Киев. Первая мужская гимназия. Обучение и пансионы

Влад Каганов
ПОСТУПЛЕНИЕ В ГИМНАЗИЮ

Поступить в гимназию было не так-то просто. Для зачисления не только в первый, но и в приготовительный класс необходимо было успешно выдержать серьезные испытания.
         По Закону Божию мальчики, поступавшие в первый класс, должны были знать 10 главных молитв, Символ Веры, десять заповедей, важнейшие события священной истории Ветхого и Нового Завета.
Для успешной сдачи экзамена по русскому языку требовалось бегло читать по-русски и уметь пересказывать небольшие прочитанные рассказы, писать под диктовку, а также читать по церковно-славянски. Нужно было знать наизусть не менее 10 стихотворений и басен и выразительно читать их, различать части речи, знать о делении слов на слоги и об ударении, иметь понятие о роде и числе, об особенностях склонения существитель¬ных, прилагательных и числительных, о спряжениях глагола. Требования по арифметике включали умение складывать, вычитать, делить и умножать в пределах до 100 -устно, до одного миллиона - письменно.

УЧЕНИЧЕСКАЯ ФОРМА

      Учащиеся 1-й гимназии носили форму: гимнастерку темно-синего сукна, однобортную,застегивающиуюся на девять посеребренных гладких выпуклых пуговиц, с четырьмя такими же пуговицами сзади по концам карманных клапанов;
       брюки из сукна сине-серого цвета;
       в зимнее время- пальто — серого сукна, двубортное офицерского образца; пуговицы такие же, как на мундире; петлицы на воротнике одинакового с полукафтаном сукна с белою выпушкою и с пуговицею;
       в теплые месяцы переходили на «летнюю форму одежды»: парусиновые блузы с черным кушаком и парусиновые брюки.
       Обязательным  элементом формы была синяя фуражка с кокардой из дубовых листьев и номером гимназии «К1Г». За цифру «1» на ней гимназистов называли «карандашами».

СОСТАВ УЧАЩИХСЯ

В первые годы количество учащихся было невелико: в 1812 году - 48, 1815 - 63, в 1824 - 112
В феврале 1919 года, на момент закрытия гимназии, в ней училось - 849 человек в 19 классах и работали 32 преподавателя.

       По социальному составу в 1828 году из 119 учеников - дворян было - 42, детей чиновников - 39, купцов - 8, привилегированных граждан - 4, мещан - 18, казаков - 1, иностранцев - 1, других -6.

Не слишком менялся социальный состав учащихся и в дальнейшем. Так, в 1856 году все 210 учащихся гимназии были детьми дворян и высокопоставленных чиновников.
На 1 января 1878 года из 655 учащихся в гимназии: детей дворян и чиновников- 446, духовного звания – 51, городских сословий – 114, сельских сословий – 26, иностранцев – 18;
      по вероисповеданию: православных – 497, католиков – 107, лютеран – 16, евреев – 34, прочих исповеданий - 1.

      Вот как пишет об этом Николай Павлович Полетика, учившийся в гимназии в 1905-1914 годы: «Общее число учащихся в гимназии составляло, в среднем, около 700 человек. Число гимназистов-евреев не превышало 20 человек (трехпроцентная норма). В нашем классе из 35 гимназистов было пять поляков-католиков и три еврея».

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Ежедневно в гимназии было четыре урока, по 1,5 часа каждый, утром от 8-ми до 11-ти часов и от 2-х до 5-ти часов после обеда; по средам для старших классов - только утром. Таким образом преподавание во всех классах гимназии, за исключением, конечно, воскресных и праздничных дней да еще среды для четырех старших классов, продолжалось шесть часов.

Курс обучения был рассчитан на восемь лет.

В гимназии изучали: закон Божий, помимо русского языка и словесности, языки – древнегреческий и латынь, а также немецкий и французский; из точных дисциплин - математику(алгебра, геометрия и тригонометрия), физику, космографию(астрономия), химию и технологию; из естественно-научных- естествознание, географию и основы сельского хозяйства; а также философию, логику, историю, архитектуру, политэкономию и право, науку о торговле и чистописание.
        Сверх того, за особую плату можно было изучать черчение, рисование, музыку и танцы.

        Николай Павлович Полетика подчеркивал: «Преподавание велось на русском языке. Попытки некоторых учеников говорить в гимназии на украинском языке быстро пресекались гимназическим начальством. Украинский язык был объявлен языком простонародья, а не интеллигенции».
      При этом, отмечал Н.П.Полетика: «Нас старались воспитать людьми. Уважение к человеческому достоинству выражалось даже в том, что к гимназистам приготовительного класса обращались на «вы», «ты» говорилось лишь в порядке близкого знакомства и дружеского расположения. Официальное обращение к нам было — «господа гимназисты»».

       Во время большой перемены ученикам раздавали французские булки, черный хлеб и соль, и учащиеся довольствовались этим умеренным завтраком или пополняли его колбасами либо салом, которые покупали у толкавшихся у здания торговок.

