я как-то
- Друзья – избранные. Для меня же все равны, и каждый может стать моим учеником, если у него к этому открыта душа, и следовать за мной в мой дивный сад. Друзья – это дело молодости. Дружба – есть равенство. Ученик же никогда не будет равен учителю, если он хочет стать таким же мудрым и великим, и создать свой сад. Мои друзья! Где они? Кто они? Если они такие же садовники, как и я, то друг в друге мы уже не нуждаемся. Время учиться для нас прошло. Настало время учить. В зрелости человек коснеет в своих воззрениях, и всё больше отходит от близких когда-то людей. Чем меньше он способен учиться – тем больше нуждается в учить! А два садовника в одном саду – это уже слишком.
- Но, будь у Сократа друзья, а не ученики – они бы спасли его от смертельной чаши с ядом!
- О, Сократ» «И не будешь иных ты богов почитать, кроме тех, кого сами мы славим» безграничная Воздуха ширь, Облака и Язык, - вот священная троица!» - таким видел его учение Аристофан. Да, друзья несомненно бы спасли, но и всё бы испортили, тогда, как Сократ самой смерти смеялся в лицо, делая из неё фарс, а из своих палачей – дешёвых комедиантов, не могущих уже ничего поделать со своим ничтожеством. Ему говорили: «Афиняне тебя осудили на смерть!», а он им: «А природа осудила их самих», «Ты умираешь безвинно», - говорила ему жена, а он возражал: «А ты бы хотела, чтобы заслуженно?» Всё это понимали его ученики, на то они и были таковыми! Они рыдали, но дали ему доиграть свою драму. Счастлив тот учитель, окруживший себя такими учениками.
   И дальше он брал ножницы, и шёл вдоль кустов, постригая их неровности и сухие ветки, а ученики, следуя за ним, делали более тяжёлую работу. Так его сад и цвёл по весне, а осенью приносил плоды, и каждый был в нём счастлив, потому, что рос, обретая своё предназначение. Иногда он забредал так далеко в бесчисленные лабиринты тропинок и кустов, что его не было видно несколько дней. И на мои вопросы ученики его отвечали: так надо, разве Солнце перестало всходить без него?
Так говорил Мудрый Садовник, и глаза светились его...

Глава предыдущая: http://proza.ru/2019/10/20/1557