Театр абсурда

Котя Ионова
Недавно ехала на электричке и пристал ко мне пьяненький мужчина предпенсионного возраста с настойчивым желанием "излить душу". Мучила его ностальгия по молодости. Вспомнил советское время, пожаловался на недоразумения с молодым поколением.
- Раньше о Ленине постоянно говорили. А теперь мой внук не знает кто такой Ленин. Почему сейчас никто о нем не рассказывает? – спросил мужчина.
- А почему вы сами не расскажете своему внуку, кто такой Ленин, если он действительно этого стоит? – спросила в ответ его я.
Случайного собеседника зацепило. Потом он начал бормотать что-то несуразное. Похоже,  в его голове вертелись какие-то запечатленные совковой пропагандой штампы о вожде мирового пролетариата, которые он оказался неспособен слепить в нормальный человеческий рассказ не важно для кого.
Если отбросить всю пропагандистскую мишуру, то и собственно сказать о нем нечего (в смысле хорошего). Из искусственно слепленной легенды остался пшик после оглашения свободы слова и раскрытия секретных архивов. Так  после снятия грифа "секретно" из архива родного города Владимира Ульянова, которое и по сей день не изменило своего названия, открылось много интересного - прямо противоположного тому, что с детства вбивало всем в головы советское образование. Так из воспоминаний современников следует, что Володя с детства был далеко  не вундеркинд, а совсем наоборот – его считали умственно отсталым. “Ходить научился только в три года, – вспоминает сосед Ульяновых по дому Коля Нефедьев. – с отчаяния бился головой об пол. С невероятной жестокостью ломал все, что попадалось под руку”. Будущий вождь с детства был злобный и мстительный. В архивных воспоминаниях сохранилась история о том, как Володя отомстил учителю пения Константину Моторину. За оскорбление он насыпал ему в галошу собачьего дерьма.
Спустя каких-то сорок лет Владимир Ульянов-Ленин жестоко отомстит за смерть старшего брата -"навалит говна" на всю тогдашнюю Российскую империю. Событие,  ставшее точкой отсчета для целой эпохи лжи и мифологии тех, "кто был некем", но благодаря непомерным амбициям "стал всем", сначала  называлось просто и правдиво - переворот. Впоследствии  идеологи раздули значимость этого события и красиво его нарекли -  "Великая Октябрьская социалистическая революция". А живее всех живых был канонизирован и забальзамирован в мавзолее.
С этого момента началась мифологизация "вождя революции". Для сталинского режима канонизировать мертвых было гораздо удобнее, чем мириться с существованием живых лидеров. Канонизировались и мифологизировались погибшие "герои гражданской войны" - Чапаев, Щорс. Для живых реальнее была перспектива ГУЛАГа, или же бегство за границу. По всей вероятности, живого Ленина могла ждать судьба Бухарина, Троцкого или Кирова. Однако сифилис (как свидетельствуют современные исследования тела в мавзолее на Красной площади в Москве, именно он был причиной продолжительной болезни и смерти в 54-летнем возрасте) сделал из Ульянова-Ленина легенду. Правда, не того  уровня, чтобы народ передал его из поколения в поколение, а нуждающуюся в постоянной подпитке и распространении на государственно-идеологическом  уровне. И легко начала отходить в забвение, когда этой подкормки не стало.
Уменьшается процент тех, кто на выборах голосует за партии,  которые можно считать наследниками советской идеологии. Во время голосования они набрали около 2 процента.
Можно было бы процесс возвращения ускорить. Этому могла бы способствовать иллюстрация бывших компартийных работников. Ее осуществили в большинстве постсоциалистических стран Восточной Европы. Однако в России настойчиво придерживаются более "гуманного" метода очищения  от совково-ленинской идеологии - ожидая естественного ухода на тот свет ее адептов-носителей. Таких становится все меньше с каждыми выборами. Между тем на их "верованиях" от одного до следующего волеизъявления  спекулируют представители "серпо-молотого" политического спектра. Они повесили на свои флаги Ленина и колбасу по 2,20. Их лидеры сами, похоже, отдают себе отчет, что вернуть последнюю так же реально, как оживить труп в мавзолее. Однако идеология существует, пока живы ее носители.
Каждый манипулирует ими по-своему.
Львиную  долю этого красно-розового электората составляют те, для кого советские  времена прежде всего ассоциируются с молодыми годами. Те, кто не может или не хочет отдавать себе отчет, что молодость им не вернет ни одна партия – провластная или оппозиционная. На примере Ульянова-Ленина можно увидеть, каким образом молодость может влиять на революции. Историки  отследили и сопоставили хронологию, так сказать, достаточно тесного  общения вождя с Крупской и другими преданными ему революционерками. Интересная, получилась картина: когда такие отношения налаживались, революционные порывы затихали. Когда  по каким-то причинам Ленин оставался без внимания женского пола –  начинались бурные революционные события, основные из которых датированы  1905 и 1917 годами. Именно такая чрезмерно-нездоровая страсть и возвела живее всех живых на тот свет, а не пули эсерки Каплан.
Кажется – абсурд. Тот,  на кого заставляли молиться несколько поколений шестой части света, оказался самым обычным ловеласом и параноиком с комплексом  неполноценности. Мы действительно жили в театре (т.е. в стране) абсурда. А кое-кто продолжает жить в этой области иллюзий и по сей день, воспринимая "резиновую женщину за светлую мечту".