      Вот как описывал Николай Платонович Забугин: «После двух уроков наступила так называемая «большая перемена»; ученики из классов повалили в коридор, где им раздавали завтрак, состоявший из куска вкусного черного хлеба с солью. Несмотря на столь скромное угощение пансионеры выпрашивали, а иногда даже отнимали у полупансионеров следуемую последним порцию хлеба. Особенно лакомым куском считалась «горбушка», за обладание которой пансионеры вступали в бой. После большой перемены следовали еще два урока, а затем пансионеры отправлялись обедать»

БИБЛИОТЕКА

Книги для библиотеки преобретались у известных киевских книготорговцев: Степана Ивановича Литов, а после у Николая Яковлевича Оглоблина и от Южно-русского книжного магазина Ивана Игнатьевича Динтера.
 Кроме того, многочисленные издания были переданы гимназии из южнороссийских, педагогических книжных магазинов и из магазина редакции Киевского народного календаря. Часть книг поступала от дарителей или учеников, взамен утерянных.

         При комплектовании библиотеки  основное внимание  делалось на  приобретение « лучших из различных известных классических авторов и ученых произведений иностранных и русских, прежде всего тех, что относятся к учебным предметам, которые преподавались в гимназии». При этом, директор следил, чтобы гимназия регулярно пополнялась книгами и учебными пособиями.

В гимназии были ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ и УЧЕНИЧЕСКАЯ библиотеки.
 
        В разные годы фундаментальной библиотекой заведовали:
учитель латыни Антон Яковлевич Красовский(1837-1945), учитель русской словесности и истории Владимир Платонович Должиков(1862-1864), учитель математики и физики Илия Гаврилович Радкевич (1865 -1875), учитель древних языков Лука Максимович Студенецкий(1875-1885), учитель русского и латинского языков Яков Климентьевич Ярмохович(1885-1888),учитель математики Варсонофий Николаевич Иванов(1903-1906).

       В 1906-1911 годы  фундаментальной библиотекой заведовал учитель древних языков Владимир Фаддеевич Субоч. Он не только проверил все библиотечное имущество, разместил его в новом порядке в книжных шкафах, составил карточный и алфавитный каталоги, откорректировал и подготовил к печати к столетию гимназии систематический каталог библиотеки.

         Ученической библиотекой заведывали: учитель математики Федор Антонович Токарский(1844 - 1850), учитель греческого языка Александр Александрович Русов(1872-1874)
Позже ученическая библиотека была разделена на два отдела - старшего и младшего возраста.
        В 1884 году для заведывания каждым отделом был избран библиотекарь.
        Отделом для СТАРШЕГО возраста руководили Станислав Болеславович Трабша (1902-1909 ) и Александр Брониславович Селиханович (с 1909 г.), а для МЛАДШЕГО - в 1897 -1908 годы Павел Николаевич Бодянский.

        Фундаментальная библиотека насчитывала более 5500 наименований книг. Среди них: исследования, посвященные биографии и творчеству русских и зарубежных писателей, по истории русской и зарубежной литературы, биографии исторических деятелей, книги по отечественной и мировой истории, истории церкви, географии, этнографии, истории философии, языкознанию, астрономии, естествознанию, биологии, химии и педагогике. Раздел «Естествознание» содержал книги по ботанике, зоологии, энтомологии, минералогии.
Ценным в гимназической библиотеке был раздел, посвященный искусству. Представленные в нем издания представляли историю и развитие искусствоведческих направлений в разные эпохи.

       Большое колличество книг было на польском языке. Так, кроме польской художественной литературы и по истории Польши, имелись книги на польском языке по педагогике, филологии, государственному праву, естественным наукам,в частности учебники другие труды по химии, в том числе выдающегося польского ученого, биолога и химика Анджея Снядецкого (1768-1838)

        Что касается польской художественной литературы,то достаточно полно было представлено творчество писателя, почетного академика Петербургской академии наук(1914) Генриха Сенкевича(1846-1916), правда в русском переводе. При этом в фондах библиотеки находились два разных собрания сочинений писателя-одно 8-томное - петербургско-киевское, второе — 4-томное-московское. Кроме того, отдельным изданием был в библиотеке его знаменитый роман «Камо грядеши», за который он, как известно, получил в 1905 году Нобелевскую премию по литературе.

Кроме того, имелись справочные и периодические издания, рукописи, карты и атласы. В частности, имелся «Словарь Академии Российской: в 6-ти частях».

         На 1 января 1911 г. в ученической библиотеке для старшего возраста, было 1816 книжных томов, часть книг - в нескольких экземплярах. К началу 1912 г. в отделе для старшеклассников было 27 книг по богословию, 47 - по философским наукам, 113 - по естествознанию, 191 - по русской истории, 183 - по всеобщей литературе, 49 - по истории всеобщей литературы. Наиболее многочисленными были собрания по русской литературе (466 томов) и истории русской литературы (233 тома). В разделе художественной литературы, кроме русских авторов, было представлено более 150 книг на иностранных языках.

          Помимо этого, при старшем отделе был организован физико-математический отдел, включавший 296 названий книг (336 томов).
В 1909-1910 годы, когда в гимназии были созданы исторический, географический и естественно-исторический кабинеты, в них были переданы библиотечные фонды соответствующей тематики.

       Книги выдавались гимназистам раз в неделю и должны были быть возвращены в течение двух недель.

Сама гимназия изданиями книг отмечала юбилеи Н. В. Гоголя, Н. И. Пирогова, а также Троице-Сергиевой лавры.
В 1911 году к столетию гимназии, Комиссия под руководством директора подготовила издание в 3 томах большого формата, посвященное юбилею гимназии.

ГИМНАСТИКА

Уроки гимнастики хотя и были предметом не обязательным, но относились к комплексу предметов, направленных на гармоничное физическое и эстетическое развитие.
       Гимнастика происходила в зале, а весною, летом и в начале осени - на открытом воздухе.
  «Преподаватель Дубинский,- писал в воспоминаниях Николай Петрович Михайлов(1883-?),- разделял гимнастику на пассивную и активную. Пассивная гимнастика состояла в медленном и напряженном движении обеих рук вверх, вниз, в сторону, вперед; наконец, руки держались так «как будто вы ангелы с крыльями». Также, делались упражнения с гирями: ученики младших классов начинали от 1 до 5 фунтов(фунт-450 гр.), а старшие- от 5 до 15 фунтов. Ученики сначала смеялись над гимнастикой, потом увлекались, видя, что сделались крепче и мускулистее, и даже сами приобрели чугунные гирьки в железных лавках, и по утрам упражнялись.»
Кроме того, ученики младших классов упражнялись на качелях и в прыганьи в вышину».
        Ученики старших классов прыгали через кобылу и козлы и показывали искусство ловкости на параллельных брусьях.
Василий Никитич Терлецкий(1871-1938) о занятиях гимнастики рассказывал: « Вначале гимнастика в гимназии была по шестам, лестницам и трапециям, а потом ее упразднили и заменили шведской. Было одно время заведено в гимназии фехтование на рапирах, для любителей этого спорта. Помню нашего учителя гимнастики Евгения Николаевича Экстера, фехтовавшего на рапирах с пансионерами старших классов. Я застал еще в гимназическом саду гигантские шаги, но скоро затем их упразднили. Из игр на вольном воздухе остались только кегли и крокет; ну, и, конечно, игра в мяч никогда не переводилась.» Он же вспоминает, как тогда инспектор, а в будущем- директор Третьей гимназии Константин Николаевич Воскресенский (1841 1892) однажды зимой позаботился о том, чтобы «налили на гимназическом дворе ледяной каток» и заказал несколько десятков пар коньков, стальных и деревянных.

      «Первая гимназия, - писал Григорий Евгеньевич Червинский,- выгодно отличалась от прочих учебных заведений своим обширным садом, выходившим на три улицы, где мы проводили все переменки, бегали взапуски, играли в мяч, зимой в снежки.Там же были поставлены приборы для гимнастических упражнений; это в значительной степени восполняло наше физическое воспитание в гимнастическом зале».

        Другой воспитанник гимназии описал гимназический сад: «В августе, в часы послеобеденной рекреации мы, воспитанники благородного пансиона при гимназии, гуляли в саду. Это было самое приятное время для пансионеров. Старый сад, окруженный массивной чугунной решеткой николаевских времен, имел много уютных и недоступных для воспитательского глаза уголков.Под изгородью тянулись густые кусты сирени, жасмина и желтых акаций».

При гимназии была создана футбольная команда, которая не без успеха участвовала в первенстве города. Так, в одной из заметок того времени, находим следующее сообщение: «В 1911 году Киевская лига провела розыгрыш Кубка города по футболу, в котором приняли участие пять команд. Немецкая семья Вешке пожертвовала для победителя кубок из фамильного серебра.
       1 октября 1911 года в первом матче первого городского чемпионата встретились «Императорская Александровская гимназия» и «Четвертая гимназия». Между прочим, историки футбола считают эту дату -  началом организованного киевского футбола.

       Писатель Константин Паустовский отмечал : «Каждая гимназия считала себя самой выдающейся в Киеве и гордилась или футбольным вратарем (тогда их называли еще «голкиперами», а лучший голкипер, по фамилии Шило, учился как раз в нашей гимназии)»

Среди преподавателей гимнастики Георгий Васильевич Жалковский (1861-1908)и руководитель гимнастического общества «Сокол» в Киеве-Алоизий Францевич Коваржик(1847-?)
Среди выпускников были организаторы и пропагандисты спорта- председатель Киевского олимпийского комитета, председатель Оргкомитета Олимпиады 1913 в Киеве -Александр Константинович Анохин(1882-1920) и вице-председатель Киевского Олимпийского комитета, вице-командор киевского яхт-клуба Евгений Федорович Гарнич-Гарницкий(1862-1936)

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
 
Значительное место в системе художественных дисциплин в гимназии отводилось музыке и хоровому пению. На эти занятия отводилось четыре раза в неделю по два часа
Много внимания уделял развитию музыкального дела в гимназии- учитель древних и новых языков- отличный знаток музыки и хороший пианист Константин Александрович Деллен.

        В гимназии было два певчих хора. Выпускник гимназии- фольклорист, музыкальный теоретик и хоровой дирижер, профессор Петербургской консерватории Александр Иванович Рубец(1837-1913) описывал, как пел в хоре, «состоящем из ЛУЧШИХ голосов, выбранных из всех семи классов гимназии».
«Пению учились сначала на слух, а затем по нотам.От регента Ефимовского,-писал А.И.Рубец,- требовалось всегда аккуратное обучение пение в специальные дни два раза в неделю… Он следил за теми, кто пел в хоре, чтобы они не кричали, не спешили, хорошо произносили слова песен, были внимательными к нему, когда он показывал знаками всевозможные оттенки напева».

       В гимназии учащиеся обучались игре на фортепиано, скрипке, гитаре, духовых и струнных инструментах и даже был организован оркестр.
О высоком уровне музыкальной подготовки гимназистов свидетельствуют сохранившиеся программы нескольких концертов. Так, в первом, который состоялся 26 января 1913 года, программу составляли фортепианные произведения: Верди-«Письмо парафраз «Риголетто», концерт А.Аренского, прелюдии С.Рахманинова и Ц.Франко; скрипичные концерты Ш.Берио‚ Б.Годара; симфонические произведения П.Чайковского, Ж.Бизе, М.Глинки; в другом - включало исполнение на фортепианно: 2-й и 3-й части «Сонаты до мажор» Л. Бетховена.

       Руководили хором и оркестром известные музыканты, преподаватели Киевского музыкального училища или консерватории:Федор Иванович Воячек (1857-1934), Афанасий Иванович Завадский (1871-1910), Иосиф Яковлевич Коль(1860-?) Евгений Августович Рыб(1859-1924), Иван Федорович Шебелик(1866 -?)
Учителем пения и регентом церковного хора гимназии был Платон Федорович Кожич(1856–1928)
Кроме того, Александр Рубец с теплотой вспоминал гимназического учителя музыки-пианиста и органиста Александра-Августа Францовича Шмидт-де-Берга, которого Рубец в своих воспоминаниях именует Шмитдебергом. «Шмитдеберг,-пишет Рубец,- иногда играл во время обедни в костеле.Мы всегда знали, когда он будет играть на органе, и тоже отправлялись в костел, где наслаждались его дивной игрой»
Немало способствовал улучшению работы гимназического хора- дирижер итальянской оперы в Киеве (1863-1865) Сальватор Сабателли. Больше того, как сообщалось в одном из писем (от 9 декабря 1863 г.) «Г-н Сабателли до сего времени продолжает давать уроки хорового пения по два раза в неделю без всякой платы со стороны приходящих»
      
       Среди учеников гимназии были: оперный певец (бас-кантанте), вокальный педагог и композитор Станислав Иванович Габель(1849-1924); музыкальный критик и композитор Владимир Николаевич Ильин(1891-1974); композитор Борис Николаевич Лятошинский (1894 1968)
Но даже те, кто не стал профессиональным музыкантом, прекрасно разбиралась в музыке и, порою, даже участвовали в домашних концертах или поддерживали музыкантов.
Так, предприниматель, управляющий киевским отделением Волжско-Камского банка,председатель правлений Товариществ нескольких сахарных заводов и страховых компаний Николай Павлович Рузский(1865-1927) - не только сам не плохо играл на виолончели, но и был членом главной дирекции Русского музыкального общества(РМО)и членом дирекции Санкт-Петербургского отделения РМО, содействовал изданию «Русской музыкальной газеты».
Чтобы продемонстрировать успехи учеников, в течение учебного года в гимназии устраивали два-три литературно-музыкальных вечера на которых выступали хор и оркестр.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Не менее основательно было поставлено в гимназии и преподавание рисования.
       «Ко 2-му классу, занимавшему большую, тоже сквозную залу на 2-м этаже,-пишет один из выпускников,- примыкала большая комната, исключительно назначенная для класса рисования, с высокими столами посредине, снабженными еще выше выдававшимися опорами для рисовальных досок. Здесь рисовали на досках тушевальными карандашами охотники и искусники. И я тоже был в том числе и, помню, с каким удовольствием я срисовывал, а потом растушевывал по контуру головки, уши, ноги, руки…»
В книге «Первая киевская гимназия после реформ 1871 года» можно найти такую заметку о преподавании курса рисования в 1876 году: «Значительная часть учеников (85) обучалась рисованию, которое преподавалось по методу, принятому в Строгановском центральном училище». Имеется в виду сегодняшняя Строгановская академия в Москве, открытая еще в 1825 году.

      Среди преподавателей- академики живописи и педагоги: Николай Иванович Мурашко (1844-1909) организоваший и возглавлявшийв Киеве знаменитую Рисувальную школу; Федор Алексеевич Беляев(1836-1864),Владимир Юрьевич Рябчевский(1860- ?), Василий Алексеевич Тренин (1828-1883),Федор Сергеевич Щеголев (1856-?)

      Среди художников, получивших начальное образование в гимназии, были: Михаил Васильевич Брянский(1830- 1908),Никола;й Никола;евич Ге (1831-1894);скульптор Пармен Петрович Забелло (1830-1917); брат танцовщика и балетмейстера Сергея Лифаря (1905–1986) Василий Михайлович Лифарь (1904 -1982); театральный художник, иллюстратор и архитектор -Вадим Георгиевич Меллер (1884-1962); Иван Фёдорович Селезнёв(1856-1936) и Леонард Вильгельмович Страшинский(1827–1879)

Кроме того, среди выпускников гимназии были: искусствоведы Сергей Алексеевич Гиляров(1887- 1946) и Всеволод Михайлович Зуммер (1885-1970), художник, один из зачинателей российской мультипликации Вячеслав Вячеславович Левандовский (1897-1962); архитектор Николай Петрович Самонов(1819-1898); театральный режиссёр и художник Леопольд Антонович Сулержицкий(1872-1916), поэт и художник Виктор Васильевич Третьяков(1888-1961).

УРОКИ ТАНЦЕВ

      Два раза в неделю по два часа в большом актовом зале под музыку пианино для желающих проводились уроки танцев. «Танцы преподавал учитель,-пишет один из учеников,- фамилии которого теперь не помню. Начинал он учить нас с позиций и на этом очень долго останавливался в низших классах, пока не приучал ноги учеников легко исполнять все позиции, потом уже приступал к танцам».

ТЕАТР

       В старших классах преподаватель русского языка и словесности Лаврентий Федорович Батуев организовал драматической кружок в котором с увлечением участвовали Борис Сергеевич Ромашов и Николай Платонович Вакар. Как вспоминал один из выпускников:
      «В «Женитьбе» Николая Гоголя Ромашев играл роль Подколесина, а Коля его друга Кочкорева.Коля выступал также как чтец небольших чеховских рассказов и показывал незаурядные актерские способности».
Другой воспитанник рассказывал: «Мы ставили «Наталку Полтавку» Котляревского. Спектакль прошел очень удачно. Женские роли – Наталки и ее матери Терпелихи – исполняли мальчики, имеющие хорошие голоса. Непритворно плакали и страдали они, так что вызывали слезы даже у взрослых посетительниц этого спектакля.
      В другой раз шла пьеса Мольера «Мнимый больной», исполнявшаяся на французском языке. Мнимого больного играл гимназист Цявловский. Исполнение этой комической роли было в высшей степени правдиво, при этом его французский выговор был прекрасен, и публика все время его хвалила.
Сцену и декорации мы всегда сами устраивали и рисовали.Для этого холсты раскладывались в большом зале на полу и мы, стоя, большими малярными кистями рисовали деревья, хижины, комнаты, улицы и все, что нужно было для пьесы.
В «Наталке Полтавке» задние кулисы, с изображением вида Полтавы, были очень хороши. В пьесе «Мнимый больной» сцена изображала комнату со всеми атрибутами больного: большая кровать с подушками и теплым одеялом, на столе стояли разные медикаменты и весы для взвешивания пилюль, компрессы, которые часто переменялись на голове больного. Цявловский в халате и колпаке, постоянно хватающийся то за бок, то за живот и при этом стонавший, был удивительно комичен».

       Среди получивших образование в гимназии были: актер и режиссёр Иван Николаевич Берсенев(Павлищев; 1889- 1951); актёр и куплетист, артист Александринского театра Ипполит Иванович Монахов(1841-1877); артист, автор-исполнитель куплетов и пародий Станислав Францевич Сарматов(1873-1938); артист Иван Платонович Чужой (Кожич;1889-1945)

РУКОПИСНЫЕ ЖУРНАЛЫ

«Многие из нас пробовали свои литературные силы, – писал в воспоминаниях литератор Лев Михайлович Медведев (1865-1904), – В связи с этим находились желающие издавать рукописные журналы. Задору было хоть отбавляй. А порою встречалось и настоящее остроумие.
       В 6-м и 7-м классах несколько хорошо писавших сочинения учеников решили издавать [рукописный] журнал «Родная Правда». В этом журнале были всевозможные отделы: сначала передовые статьи, вторая часть – стихотворения, третья часть была посвящена педагогическим статьям.
В дальнейшей жизни в настоящую литературу и журналистику из нас в конце концов пошли не очень многие, но кое-кто пошел»
В 8 классе Николай Зеров с друзьями-одноклассниками: в будущем зоологом, кандидатом биологических наук Николаем Воскресенским (1889-1969), будущим юристом Алексеем Гольденвейзером(1890-1979) и будущим актером и режиссером Иваном Кожичем, взявшим себе творческий псевдоним Чужой (1889-1945) затеял издательство юмористического журнала.
Брат Зерова- Дмитрий так вспоминал об этом: «Назывался журнал «Скучающий осмоклассник»: так авторы остроумно обыграли слово «осмогласник»- сборник богослужебного пения, которое во время церковной службы исполнялось на «восемь гласов». На страницах «Скучающего осмоклассника» помещались «сатирические стихи против гимназических учителей».
 
Из тех, «не очень многих, кто пошел в литературу и журналистику», хотя и не были причастны к изданию тех рукописных журналов, были писатели Михаил Афанасьевич Булгаков(1891-1940) и Константин Георгиевич Паустовский(1892-1968); поэт и переводчик Освальд Бурггардт(1891-1947), писавший под псевдонимом Юрий Клен; поэт и переводчик Николай Васильевич Гербель(1827-1883); польский писатель и поэт Ксаверий Оттович Глинка (1890-1957); журналист и детский писатель Николай Григорьевич Еремеев(1877-1941); поэт, литературовед и переводчик Николай Костантинович Зеров (1890-1937);журналист и редактор Владимир Александрович Лазаревский (1897-1953); писатель и литературный критик Сергей Владимирович Пилипенко (1891-1934); драматург Борис Сергеевич Ромашов(1895-1958);поэт, писатель и переводчик Николай Николаевич Ушаков(1899-1973); писатель, журналист, поэт и переводчик Иероним Иеронимович Ясинский (1850-1931)

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА

В течение учебного года в гимназии устраивали два-три литературно-музыкальных вечера, посвященные кому-то из выдающихся деятелей или историческим событиям на которых выступали хор и оркестр.
Как описывал один из бывших учеников, «Оркестр сыгрывался, а чтецы доводили искусство декламации до последней степени, тщательно вырабатывая и обдумывая произношение каждого слова».
Разнообразно составленная программа вечера, в которую входили чтение, музыка и пение, исполнялась исключительно воспитанниками гимназии. В числе приглашенных, прежде всего, занимали места родители воспитанников, но, кроме того, посылались пригласительные билеты во все учебные заведения города: мужские и женские гимназии, а также в женский институт.
Проходили такие «вечера» очень оживленно и для гимназии они всегда являлись своего рода праздниками, именинным днем, о котором говорили долго после того, как он уже проходил, поэтому к ним готовились особенно старательно.

      Н.П. Михайлов описывал свои впечатления : «Торжественный час вечера. Актовый зал залит светом, масса публики и минута публичного выступления, - все это ужасно волновало нас, участников вечера».

Поскольку самая большая конкуренция была между учениками первой и второй гимназии, каждая из гимназий старалась изо всех сил: выбирались самые трудные концерты, необычайно сложные напевы, и маленькая ошибка в пении обсуждалась потом учениками на всевозможные лады, как событие самой первостепенной важности.

После основной части всегда были танцы. Танцевали под аккомпанемент либо оркестра, либо гимназистов, игравших на рояле в две или четыре руки. Среди танцев разрешались: полонез, мазурка, паде-катр,паде-грас и вальс. В начале XX века старшеклассники иногда просили воспитателей разрешить танго, которое тогда считалось слишком фривольным.

ЭКСКУРСИИ

         Гимназисты часто посещали выставки и музеи, ездили на экскурсии в пригороды. Это было традицией, даже делом чести для учителей.
В архиве гимназии сохранились отчеты о некоторых экскурсиях.
Так, весною 1903 года классный наставник второго отделения - АЛЕКСАНДР ЛЮДВИГОВИЧ ДЕЛЛЕН водил своих учеников на Аскольдову могилу; преподаватель древних языков и истории - ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ БОДЯНСКИЙ –провел 11 экскурсий: в Киево-Печерскую Лавру, к Аскольдовой могиле, к Золотым воротам, в Музей древностей, к Цепному мрсту, в Царский сад. «При обозрении всех этих достопримечательностей, – указывал П.Н.Бодянский, – давались попутно и объяснения исторического содержания».

        Преподаватель естествознания и лесоводства в киевском политехническом институте - ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ ДОБРОВЛЯНСКИЙ с учениками посещал: ботанический сад университета, Святошинский дачный лес и Голосеевский лес.
         «Учитель естественной истории Виктор Петрович Девьен, - воспоминал Александр Рубец,- ввел в обыкновение делать экскурсии и составлять коллекции по зоологии; для этого мы собирали ужей, ящериц, лягушек. Мы ходили по болотам, лазили в воду, чтобы доставать водолюбов и разных жуков, ловили оводов, слепней и других кусающихся насекомых; любители природы из учеников, если хорошо учились, получали в награду книги с чудными рисунками редких бабочек, пчел, шершней».
         «Ходили мы с Константином Мойсеевичем Щербиной бывало, на экскурсии, то в Лавру, то в Кирилловский храм на Лукьяновке. Шумно, весело, оживленно. С удовольствием вспоминаю эти прогулки»,- писал Н.П. Михайлов
Филолог и историк специалист по творчеству Н.В.Гоголя - МИТРОФАН ИВАНОВИЧ ТРОСТЯНСКИЙ с учашимися третьего класса совершил двухнедельную экскурсию пароходом, к днепровским порогам.

       Учитель математики и физики ВАРСОНОФИЙ НИКОЛАЕВИЧ ИВАНОВ  летом 1910 года принимал участие в ученической экскурсии на Балканский полуостров, организованной учебным округом, впечатления от которой были им изложены затем в нескольких статьях, помещенных в «Киевлянине».
Кроме того, гимназия организовывала для учеников дальние поездки в Москву, С-Петербург, Финляндию, Ревель, Ригу и Вильну.

ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ И ВЫПУСК

«Выпускные экзамены,- писал историк и журналист Николай Павлович Полетика (1896-1988),- всегда проходили в торжественной обстановке, в актовом зале. В экзаменационной комиссии, кроме учителей, участвовал представитель учебного округа, часто присутствовал директор. Учителя и гимназисты были в парадных мундирах. Все это наводило страх и заставляло дрожать даже знающих и смелых.
Устные экзамены начинались в 9 часов утра. Учеников вызывали по алфавиту. Экзамен продолжался без перерыва целый день. Те,которые успели сдать экзамен в первой половине дня, ждали результаты, поскольку Комиссия оглашала оценки после окончания экзамена».
       «Экзамены начинались с начала мая, кажется, и тянулись до половины июня, а 22-го всегда был торжественный акт всех казенных учебных заведений – в университете, что было для нас, детей, необычайным празднеством. Помню, с какою торжественностью нас вели туда в парах; как, приведши в университет, на некоторое время удерживали в коридорах, а старик-сторож, сопровождавший нас, чистил каждого щеткою, и только тогда вводили в торжественный зал. Действительно, то было торжество. Прочитывались краткие отчеты, произносились стихотворения и раздавались награды, и в конце народный гимн – пение и оркестр»
К.Паустовский, окончивший гимназию в 1912 году писал: «Все классы были уже распущены на летние каникулы. Только мы приходили в пустую прохладную гимназию. Она будто отдыхала от зимней сутолоки. Шум наших шагов разносился по всем этажам».
       
        Экзамены окончились 1 июня, а уже 4 июня в 9 утра в гимназической церкви прошло благодарственное молебствие,а затем, как пишет Н.П.Полетика,  «в актовом зале прошло торжественном заседании педагогического совета и нам вручили аттестаты зрелости».

ПАНСИОНЫ

Для проживания иногодних или малоимущих учеников при гимназии существовали три пансиона, позднее осталось два.
Оплата за проживание в пансионе составляла 300 руб, а с обучением музыке- 350 руб в год. Кроме того, пансионер должен был при поступлении принести серебряные большую и маленькую чайную ложки и дюжину салфеток для стола.
«Первый пансион,- описывал А.И. Рубец,- «наиблагороднейший», состоявший из воспитанников богатых родителей, второй пансион, называвшийся «дворянским», потому что там были преимущественно дети помещиков, дворян и чиновников, 3-й пансион -«хуторской», который составляли дети мелкопоместных дворян»

       Все пансионы находились в роскошных помещениях.
        ПЕРВЫЙ пансион находился недалеко от гимназии в Липках, на углу улиц Графской и Шелковичной.
       Построенный в стиле ампир, покрашенный в розово-оранжевый цвет с белыми колоннами и такими же розетками, модульонами и прочими лепными украшениями, он располагался в доме тайного советника,сенатора(с 1853 г.) графа ЯНУША АВГУСТОВИЧА ИЛЬИНСКОГО(1793-1860), который считал себя сложившимся композитором и даже посвятил мессу самому Папе Римскому.
Пансионы находились под непосредственным контролем инспектора и подчинялись директору гимназии.

В 1-м пансионе было 6 комнатных надзирателей и 7-й старший. Каждый из надзирателей дежурил сутки в неделю: в воскресные дни была особая очередь. Все надзиратели обладали хорошим знанием новых иностранных языков, на которых воспитанники обязательно должны были общаться. Каждый день соблюдался по очереди французский и немецкий языки.
В пансионе ежедневно натирались паркетные полы. Кровати, заправленные накрахмаленным чистейшим бельем, были днем зачехлены. В здании имелось пять роялей.
Хороший обед состоял из пяти блюд, к утреннему и вечернему чаю подавались молоко и белый хлеб.

После возвращении из гимназии, двери пансиона закрывались на ключ. Воспитанники могли покидать здание, если за ними приходили лакеи.
В праздничные дни швейцар у парадного входа, облекался в треугольную шляпу и красную перевязь, постукивал с ощущением собственного достоинства золоченой булавой и мог по своему усмотрению «отпускать в краткосрочное увольнение» некоторых «благонадежных» воспитанников.
«Наш пансион,- описывал В.Н. Терлецкий,- был довольно велик, приблизительно в 100 человек. В пансионе было две комнаты для занятий, в которых стояли двумя рядами особые парты, с ящиками для хранения книг и письменных принадлежностей, а у стены, посредине первой, отличавшейся своими большими размерами, стоял воспитательский столик. Кроме того, в пансионе были приемная для гостей с фортепиано и фисгармонией, две спальни, танцовальный зал и библиотека для пансионеров, в которой помещался дежурный воспитатель».
«Спальни для меньших классов,- описывал А.И. Рубец,- находились наверху; во втором этаже были комнаты для приготовления уроков, большой зал с прекрасным паркетным полом и столовая; в нижнем этаже помещались спальни старших – 5-го, 6-го и 7-го классов».

РАСПОРЯДОК ДНЯ
В 5-30- подъем; в 6 часов- все собирались в зал для молитвы.
После молитвы - чай или молоко с булкой;
в 7-30 часов утра звонили, чтобы ученики одевались и шли попарно в здание гимназии.
в 11-30 - возвращались в пансион и до 12 часов завтракали;
 после возвращения из гимназии от 5-30 до 7-30 готовили уроки к следующему дню; от 7-30 до 9-30- занимались по выбору- рисованием, танцами, пением:
в 9 -30 - чай или молоко,
в 9-45 - вечерняя молитва, после которой воспитанники ложились спать.
Сюда, конечно, нужно прибавить, что строго соблюдались посты, и по праздникам ( а их в православном календаре было достаточно много) воспитанники посещали богослужение

        «Два раза в месяц пансионеры всех трех пансионов,- описывал А.И. Рубец,- должны были мыться в банях, которые помещались во дворе гимназии. Все мы любили баню, были большие охотники париться на самой высокой полке, а иные прямо с полки выходили во двор, катались в снегу и опять парились, и никто из них никогда не болел. »
«На прогулках с воспитателями,- читаем в воспоминаниях В.Н. Терлецкого,- мы обычно проходили всю Большую Владимирскую улицу, от здания нашей гимназии( на б.Шевченко) до Софийского собора и обратно. Петр Семенович Иващенко избирал другой маршрут для прогулок и, таким образом, знакомил нас с топографией Киева. Приходили мы с таких прогулок порядком уставшие, но зато с большим запасом свежих впечатлений».
«В пансионе нас учили и танцам, и гимнастике (а желающих, за плату, и музыке), но с жизнью мы мало знакомились реально.- писал Владимир Онуфриевич Кудленко,- Вот почему каждый был доволен всяким выходом на время в город, в отпуск или на прогулку, а особенно любили пансионеры, когда их водили в мае месяце рано утром купаться на Днепр».
«Во дворе нашего пансиона была одна большая липовая аллея; ,- описывал А.И. Рубец,- направо и налево от аллеи находились большие площадки, на которых дети играли в лапту, чехарду, бегали взапуски, играли в пятнашки. Левая сторона площадки оканчивалась беседкой, густо обсаженной большими липами; в ней летом собирались любители пения и пели разные песни: великорусские, малорусские, польские, с разнообразием оттенков, что иногда выходило очень гармонично и звучно».
Не удивительно, что в последующие годы, вспоминая время, проведенное в гимназии и в пансионе, многие, подобно Цезарию Станиславовичу Ясенскому заявляли: «Жизнь моя в пансионе была счастлива, покойна, и могу справедливо сказать, что она составляет счастливейший период всей моей жизни».

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ:

1.Андрій Валерійович Нарадько «Благодійність у сфері освіти в Україні (друга половина ХІХ – початок ХХ століть): монографія.» http://reposit.nupp.edu.ua/bitstream/PoltNTU/1281/1/.pdf
2.«Визит "горбоносого короля"» https://mik-kiev.livejournal.com/62944.html
3.«Гимназист Константин Паустовский: становление творческой личности и формирование системы образов»
4.Пазюра Наталка «Невідома «Автобіографія» Миколи Стороженка» http://history.org.ua/JournALL/green/12/55.pdf
5.Аліна Олексіївна Загладько «Фортепіанна компонента у концертному житті Києва 70–80-х років XIX століття(за матеріалами періодики)»  6.Анастасия Подгорная «Как открыть гимназию» :http://lingva.ffl.msu.ru/2020/01/
7.«Киевская Первая гимназия» http://www.famhist.ru/famhist/klasson/kpg.pdf